УДК 37

Влияние физического воспитания на когнитивное развитие и академическую успеваемость

Сунь Юэтан – выпускник Чжанцзянской профессиональной школы (Китай, Провинция Шаньдун).

Чжан Чжэнли – магистр, преподаватель физического воспитания Чжанцзянской профессиональной школы (Китай, Провинция Шаньдун).

Аннотация: Физическое воспитание (ФВ) уже давно признано неотъемлемым компонентом системы образования. Помимо роли в содействии физической форме и благополучию, появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что физкультура может существенно влиять на когнитивное развитие и успеваемость.

Ключевые слова: физическое воспитание, когнитивное развитие, академическая успеваемость, учебный процесс, здоровье, обучение.

Целью данной статьи является изучение многогранной взаимосвязи между физическим воспитанием и когнитивными способностями, подчеркивая потенциальные преимущества и проблемы, связанные с интеграцией физкультуры в академические учебные программы.

Проблема исследования

Современное образование сталкивается с вызовами, связанными с повышенным уровнем стресса, снижением концентрации и ухудшением когнитивных функций у учащихся. Проблема заключается в том, как физическая активность может быть эффективным средством для улучшения психологического благополучия и повышения академической успеваемости.

Физическое воспитание, традиционно рассматриваемое как средство поддержания физического здоровья, в наши дни привлекает внимание также как важный элемент когнитивного развития и обеспечения высокой академической успеваемости учащихся. Существует все более убедительная научная база, свидетельствующая о том, что регулярные физические упражнения могут оказывать положительное воздействие на функции мозга, улучшая память, концентрацию и общую когнитивную способность.

Введение

Физическое воспитание, традиционно связанное с укреплением физической формы и здоровья, получает все большее признание за его потенциальное влияние на когнитивное развитие и успеваемость. По мере развития систем образования растет потребность в понимании более широких последствий физкультуры, выходящих за рамки физического здоровья. Целью данной статьи является предоставление всестороннего обзора существующей литературы, исследующей взаимодействие между физическим воспитанием, когнитивными способностями и академической успеваемостью.

Исследования показывают, что физическая культура, также известная как физическое воспитание или физическая активность, благотворно влияет на интеллектуальную активность учащихся. Этот обширный спектр мероприятий включает в себя физические упражнения, спорт, танцы и другие виды физической активности, способствующие общему физическому благополучию.

Также исследования свидетельствуют, что общая физическая активность студентов во время учебных занятий составляет от 56% до 65%, в то время как в период экзаменов она еще ниже - всего 39-46% от уровня, который достигается во время каникул. Именно во время каникул проявляется естественная потребность молодых людей в активном образе жизни.

К "небольшим формам" физической активности в процессе учебы относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы и микропаузы с использованием физических упражнений (физкультминутки).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) представляет собой простую, но эффективную форму, способствующую быстрому включению студентов в рабочий день. Она активизирует организм, улучшает кровообращение, усиливает дыхание и способствует удалению продуктов распада, накопившихся за ночь. Регулярные занятия такой гимнастикой улучшают общее состояние организма, укрепляют сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, а также способствуют более эффективной работе мозга.

Физкультурная пауза представляет собой эффективный и доступный способ поддержания активности. Ее целью является обеспечение студентам активного отдыха и повышение их работоспособности. Многочисленные исследования подтверждают, что проведение 10-минутной физкультурной паузы может увеличить работоспособность на 10-12%, а 5-минутной - на 5-6%, особенно в перерыве между второй парой учебных часов, когда умственная активность студентов начинает снижаться.

Существует несколько аргументов в поддержку положительного влияния физического воспитания на интеллектуальное развитие обучающихся:

  • Улучшение работы мозга. Исследования указывают на то, что физическая активность способствует улучшению функций мозга, необходимых для интеллектуальной деятельности [2]. Регулярные физические упражнения увеличивают приток крови к мозгу, обеспечивая необходимый кислород и питательные вещества для оптимального функционирования мозга. Это также способствует росту новых клеток мозга, особенно в области гиппокампа, связанной с обучением и памятью.
  • Повышение академической успеваемости. Занятия физической культурой коррелируют с улучшением академической успеваемости. Физические упражнения благоприятно влияют на когнитивные способности, такие как внимание, обработка информации и память, создавая оптимальную среду для обучения и закрепления знаний.
  • Улучшение психического здоровья. Физическая культура играет важную роль в укреплении психического здоровья. Регулярные физические упражнения снижают симптомы тревоги и депрессии, повышают настроение и общее психологическое самочувствие. Эндорфины, высвобождаемые в процессе физической активности, способствуют чувству счастья и расслабления.
  • Улучшение сна. Физическая активность оказывает положительное влияние на качество и режим сна. Регулярные упражнения помогают регулировать цикл сна и бодрствования, способствуя выделению гормонов, таких как мелатонин, регулирующих сон.
  • Социальное развитие. Участие в физической культуре, особенно в командных видах спорта, способствует социальному развитию. Взаимодействие с сверстниками, командная работа и общение развивают важные социальные навыки, что благоприятно сказывается на общей социальной компетентности и, следовательно, на интеллектуальном развитии.

Когнитивные преимущества физического воспитания:

Значительный объем исследований показывает, что регулярное занятие физической активностью положительно влияет на когнитивные функции, такие как внимание, память и исполнительные функции. Нейрохимические изменения, вызванные физическими упражнениями, включая высвобождение нейротрансмиттеров, таких как дофамин и серотонин, связаны с улучшением когнитивных функций. Кроме того, аэробные упражнения связаны с усилением нейрогенеза и улучшением связей в областях мозга, имеющих решающее значение для обучения и памяти.

Академическая успеваемость и физическое воспитание:

В нескольких исследованиях изучалась корреляция между участием в занятиях физкультурой и академической успеваемостью. Фактические данные свидетельствуют о положительной взаимосвязи: физически активные учащиеся часто демонстрируют более высокую успеваемость. Потенциальные механизмы, лежащие в основе этой связи, включают улучшение внимания и сосредоточенности, улучшение настроения и снижение уровня стресса, и все это способствует созданию благоприятной среды обучения.

Проблемы и противоречия:

Несмотря на документально подтвержденные преимущества, интеграция физического воспитания в академические учебные программы сопровождается проблемами и противоречиями. Одной из проблем является потенциальное отвлечение ресурсов и времени от основных академических предметов. Кроме того, различия в качестве и реализации программ физкультуры могут влиять на их эффективность. Сбалансирование образовательных приоритетов и обеспечение равного доступа к качественному физическому воспитанию остаются постоянными проблемами.

Стратегии эффективной интеграции:

Чтобы максимизировать когнитивные и академические преимущества физического воспитания, важно реализовать эффективные стратегии. Они могут включать разработку междисциплинарных программ, которые объединяют физкультуру с другими предметами, продвижение методологий активного обучения и внедрение технологий для повышения вовлеченности. Подготовка и профессиональное развитие учителей также имеют решающее значение для обеспечения эффективной реализации программ физкультуры.

Тематические исследования и истории успеха:

Несколько учебных заведений успешно включили физическое воспитание в свои учебные программы, продемонстрировав положительные результаты. Тематические исследования и истории успеха дают ценную информацию о практической реализации программ физкультуры и их влиянии на когнитивное развитие и академическую успеваемость.

Будущие направления и пробелы в исследованиях:

Хотя существующие исследования подтверждают положительную взаимосвязь между физическим воспитанием, когнитивным развитием и успеваемостью, в нашем понимании все еще существуют пробелы. Будущие исследования должны быть сосредоточены на продольных исследованиях, изучающих долгосрочное влияние постоянной физической активности на когнитивные способности. Кроме того, исследования оптимальной продолжительности, частоты и интенсивности программ физического воспитания будут способствовать выработке научно обоснованных рекомендаций.

Когда речь идет о выборе наилучшего вида спорта для студентов, нет универсального ответа. Оптимальный выбор зависит от различных факторов, таких как интересы, способности и цели каждого студента. Тем не менее, существуют виды спорта, которые особенно подходят для студентов, принося множество пользы как в физическом, так и в умственном плане.

Один из отличных вариантов для студентов – командные виды спорта, такие как баскетбол, футбол или волейбол. Они предоставляют уникальную возможность развивать навыки командной работы, общения и лидерства, а также осознавать важность сотрудничества и взаимодействия. Эти навыки не только необходимы для успеха в учебе, но и оказывают положительное воздействие на жизнь в целом.

Еще одним прекрасным вариантом для студентов являются индивидуальные виды спорта, такие как бег, плавание или боевые искусства. Эти виды спорта способствуют развитию дисциплины, концентрации и навыков постановки целей, а также улучшают физическую форму и психическое состояние. Индивидуальные занятия спортом могут также придать студентам ощущение независимости и достижений, укрепляя их самооценку и уверенность.

Независимо от выбора вида спорта, важно обеспечить безопасность и здоровье студента. Это включает в себя работу с тренером или преподавателем для правильного освоения техники, а также предпринятие мер по предотвращению травм и поддержанию здорового образа жизни.

В конечном итоге, лучший вид спорта для студента – это тот, который приносит удовольствие и поддерживает его физическое, умственное и социальное благополучие. Будь то командный или индивидуальный вид спорта, участие в спортивных мероприятиях может приносить множество ценных преимуществ, помогая студентам достигать успеха в учебе и личной жизни.

Таким образом, занятия спортом оказывают глубокое и продолжительное воздействие на студентов, предоставляя им разносторонние выгоды – от физического и умственного развития до формирования социальных навыков. Спорт становится неотъемлемой частью образования, способствуя поддержанию здоровья и развитию студентов, а также предоставляя уникальные возможности для приобретения навыков и знаний, полезных для успешной учебы и личного роста.

Заключение

В заключение отметим, что связь между физическим воспитанием, когнитивным развитием и успеваемостью сложна и многогранна. Несмотря на существование проблем, потенциальные выгоды от интеграции физкультуры в академические учебные программы значительны. В этом документе представлен всесторонний обзор существующей литературы, подчеркнут необходимость продолжения исследований, эффективных стратегий реализации и сбалансированного подхода для обеспечения целостного развития учащихся.

Список литературы

  1. Хиллман Ч.Х., Эриксон К.И. и Крамер А.Ф. (2008). Будьте умны, тренируйте свое сердце: упражнения влияют на мозг и познание. Nature Reviews Neuroscience, 9 (1), 58–65.
  2. Томпоровски П.Д., Дэвис К.Л., Миллер П.Х. и Наглиери Дж.А. (2008). Упражнения и детский интеллект, познание и успеваемость. Обзор педагогической психологии, 20 (2), 111–131.
  3. Трюдо Ф. и Шепард Р.Дж. (2008). Физическое воспитание, школьная физическая активность, школьный спорт и успеваемость. Международный журнал поведенческого питания и физической активности, 5 (1), 10.
  4. Расберри, К.Н., Ли, С.М., Робин, Л., Ларис, Б.А., Рассел, Л.А., Койл, К.К., и Нихайзер, А.Дж. (2011). Связь между физической активностью в школе, включая физическое воспитание, и успеваемостью: систематический обзор литературы. Профилактическая медицина, 52, С10-С20.
  5. Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2010). Связь между физической активностью в школе, включая физическое воспитание, и успеваемостью. Атланта, Джорджия: Министерство здравоохранения и социальных служб США.
  6. Саллис Дж. Ф., Маккензи Т. Л., Колоди Б., Льюис М., Маршалл С. и Розенгард П. (1999). Влияние физического воспитания, связанного со здоровьем, на успеваемость: Проект СПАРК. Ежеквартальный журнал исследований физических упражнений и спорта, 70(2), 127–134.

Интересная статья? Поделись ей с другими: