УДК 101.8

О системе методологии Декарта

Дробот Сергей Александрович – доцент кафедры Уголовно-правовых дисциплин Челябинского государственного университета

Войстрикова Дарья Сергеевна – магистрант Челябинского государственного университета

Аннотация: Целью исследования является анализ нового метода познания истины, представленного Рене Декартом. Внимание уделено общей характеристике этапа зарождения классической науки. Показан вклад Декарта в развитие отличного от эмпиризма направления в философии – рационализма, берущего истоки в разуме познающего субъекта. Основываясь на его труде «Рассуждение о методе...»  изложена основная идея нового метода, его составляющие – интуиция и дедукция, а также 4 базовых принципа по применению. Методологию данной работы составили: сравнение, анализ, синтез. Результатом исследования является вывод о том, что Рене Декарт играет значительную роль в развитии научных знаний. Новый метод позволил ученым по иному взглянуть на познание окружающей действительности.

Ключевые слова: наука, философия, рационализм, интуиция, дедукция.

Keywords: science, philosophy, rationalism, intuition, deduction.

Классическая наука начала свой путь в XVII веке. Для этого времени характерно постепенное отречение от схоластики, идея которой заключалась в поиске доказательств существования Бога. Центром научных изысканий становится человек. В этот момент возникает спор между 2 методами познания – эмпиризмом и рационализмом.

К представителям первого следует относить Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка и Э. Б. де Кондильяка. Новое знание, согласно их представлению, можно получить исключительно использованием чувственного опыта.

Совершенно по-иному к этому вопросу подходили рационалисты. Они были уверены, что единственным источником знаний является разум. Под разумом подразумевается способность человека мыслить, обобщать и анализировать информацию о процессах, протекающих в природе и в социуме.  Одним из основателей рационализма стал Рене Декарт.

 Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ, один из крупнейших математиков, физиков своего времени, создатель современной алгебраической символики. В его трудах находят свое отражение основы нового подхода к рассмотрению мира, как единого механизма, человек же предстает в качестве сложной машины. Рене Декарт является автором теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). К его наиболее известным работам можно отнести: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начало философии» (1644) [1].

Проанализировав всю совокупность наук, он систематизировал их, подобно структуре дерева. Корнями всех наук, по его мнению, является метафизика. Из нее проистекает физика – ствол дерева. Все остальные науки – это ветви, главными из которых являются механика, медицина и этика, приносящие исключительную практическую пользу.

Поскольку все научные истины взаимосвязаны, особое значение принадлежит «корням» человеческого познания, которые составляют предмет изучения – метафизики («первой философии») [2, с. 362]. В своей работе «Рассуждение о методе» Декарт утверждает, что, несмотря на то, что философия разрабатывалась в течение длительного времени «превосходнейшими умами», в ней нет ни одного положения, которое бы не было предметом споров.

Его стремление заключалось в создании философии Нового типа, в основе которой должен лежать логически стройный и твердый научный фундамент. Рассмотрим алгоритм рассуждений Рене Декарта, с помощью которого он находит опору для своего нового метода.

Логика сводится к следующим умозаключениям: предположим, что всё, что нас окружает — это сон или мираж, в том числе, наше собственное тело. Таким образом, мы ставим под сомнение существование абсолютно всего. При этом следует задаться вопросом, а есть ли что-то, что невозможно поставить под сомнение? Да, есть. В частности, мы слышим свои мысли, мы знаем, что они есть, таким образом, моя мысль есть, значит, и я есть. Тем самым, Декарт формулирует вывод в виде всеми известной фразы: «Я мыслю, значит, я существую». Именно она становится единственно верной аксиомой, от которой следует отталкиваться в различных исследованиях.

 Метод, по мнению Декарта, это «точные и простые правила, строгое соблюдение которых препятствует принятию ложного за истинное и, без излишней траты умственных сил, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно» [3, с. 17]. Он помогает вычленить из окружающей нас реальности истину. Содержание метода составляют: интуиция и дедукция.

«Под Интуицией я подразумеваю понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем» — отмечает Декарт [3, с. 14]. Речь идет об анализе какого-либо явления вне связи с чувствами. Опираясь исключительно на разум, исследователь способен вынести такое умозаключение, которое не подлежит никакому сомнению.

Дедукция – это рассуждение, начальным моментом которого является общее установление, а заключительным – частный результат. Правильно построенное умозаключение посредством дедукции всегда будет верным.

 Компоненты метода Декарта имеют разные пределы действия: интуиция ориентирована на познание исходных данных, а дедукция отдаленных следствий.

Взамен многочисленным правилам схоластической логики Рене Декарт разработал несколько важных принципов для применения метода на практике.  К ним относятся следующие:

  • считать истинным только очевидное, т.е. ясно и отчетливо воспринимаемое человеческим разумом;
  • делить вызывающую трудность теоретическую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее решения;
  • придерживаться строгого порядка исследования, двигаясь от простых предметов к познанию сложных;
  • составлять общие обзоры и полные перечни – для исключения пропусков в ходе исследования того или иного вопроса [2, с. 363].

Таким образом, истинный метод объясняет, как правильно пользоваться интуицией ума и выстраивать дедуктивные выводы [4, с. 213].

Философ советует уклоняться от изучения всего того, что не поддается приемам точного исследования. Он отмечает, что цель научных занятий – использовать свой разум таким способом, чтобы в результате достичь истину [5, с. 47]. 

Делая вывод, следует отметить, что работы Рене Декарта стали радикальным поворотом в поиске истинного знания. Человек и его разум, а не Бог, как это было ранее, становятся центральными объектами исследований.

В современной науке рационализм и эмпиризм не противопоставляются, а дополняют друг друга. Соответственно, методологическую основу научно-исследовательской деятельности, невозможно представить, в том числе и без дедуктивного метода, позволяющего выводить истины путем следования от общего к частному.

Принципы, разработанные Рене Декартом, также не утратили свою актуальность. В них отражены простые, но наиболее важные в исследовательской деятельности правила, отступление от, которых ведет к негативным последствиям. Например, решение игнорировать принцип порядка в проведении исследования не только значительно усложняет путь поиска ответа на поставленный вопрос, но и повышает возможность совершения ошибок.

Основная идея Декарта – подвергать все сомнению, положена в основу развития науки. Сомнение стимулирует появление новых вопросов, за которыми идут новые знания.

Список литературы

  1. Огарев Г. 50 золотых идей в философии.  – Текст: электронный // URL: https://fil.wikireading.ru/9953 (дата обращения: 09.11.2023).
  2. Дадашев А.А., Мирзоев М.А. Философия нового времени // Экономика и социум. 2018. № 12 (55). С. 362-363.
  3. Декарт Р.  Правила для руководства ума / Р. Декарт; переводчик В. И. Пиков. Москва: Издательство Юрайт. 2023. С. 14-17.
  4. Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. Москва: Академический Проект. 2005. С. 213.
  5. Фролова, Е. А. Методология и философия права: от Декарта до русских неокантианцев / Е. А. Фролова. Москва: Проспект. 2017. С. 47.

Интересная статья? Поделись ей с другими: