УДК 004

Блокчейн технологии в логистике строительства

Кочнев Евгений Александрович – студент магистратуры заочной формы обучения кафедры Организации строительства Строительного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: В данной статье обсуждается потенциальное применение технологии блокчейн в логистике и управлении цепочкой поставок в строительстве. Результаты исследований показывают, что блокчейн может помочь решить проблему разобщения материальных и экономических потоков, обеспечивая прозрачность, прослеживаемость и улучшенную оценку качества результатов проекта.

Ключевые слова: логистика, строительство, блокчейн, интернет-вещей, логистические процессы.

Строительство – это отрасль, которая значительно влияет на экономику страны. Строительное производство можно охарактеризовать, как деятельность, для которой характерна пространственно-временная разобщённость. При организации строительства пристального внимания заслуживают такие операции как транспортировка, хранение, складирование. Для снижения затрат при выполнении данных операций необходимо применять методы транспортно-складской логистики.

Социально-интерактивная перспектива блокчейн представляет его как технологию командной работы, способствующую сотрудничеству в решении бизнес-задач. С технической точки зрения, это означает, что блокчейн является общим и децентрализованным цифровым регистром, размноженным на уникальных узлах, представляющих организации или физических лиц. Это пиринговая система для совершения транзакций, где сокращается необходимость в их проверке, безопасности и урегулировании через доверенных посредников [4].

Блокчейн может выступать в качестве слоя, находящегося над интернет-соединением, а также сосуществовать с другими технологиями сетевого взаимодействия. Его цифровые базы данных нельзя изменять, новая запись является постоянной, непреложной и отражается во всех копиях базы данных на узлах. Каждый «блок» в цепочке хранит ограниченное количество данных о транзакциях и системе, до общего заранее определенного размера, а затем эти «блоки» последовательно соединяются. Следуя по цепочке от первого до последнего блока, блокчейн не только хранит текущую информацию о транзакциях, но и всю историю операций. Такая история распространяется по всем узлам и может быть обновлена только через согласование и проверку с использованием алгоритмических методов, таких как «доказательство работы», «доказательство доли» и «доказательство полномочий» [5].

Блокчейн изначально был представлен как базовая технология биткоина; однако его потенциальные применения активно исследуются в различных областях, включая его использование как инструмента измерения производительности и участника цифровой экосистемы с Интернетом вещей.

Для строительного сектора в целом исследуются решения на основе блокчейн как для разработки теоретических рамок, фокусирующихся на инжиниринге целых процессов, так и для практического развития и внедрения.

Более конкретно, в области логистики и управления цепочкой поставок на строительной площадке было замечено, что проблема разобщения материальных и экономических потоков может быть потенциально решена с помощью внедрения решений на основе блокчейна.

Зарубежные исследователи единообразно отмечают, что интеграция материальных и экономических потоков с помощью блокчейна может помочь получить обзор всего производства строительного проекта, способствовать доверию, прозрачности и прослеживаемости транзакций в пределах этих потоков, улучшить оценку качества результатов проекта, облегчить сотрудничество участников цепочки поставок и оптимизировать конструктивность (что предполагает голистический подход к логистике, интеграции цепочки поставок и сотрудничеству с надежными заинтересованными сторонами. Такая интеграция, реализованная с помощью блокчейна, может создать новую цифровую бизнес-модель – а именно, цифровую трансформацию организаций и бизнес-процессов для создания, доставки и уловления ценности.

Особенно важным в реализации такой цифровой бизнес-модели является способ, которым соответствующие строительные фирмы координируют относящиеся к ним потоки (и особенно экономический поток).

Таким образом, можем сделать вывод. Исследования показывают, что блокчейн может быть применен в различных областях, включая строительство, где он может решить проблему разобщения материальных и экономических потоков. Использование блокчейна в логистике и управлении цепочкой поставок на строительной площадке позволяет обеспечить прозрачность, прослеживаемость и улучшенную оценку качества результатов проекта, а также способствует сотрудничеству между участниками цепочки поставок и оптимизации процессов. Блокчейн также может способствовать цифровой трансформации организаций и бизнес-процессов, создавая новые цифровые бизнес-модели в строительном секторе.

Список литературы

  1. Стаханов, В. Н. Логистика в строительстве: учеб. пособие / В. Н. Стаханов, Е. К. Ивакин. – М.: Приор, 2001. – 176 с.
  2. Воронков А.Н., Лопаткина Т.Н. Транспортно-складская логистика строительства: [Текст]: монография/А.Н.Воронков, Т.Н.Лопаткина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. – 146 с.
  3. Гаджинский А. М., Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. – 20-е изд. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 484 с.
  4. Penzes, B (2018) Blockchain Technology in the Construction Industry: Digital Transformation for High Productivity, London: Institution of Civil Engineers (ICE) Publications.
  5. Nguyen, B, Buscher, V, Cavendish, W, Gerber, D, Leung, S, Krzyzaniak, A, Robinson, R, Burgess, J, Proctor, M, O’Grady, K and Flapper, T (2019) Blockchain and the Built Environment. London: Arup.

Интересная статья? Поделись ей с другими: