УДК 796.015

Двигательное творчество спортсмена-бильярдиста как элемент подготовки в спорте высших достижений

Урвачев Артем Андреевич – старший преподаватель кафедры Теории и методики неолимпийских видов спорта Национального государственного университета физической культуры спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Гапонова Анастасия Юрьевна – преподаватель кафедры Теории и методики неолимпийских видов спорта Национального государственного университета физической культуры спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Аннотация: Бильярд - вид спорта, требующий не только физических способностей (выносливость, координационные способности), но и интеллектуальных (концентрация внимания, зрительное восприятие и пространственный анализ, интеллектуальная лабильность и пр.). Успешность в бильярдном спорте зависит в том числе от способности спортсмена решать нестандартные двигательные и интеллектуальные задачи в проблемных игровых и соревновательных ситуациях. Авторы рассматривают на основе анализа литературы двигательное творчество в бильярдном спорте как важный элемент подготовки спортсмена.

Ключевые слова: бильярдный спорт, подготовка спортсмена, тренировочный процесс, двигательное творчество.

Для бильярда проблема двигательного творчества остается малоизученной и практически нерешенной, так как исследований, посвященных значимости тех или иных качеств и состояний спортсменов-бильярдистов для тренировочного процесса и успешности соревновательной деятельности крайне мало, как и исследований, посвященных модели организации творческого процесса в бильярдном спорте.

Современные научные и практические представления о спортивной подготовке обязывают тренеров владеть не только теорией и методикой физической культуры и спорта, знать закономерности возраста, учитывать специфику спортивной физиологии и психологии, но и постоянно анализировать причины успехов и неудач спортсмена. В связи с этим тренер должен понимать, какие факторы являются наиболее значимыми в тренировочном процессе. Исследователи вопросов организации тренировочного процесса в различных видах спорта выделяют следующие факторы: внешней среды; тренерско-методические; индивидуальные особенности спортсмена; факторы техники в конкретном виде спорта. Для организации тренировочного процесса в бильярдном спорте в целом необходимо учитывать факторы, влияющие на результативность и успешность спортивной деятельности, понимать соответствие спортсмена модельным характеристикам, а также способствовать индивидуализации тренировочного процесса с учетом научных данных. В настоящее время преимущественно исследуются психологические и социологические факторы, влияющие на успешность спортсмена, также затрагиваются некоторые аспекты спортивной физиологии при изучении спортивной подготовки и спортивного отбора по игровым и наиболее распространенным видам спорта (например, легкая атлетика или плавание).

Двигательное творчество редко является объектом и предметом исследований. М. В. Пружинина соавт. предлагает следующие критерии: использование предмета (в гимнастике), сложность комбинации, техника и скорость выполнения упражнения, оригинальность выполнения упражнения, самостоятельность в разработке комбинации. Двигательные действия не как совокупность моторных актов, а как творческие формы “преодоления пространства” рассматривал Н. А. Бернштейн. Ловкость, по словам Н. А. Бернштейна, является особым вариантом физических качеств - двигательной находчивостью. Именно после Н. А. Бернштейна свойства двигательных действий стали предметом изучения в работах других ученых (Б.Г. Ананьев, С.Г. Геллерштейн, Ф. Клике, Я.М. Коц, Х.Х. Гросс, В.П. Зинченко, B.C. Дмитриев, и др.). Двигательный акт сам по себе является “повторением без повторения”, так как каждый раз реализуется на основе опыта движений и с учетом реальной ситуации, в которой он протекает. 

Т. А. Можарова показывает, что для характеристики творчества в двигательной деятельности используются смежные понятия, в которые разные авторы вкладывают различное содержание: двигательное творчество, двигательное воображение (В. Т. Кудрявцев, Е. А. Сагайдачная, В. Н. Шебеко), двигательная находчивость (Н. А. Бернштейн), двигательная импровизация, творческая двигательная активность, двигательная креативность (Е. А. Сагайдачная, Т. С. Яковлева), обогащение двигательной активности в самостоятельной творческой игре (Е. А. Зайченко), творческая самореализация в движении (С. Н. Мухина), двигательная творческая экспрессия (В. Н. Шебеко). Некоторые исследователи придают двигательному творчеству характер совершенствования движений (Л. М. Коровина, Н. В. Потехина, Э. Я. Степаненкова). Двигательное творчество у других исследователей понимается как “процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к привнесению в телесное движение нечто нового” (М. В. Пружинина соавт.), а креативность является внутренним (личностным) ресурсом. В двигательном творчестве преобразуются двигательные нормы, знания, составляющие набор социальных ценностей и представлений о телесных движениях (там же).

Двигательные действия социально и культуроспецифичны, в спорте универсализируются, но все равно перерабатываются на личностном уровне (С. Дмитриев). Двигательное творчество особенно важно в дошкольный период детства, когда формируются исследовательско-поисковые стратегии мышления и воображение (В. Н. Шебеко), но также в ситуации начального обучения в спорте независимо от возраста обучающихся. Основой формирования двигательного творчества является проблемная ситуация, в ходе решения которой обучающиеся конструируют новые «моторные поля». Игровое разрешение двигательных задач – это овладение «моторными полями», обширными корковыми зонами управления движениями (Н.А. Бернштейн). В данном случае двигательное творчество совпадает с представлениями о творчестве в целом. Для решения проблемных задач необходимо иметь представления о способах разрешения проблемы, опыт выполнения движений, а также иметь достаточно высокий уровень развития воображения и анализа, чтобы реконструировать имеющиеся способы под данную конкретную ситуацию. Следовательно, в формировании двигательного творчества необходимо сочетать этап обучения базовым двигательным действиям (технике), этап обучения базовым ментальным (умственным) действиям (тактике и стратегии), этап решения задач в проблемных ситуациях с опорой на опыт и помощь тренера, этап самостоятельного конструирования решения проблемной ситуации с опорой на двигательный и интеллектуальный опыт, освоенные способы выполнения движений и прогноз ситуации. В данном случае сама игровая деятельность в спорте и физической культуре позволяет включить эмоциональные механизмы повышения мотивации, актуализации интеллектуальных функций воображения и памяти (в первую очередь двигательной).

Таким образом, можно согласиться с Т. А. Можаровой, которая к основным структурным компонентам творчески реализуемой двигательной деятельности относит мотивационно-целевой компонент (естественная биологическая потребность в движении, потребность в двигательном творчестве; интерес и склонности к двигательной деятельности и активной творческой деятельности; эмоции (эмоциональный настрой, эмоциональное отношение к процессу и результату двигательной деятельности); мотивационная установка (определяющая направленность и характер действий) как готовность включаться в творческую двигательную деятельность при обнаружении благоприятных условий для этого), креативно-деятельностный компонент (двигательный и творческий двигательный 1опыт, творческое воображение, субъектная позиция), коммуникативный компонент, оценочно-рефлексивный компонент. В некоторых видах спорта имеющееся двигательное умение не дает гарантии успеха, и лишь творческая переработка опыта для решения возникающей двигательной задачи позволяет, создав новое движение, решить ее. В этом случае обучение двигательному действию не может обеспечить формирование данного умения. Для появления нового действия сам спортсмен должен понимать закономерности двигательного акта и тактико-технических характеристик избранного вида спорта.

Таким образом, под двигательным творчеством можно понимать процесс создания нового движения, необходимого для нестандартного (и этим более эффективного) решения проблемной ситуации. В данный процесс по определению включены и двигательные, и интеллектуальные навыки и свойства человека.

Бильярд как вид спорта сочетает в себе с одной стороны низкий уровень требований к физической подготовленности игрока, с другой - высокий уровень требований к координационным способностям, глазомеру, умственной и физической выносливости (О. В. Иванова). В бильярде важно не только технически правильно выполнить движение (удар кием по шару), но и тактически грамотно строить и прогнозировать игру. «Особый акцент делается на изучении тактической подготовки бильярдистов, так как она зачастую определяет результат выступления игрока, развитие умений самостоятельно находить правильные тактические решения в условиях психологической напряженности соревновательной борьбы» [4, с. 73]. Тактические умения базируются на практическом опыте игры, уровне сформированности тактического мышления как особого вида анализа и прогнозирования, способности оперативно воспринимать, анализировать и обрабатывать информацию, предвосхищать решения и действия соперника, кроме того, быстро находить несколько возможных решений для достижения результата (В. Г. Алабин).

В бильярде существует несколько основных тактических приемов (отыгрыш, выход, подбой, вынуждение соперника на определенные действия и пр.), которые тесно связаны с владением техникой управления и контроля битка (Балин И.В. В мире бильярда, Капралов, В.А. Спортивный бильярд: полное руководство по игре). Тактическая подготовка также включает развитие позиционного мышления, которое обеспечивает анализ позиции, перспектив движения битка и прицельного шара и пр. О. В. Иванова и Е. В. Мельник отмечают креативность и интеллектуальную лабильность среди важных психических и психомоторных качеств, определяющих успешность в бильярдном спорте. По данным их исследования, “у спортсменов с высоким уровнем интеллектуальной лабильности имеются способности к качественному и адекватному реагированию на изменение обстоятельств, приобретению новых и полезных навыков, а также принятию нестандартных решений” [4, с. 69]. Уникальность бильярда в становлении и развитии интеллектуальных и личностных качеств у студентов вузов отмечает и А. В. Титовский. О. В. Мамонова в своем исследовании показывает отношение студентов (в том числе с ослабленным здоровьем) к бильярдному спорту, в частности, они отметили, что бильярд активизирует интеллектуальными способности. Быстрое изменение игровой позиции на столе, необходимость прогнозирования хода соперника роднит бильярд с шахматами, но при сходной насыщенности интеллектуальными операциями, творческим, креативным компонентом мышления в бильярдном спорте (как в шахматах) дополнительным фактором является двигательный навык, координационные способности, то есть не только интеллектуальное, но и двигательное творчество как способность перерабатывать собственный двигательный и интеллектуальный опыт освоения игровой (спортивной) деятельности. В игре на бильярде чрезвычайно важна психологическая подготовка (и готовность) спортсмена: концентрация внимания, регуляция собственных эмоций и активности в зависимости от этапа и результата игры.

На эффективность тренировочного процесса и соревновательной деятельности могут влиять различные факторы. Исследователи (А. К. Анарбаев, Е.А. Дергач, Д.А. Завьялов, О.Б. Завьялова, Ч.А. Дажы, А. А. Светлова, Т. А. Мусхаджиева, Д. В. Покатов, И. И. Рыкова, Л. П. Черапкина, А. Д. Воронин и другие) тренировочного процессе в различных видах спорта выделяют следующие факторы: 

  • факторы внешней среды (экологические факторы, шумовая и визуальная нагрузка, социологические - общественное отношение к виду спорта и наличие поддержки общества и государства, материально-техническое обеспечение тренировочного процесса и т.п.);
  • тренерско-методические: социально-психологические особенности взаимодействия(стиль руководства, характер межличностных отношений и ролевых ожиданий), психологическая однородность тренера и спортсмена, уровень методической (теоретической, практической) подготовки тренера;
  • индивидуальные особенности спортсмена (темперамент, предрасположенность к занятиям определенным видом спорта, физическая подготовленность, как общая, так и специальная, стрессоустойчивость), в том числепсихологические, включающие уровень мотивации спортсмена, его эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, самоконтроль, настойчивость, сознательность, стремление к лидерству, инициативность, склонность к риску, общительность;
  • технические (факторы, связанные с техникой в конкретном виде спорта).

Влияние данных групп факторов может быть как негативное (например, высокая шумовая и визуальная нагрузка, мешающая сосредоточению спортсмена, избыток информации, затрудняющий выстраивание эффективной стратегии соревновательного поведения, низкий уровень методической подготовки тренера, несоответствие особенностей спортсмена избранному виду спорта и пр.), так и позитивное (оптимальный уровень поддержки государства и общества, высокое материально-техническое обеспечение тренировочного процесса, психологическая однородность спортсмена и тренера, высокая мотивация и стрессоустойчивость, уверенность в себе и техническая подготовленность). При этом для различных видов спорта значимость отдельных фактором может различаться. Так, в индивидуальных видах спорта стремление к лидерству не так значимо, как в коллективных, и пр. Следовательно, необходимо определить значение различных факторов для конкретного вида спорта (в нашем случае – бильярда) и ранжировать их по приоритету.

С учетом проведенного выше анализа можно говорить о важности творческого компонента в формировании тактико-технических навыков спортсменов-бильярдистов высокого уровня подготовки. 

Список литературы

  1. Алабин, В.Г. Комплексный контроль в спорте / В.Г. Алабин // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 43-46.
  2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / под ред. В.П. Зинченко. - М.: МСПИ, 2004.
  3. Дмитриев, С. Двигательное действие спортсмена как объект социокультурных исследований // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 454-456.
  4. Иванова, О. В. Психические и психомоторные качества в структуре тактической подготовленности начинающих бильярдистов / О. В. Иванова, Е. В. Мельник // Вестник спортивной науки. - 2021. - №2 с. 66-71
  5. Мамонова, О. В. Бильярд как активизация физического самовоспитания у студентов с особыми образовательными потребностями / О. В. Мамонова // Ученые записки НГУ им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - №4 (158). - С. 206-210
  6. Можарова, Т. А. Критерии оценки развития творчески направленной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Можарова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. семинара, Барановичи, 24-25 марта 2016 г. / Барановичский гос. ун-т ; редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.), Н. Г. Дубешко (отв. ред) [и др.]. – Барановичи : РИО БарГУ, 2016. – 271 с. - С. 173-177
  7. Пружинина М.В., Пружинин К.Н., Хармац Ю.В. Формирование двигательного творчества обучающихся 10 классов на уроках физической культуры средствами гимнастики // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 No3, https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  8. Титовский, А. В. Технология «бильярд» как направление физической культуры в условиях снижения состояния здоровья / А. В. Титовский, Д. В. Выприков, И. Н. Моторин // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №3. - С. 33-36
  9. Шебеко, В. Н. Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности / В. Н. Шебеко. - БГПУ : Современные технологии дошкольного образования [Электронный ресурс] - режим доступа http://elib.bspu.by/handle/doc/749 (дата обращения 10.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: