УДК 130.2

Теоретические аспекты проблемы изучения виртуализации личности и формирования киберкультуры современного человека

Цыглакова Елена Алексеевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры Физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Бессчетнова Ольга Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Викулов Алексей Викторович – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой Физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Аннотация: Статья посвящена проблеме человека в киберпространстве. В ней рассматриваются вопросы, связанные с процессом изучения виртуализации личности и формированием киберкультуры у современного человека. Представлены характерные особенности киберкультуры на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: виртуальная коммуникация, виртуальная реальность, виртуализация личности, киберпространство, интернет-пространство, киберкультура, социализация.

Новейшие технологии, а именно, медийные ресурсы сети Интернет оказывают в наши дни все большее влияние на современную культуру. Выступая высокотехнологичным посредником, Интернет позволяет увеличивать количество видов коммуникаций между субъектами взаимодействия. Он также способствует существенному изменению структуры процесса общения, формируя при этом новый вид культуры, а именно, киберкультуру.

Необходимо отметить, что, совершенствование современных технических средств, с помощью которых осуществляется виртуальная коммуникация на просторах Интернета:

  • порождает все новые формы взаимодействия между людьми;
  • способствует виртуальной самопрезентации личности и выработкеидентичности в виртуальном пространстве;
  • влияет на особенности формирования виртуальных сообществ;
  • формирует культуру, характерную для виртуального пространства (интернет-пространтва, киберпространства).

Данный факт, в свою очередь, способствует процессу оцифровывания реального мира, проявляясь в различных формах, таких как, например: виртуализация общественных связей, формирование новых виртуальных коммуникативных пространств и др.

Стоит отметить, что:

  • виртуальная реальность порождает искусственную среду;
  • с помощью средств виртуальной реальности люди способныпогружаться в киберпространство.

В отличие от виртуальной реальности, интернет-пространство или киберпространство не основано на чувственных симуляциях с целью создания иллюзии реальности. В киберпространстве происходит преимущественно общение текстовое, которое соотносимо с объективной реальностью [8].

Киберпространство представляет собой пространство функционирования продуктов информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют создавать высоко сложные системы взаимодействия агентов, целями которого выступает:

  • получение информации, обмен и управление ею;
  • осуществление коммуникаций в условиях множества различныхсетей.

Стоит отметить, что границы киберпространства отнюдь не сводятся к границам физического пространства. Им, в отличие от реального мира, присущи такие свойства как изменчивость и подвижность. Киберпространство позволяет любому человеку участвовать в процессе формирования глобального информационно-коммуникативного пространства, используя для этого любые доступные средства медийных технологий.

Д.Н. Погорелов особо подчеркивает тот факт, что подлинной реальностью для современного человека, становится виртуальная, которая в значительной степени оторвана от обычной реальной человеческой жизни. Ее формирование происходит из информационных блоков различной направленности, которые выражены в виде цифрового кода. Изменения, происходящие в рамках системы «человек–техника», как то, интенсивная информатизация или технологизация общества, способствуют появлению большого количества противоречащих друг другу социальных оценок со стороны общества. В данной связи, одни считают, что глобальная виртуализация общества приведет мир к полному краху, а другие уверены, что она открывает перед человечеством бесконечные возможности, которыми необходимо воспользоваться. Тем не менее, следует констатировать тот факт, что в наши дни человечество переходит к новому типу культуры – культуре виртуальной, базирующейся не на естественной (химической, биологической и пр.) основе, а на основе, которая искусственно создана самим человеком. Виртуальная реальность формируется в рамках компьютерной и информационной, обозначая некоторую симуляцию и замещение реальных вещей [6],

Стоит отметить, что киберпространство обладает значительными возможностями для формирования виртуальных сообществ и появления текстовых форматов нового типа. Оно стирает границы между государствами, которые в реальной жизни разъединяют людей, и выстраивает вокруг себя специфическую форму культуры, так называемую киберкультуру.

По мнению М. Дери [3], киберкультура, является следствием использования средств компьютеризации и информатизации. Развитие в обществе виртуальных форм коммуникации является причиной формирования информационной культуры и задает темпы и рамки ее развития.

На наш взгляд, киберкультуру целесообразно рассматривать именно контексте особенностей современного информационного общества, которые проявляются в постоянно углубляющейся цифровизации жизни социума.

Н.А. Сенченко указывает на то, что личность, после утраты своей физической представленности в интернет-пространстве, трансформируется в новый информационный образ, который находит свое выражение в символах и знаках. Данный образ, представлен новой виртуальной идентичностью личности, и:

  • вступает во взаимодействие с другими виртуальными личностями;
  • создает новую виртуальную культуру, которую следуетрассматривать в качестве одного из видов культуры в целом.

Характерными особенностями киберкультуры также является то, что она:

  • представляет собой сообщество, которое поддерживаетсяинформационными и коммуникационными технологиями;
  • является культурой, основанной на компьютерных технологиях;
  • подразумевает весьма обширные, но достаточно слабые связи междулюдьми;
  • увеличивает в значительной степени число индивидуумов, которыепринимают участие в решении какой-либо определенной проблемы, что являетсяпрактически невозможным в пространстве, присущем традиционнымкультурам, в силу временных, физических и географических ограничений;
  • представляет собой, прежде всего, культуру познавательную и социальную, а не культуру географическую;
  • выступает в качестве продукта единомышленников, которые нашлиобщее место для осуществления процесса своего взаимодействия;
  • по сравнению с более традиционными формами культурыдемонстрирует определенную хрупкость.

К достоинствам виртуальной культуры автор относит:

  • доступность для широкой аудитории;
  • возможность осуществления творческой самореализации людей;
  • отсутствие временных и географических границ.

Также Н.А. Сенченко выделяются и проблемные стороны новой культуры, такие как:

  • отсутствие цензуры;
  • вседозволенность;
  • личностная трансформация [7].

Таким образом, киберкультура представляет собой новый вид современной массовой культуры, формирование которой осуществляется в результате использования компьютерных сетей для коммуникации, развлечений, бизнеса и др.

Е.И. Горшко отмечает, что интернет-пространство является универсальной социокультурной и коммуникативной средой, в которой определенные механизмы триггером для запуска процесса виртуализации личности и социальности [2].

А.И. Головин пишет о том, что виртуальная культура обладает организованной способностью воспринимать воздействие на нее интернет-пользователей и отзываться на него оптимально возможным образом, сказываясь при этом на культурных ориентациях [1].

Виртуальная личность, существующая вне пространства и времени, формирует особое социокультурное пространство. Вышеуказанный автор подчеркивает тот факт, что для реальной личности пространственная граница, прежде всего, необходима для защиты своего внутреннего мира от других людей. В виртуальном же пространстве с данной целью используются пароли, блоки и репликация личности, присутствует желание дать больше информации, то есть презентовать себя, которое выступает в качестве желаемого результата, имеющего своей целью проникнуть во внутренний мир другого человека (рассматривание чужих страниц и их контента).

В отличие от реальной личности, зона психологического комфорта для виртуальной личности имеет несколько иной смысл, определяя возможность реализации выбранного способа поведения в вириальном социуме.

Зона психологического комфорта для реального пространства представляет собой место и совокупность обстоятельств, в котором личность чувствует себя психологически защищенной и стабильной за счет социальной фасилитации и идентификации. В отличие от реального пространства, в виртуальном пространстве зоной психологического комфорта условно можно считать место (группу, страницу, чат), где личность ощущает себя включенной в совместную деятельность и получившей возможность самовыражения. Кроме всего прочего, в реальном обществе одной из самых распространенных проблем личности выступает одиночество. Виртуальное же пространство позволяет преодолеть коммуникативный дефицит за счет:

  • формирования широкого круга общения;
  • повышения информированности в обсуждаемых вопросах наконференциях, форумах, в сообществах и чатах [5]. Подобного родановообразования пусть и носят условный характер, однако они способныоказывать колоссальное влияние на формирование социокультурногопространства личности.

Также стоит указать и на то, что и право собственности в интернет-пространстве определенным образом размывается, порождая при этом коллективную культуру. Можно сказать, что в сети Интернет все принадлежит всем и никому в целом. Личный кабинет в данной сети – это абстракция, личная страница – хоть и собственность, но та, информация, которая выставляется там, становится объектом пользования других людей.

Как отмечают активные интернет-пользователи, интернет-кабинеты, посещение личных страниц дает им возможность «не думать ни о чем серьезном», «ощутить себя автономным», «побыть наедине с собою». И в заключении, стоит отметить, что ощущение автономности или аутентичности определяет границы виртуальной личности в интернет-пространстве.

Под феноменом аутентичности Д.И. Ивановой [4] понимается интегральное свойство личности, при помощи которого человек осознает свои переживания и чувства, выражая их в общении с другими людьми, в том случае, когда данные переживания и чувства носят устойчивый характер. Виртуальная личность настолько зрела, подчеркивает автор, насколько она автономна.

Эмоциональная граница также обусловлена знаками и символами (размером шрифта, синтаксисом и пунктуацией, смайлами). Существует значительное количество символов и их комбинации, позволяющих интернет-пользователям придавать своим сообщениям эмоциональную окраску. Тем не менее, стоит помнить, что сегодня не существует однозначной трактовки для большинства из них. Следует также обратить внимание, что при общении с использованием смайлов, каждый пользователь вкладывает в смайлы свой индивидуальный смысл. Например, достаточно распространенными являются случаи искаженной трактовки сообщений или же их эмоциональной окраски. Таким образом, в силу бестелесности виртуальной личности эмоциональность выражается в текстах, которые представляют данную личность.

Символичность границ виртуальной личности предают некую интригу и неопределенность всему социокультурному пространству, которое конструируется данной личностью. Также, необходимо подчеркнуть, что самой виртуальной культуре, которая выстраивается виртуальной личностью, присущ гипертекстовый способ организации. Склонность к репликации и бестелесность виртуальной личности находят свое отражение в пластичности и толерантности киберкультуры ко всем формам и видам осуществляемых взаимодействий.

Н.А. Сенченко подчеркивает, тот факт, что виртуальная личность задает направление вектора развития социокультурного интернет-пространства. Новыми характеристиками социокультурного киберпространства выступают:

  • гипертекстовый способ организации взаимодействия;
  • пластичность и толерантность;
  • коллективность и массовость;
  • существование не здесь и теперь, а всегда или никогда.

Они задаются новыми характеристиками личности, рождение которой происходит в виртуальном пространстве, такими как:

  • бестелесность личности;
  • склонность личности к репликации;
  • символичность личностных границ [7].

Рассматривая вопросы виртуализации личности, стоит подчеркнуть, что киберпространство отличается достаточно слабой структурированностью и наличием не всегда надежной, а также не достоверной информацией, которую следует с достаточно регулярной степенью администрировать, проводить ее экспертизы на предмет точности и актуальности и, несомненно, на предмет психологической безопасности. Следует также отметить тот факт, что объем подобного рода непроверенной, а также небезопасной, в иных случаях даже травмирующей, а порой и откровенно спорной, недостоверной и пр. информации в сети Интернет становится все больше с каждым днем.

Стоит отметить, что кроме всего прочего, современный информационный поток, не редко переполнен контентом нежелательным, противоправным и незаконным. В нем присутствует большое количество видеороликов, снимков, статей, форумов и пр., откровенно сомнительного и, не редко травмирующего психику человека содержания, выступая угрозой психологической безопасности. Все эти негативные факторы способны стать источниками дезориентации личности, появления у нее психологических травм, а также нарушений в системе социальных отношений. Данные факторы могут приводить к искажению реальности и другим серьезным личностным деформациям. Они обладают способностью оказывать непосредственное отрицательное воздействие, как на эмоциональное, так и физическое здоровье человека.

Следует помнить, что киберпространство, достаточно слабо защищено от рисков, способно осуществлять психологическое подавление личности человека, манипулирование сознанием, навязывать как иррациональные мысли, так и модели поведения. Оно зачастую игнорирует реальные потребности личности, приводит к доминированию неких других субъектов в принятии жизненно важных личностью решений, формированию неадекватного соперничества в Интернет-пространстве и реальной жизни, а также оказывает многие другие виды негативного влияния. Также актуальными на сегодняшний день являются вопросы, связанные с зависимостью личности от виртуальной среды.

Под влиянием технологий киберпространства у личности современного человека происходит формирование жизненных стратегий, которые, с одной стороны, отличаются индивидуальностью, а с другой, нивелируют личностные особенности. Распространенные личностные контакты, отличающиеся фрагментарностью и непостоянством, чаще всего бывают не связаны взаимными обязательствами и обязанностями. Они способствуют формированию у личности антипривязанности, независимости друг от друга и индивидуальной автономии. Особенно опасным это является для молодых людей, у которых формируется негативная идентичность и стремление противопоставить себя социуму. Негативная идентичность, формирующаяся у молодых людей, реализуется, как правило, через нежелательные и опасные роли, в которых личность молодого человека демонстрирует себя, стремясь выстроить искусственные, альтернативные версии собственного «Я», посредством перехода в виртуальный мир.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что киберпростанство оказывает значительное влияние на жизнь современного человека, растущее год от года. В информационном обществе люди все больше становятся зависимыми от интернет-коммуникаций, особенно от тех, которые обладают высокой степенью популярности. Данное влияние может быть как позитивным, так и негативным, позволяя человеку все глубже погружаться в виртуальную реальность, существующую наряду с миром реальным.

Тем не менее, не смотря на существующие для личности риски и угрозы киберпространства, можно сделать вывод о том, что, ежегодное увеличение количества интернет-пользователей, для которых киберпростанство:

  • становится продолжением их жизненного пространства:
  • способствует переносу деятельностей из реальной среды в Интернет,позволяет рассматривать его как пространство социализацииличности, в котором происходит процесс ее виртуализация иформируется новый вид культуры, получивший название киберкультура.

Список литературы

  1. Головин, А.Ю. К вопросу о формировании «национальной картинымира» российской интернет-аудитории / А.Ю. Головин // ВторыеПреображенские чтения: традиции и инновации в этнокультурномпространстве современной России: материалы науч. конф. М.: МГУКИ, 2008.- С. 48-50.
  2. Горошко, Е.И. Лингвистика интернета: формированиедисциплинарной парадигмы / Е.И. Горошко // Жанры и типы текста внаучном и медийном дискурсе. Орел: Картуш. – 2007. - Вып. 5. - С. 223-237.
  3. Дери, М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков / М.Дери; [пер. с англ. Т. Парфеновой]. – М.: АСТ; Екатеринбург: Ультра.Культура, 2008. – 478 с.
  4. Иванова, Д.И. Феномен аутентичности личности интернет-пользователя и проблема его исследования / Д.И. Иванова // Интеграциянауки и практики: проблемы, перспективы, развитие: материалы Всерос.науч.-практ. конф. с междунар. участием / Д.И. Иванова. - Старый Оскол:Оскольная типография, 2015. - С. 51-55.
  5. Лучинкина, А.И. Модель интернет-социализации личности / А.И.Лчинкина // Перспективы Науки и Образования. - 2015. - 2 (14). - С. 118-123.
  6. Погорелов, Д.Н. Психологическое содержание и диагностикавиртуальной идентичности пользователей социальных сетей: учеб. пособ. / Д.Н. Погорелов.– Челябинск: ЧИППКРО, 2022. -96 с
  7. Сенченко Н.А. Виртуальная личность в социокультурном интернет-пространстве / Н.А. Сенченко // Culture and Civilization. – 2016. - No - С.128-140.
  8. Holmes D. Communication theory: media, technology, society. , 2005.P. 44-45.

Интересная статья? Поделись ей с другими: