УДК 16

О роли интуиции в научном познании

Юрченкова Нина Георгиевна – доктор философских наук, профессор кафедры Гуманитарных и специальных дисциплин Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Минеев Вячеслав Алексеевич – магистр юридического факультета Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Заренкова Алина Евгеньевна – магистр юридического факультета Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Аннотация: Интуитивное познание обладает непосредственным характером, что предполагает наличие минимума предварительных рассуждений и отсутствие научной строгости в интерпретациях умозаключений. В связи с этим вызван интерес к интуиции и как она проявляется в науке и в жизни. В данной статье с разных точек зрения раскрывается понятие «интуиции». Рассмотрен вопрос эволюции представлений об интуиции с момента зарождения собственно философской мысли до современных представлений в понимании этого термина. Анализируется научная литература, позволяющая выявить место интуиции в научном творчестве и творчестве в широком смысле. Акцентируется внимание на то, что во многих случаях обычная логика оказывается недостаточной для решения научных вопросов.

Ключевые слова: интуиция, интуитивизм, феномен интуиции, бессознательное, наука, научное познание, научное открытие, разум, мышление.

На сегодняшний день, казалось бы, человек придумал все, что можно было придумать. Однако современные реалии таковы, что мир постоянно развивается, не стоит на месте, ежегодно и ежедневно появляются новые технологии и научные открытия, которые являются двигателями прогресса. Так, например, благодаря новой системе искусственного интеллекта ученые могут проводить до десяти тысяч научных экспериментов в день [13].

Стоит обратить внимание, с конца XX – начала XXI века важное место в процессе восприятия новой информации занимает интуиция. Интуиция рассматривается как ключ к победе, успеху, мировому признанию и сенсационным открытиям. Данный термин имеет латинское происхождение (от латинского слова intuitus), означающее «созерцание», «усмотрение истины». В научном познании интуиция всегда являлась и является до сегодняшнего дня темой исследований различных ученых (математиков, физиков, социологов, психологов, философов и др.).

В античной философии, например, древние мыслители уже задумывались о значении интуиции. Платон разработал свою концепцию, согласно которой под интуицией понималось некое озарение, высшая ступень познания, присущая нашей душе. В аристотелевской философии проблеме интуиции уделено второстепенное значение, которое сводится к тому, что интуиция – это метод получения достоверного знания, не нуждающегося в дальнейших доказательствах. В средневековье интуицию, как и остальные аспекты, интерпретировали через божественное начало и веру.

С началом эпохи Нового времени произошел резкий толчок в развитии науки и искусства, в связи с этим проблема интуиции получила дальнейшее распространение и более детальное исследование. В этот период про интуицию весьма необычно отзывался Бергсон А.. По его мнению, интуиция – более совершенный механизм по сравнению с интеллектом, ее механизм – вчувствование, «божественная эмпатия». Для автора такой позиции адекватное понимание жизни и природы возможно только при условии взаимодействия интеллекта и интуиции, вспышки интуиции должны придерживаться и развиваться интеллектом [3, c. 197].

Психолог Карл Юнг считал, что интуиция – способность мышления выходить за рамки привычной логики и стереотипов в поиске новых решений. К. Юнг первый предложил, что это явление – не что-то мистическое и ненаучное, а одно из проявлений человеческого бессознательного [12].

«Первооткрывателем» философской проблемы интуиции, французский философ Рене Декарт, понимает под рассматриваемым термином «настолько ясный и внимательный ум, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем». Знание, которое получено с помощью интуитивных способностей, представляет собой простое, ясное и самоочевидное. В гносеологической теории философа интеллектуальная интуиция называется «светом разума», так как она позволяет постичь истину.

В рамках идеалистического мировоззрения особое место отводится мнению Г. Гегеля. Он не противопоставлял интуицию и рассудок, наоборот, рассматривал их в диалектическом единстве. Однако Гегель решительно выступал против признания интуитивного знания высшим видом познания. Для него научного знание в первую очередь должно быть основано на логических формах рассудка и разума.

Фрэнк Найт, американский экономист XX века, известен своей работой «Риск, неопределенность и прибыль». Он ввел понятие «интуиция» в научный оборот и писал в своей книге: «Когда мы пытаемся понять, чего ожидать в той либо иной ситуации, и как приспособить свое поведение соответствующим образом, первая осознанная мысль, которая рождается в нашей голове – необходимое решение принято, и образ всех наших действий определен. Процессы, которые протекают в нашем мозгу, нам не кажутся осмысленными и не имеют практически ничего общего с формально-логическими процессами, используемыми учеными в научных исследованиях. Это и есть интуиция» [12].

Сегодня интуицию можно представить как один из факторов, ведущих к расширению пространства всего знания, связанного с познанием природы, общества, человека и его мышления. Интуиция наряду с чувствами, мышлением свойственна в разной степени всем людям и, как отмечает Нагаткина А. В., она является специфическим познавательным процессом, в ходе которого продуцируется новое знание [7, c. 365]. Еще Платон говорил, что интуиция требует длительной подготовки ума [1, c. 55]. Таким образом, интуитивные способности рассматривают как приобретенное качество, которое можно улучшить, развить и прокачать, особенно в современную эпоху.

Известно, что за типы мышления отвечают полушария мозга. За анализаторские способности, последовательность выводов и выстраивание логических цепочек ответственно левое полушарие, а за творческие процессы, восприятие и интуицию – правое. Советско-израильский психофизиолог Вадим Ротенберг говорит о том, что благодаря способности правого полушария обнаруживать связи между предметами без помощи логики левого полушария в науке были сделаны важнейшие мировые открытия, к которым невозможно было прийти путем последовательного анализа имеющихся фактов. Однако такие открытия никогда не происходили на пустом месте – к напряженной работе левого полушария, которое никак не могло найти верное решение, в нужный момент подключалось правое, которое и подсказывало ответ. Это относится ситуаций с Ньютоном и яблоком, Менделеевым и его таблицей, Архимедом и ванной [13].

Интуитивное познание расположено на границе чувственного (ненаучного) и логического (научного) познания, в чем и заключается его специфика. Мы хотим сказать, что интуиция не сводится ни к тому, ни к другому познанию, в ней имеются обе эти формы. Однако она скрывает в себе компоненты, выходящие за рамки обозначенных форм, которые дают нам новые знания, не достижимые никакими другими средствами. Одним из первых серьезных философских исследований в данной области – «Проблема интуиции в философии и математике», работа советского ученого Асмуса В.Ф. Исследователь понимает под «интуицией» непосредственное, то есть не основывающееся на доказательстве, усмотрение истины [4, c. 50].

Интуиция, являясь бессознательным процессом, основывается на неосознанном отражении и стремится к осознанию. В исследовании Нагаткиной А.В. подчеркивается, что человек осознает только начало и конец процесса интуитивного познания. Он контролирует лишь этапы формулировки проблемы и ее готового решения. Этап, на котором происходит решение проблемы, скрыт в области подсознания. Знание воспринимается как готовый результат, полученный без размышления, так как оно было достигнуто интуитивным путем [7, c.366].

В настоящее время разработано несколько классификаций изучаемого в данной статье явления. Одна из таких классификаций была предложена философом Николаем Лосским. По его мнению, главными аспектами проявления интуиции являются личностные особенности каждого человека и характер его мышления. Исходя из этого, он выделил такие виды интуиции, как физическая, мысленная и эмоциональная. Если кому-то привычнее доверять своему телу и сигналам организма, то ведущей для него является физическая интуиция. Мысленная интуиция проявляется в том, что решение проблем приходят в голову мгновенно в виде неожиданных и спонтанных мыслей. Если человек, интуитивно принимая решение, видит его как образы, символы или знаки, значит, он обладает эмоциональной интуицией.

Психолог Даниэль Канеман выделяет краткосрочную и долгосрочную интуицию. Он считает, что предчувствие приближающейся беды, доступное практически каждому человеку, ориентировано на ближайшее будущее. А вот, например, прогнозы политологов и экономистов, сделаны на долгосрочную перспективу и требуют немалого опыта от специалистов. Уильям Дагган, в свою очередь, выделил интуицию стратегическую и экспертную. Первая срабатывает только в неожиданных ситуациях, ранее не случавшихся (например, приснившаяся Менделееву периодическая таблица), вторая же проявляется в знакомых и привычных ситуациях (например, первичный диагноз, поставленный опытным доктором путем простого осмотра пациента). Экспертная интуиция может помешать проявлению стратегической в ситуациях, в которых человек не разбирается, пытаясь тем самым быстрее «подсунуть» очевидное решение, исходя из опыта. Стратегическая интуиция выражена более ярко, но на ее формирование может уйти от нескольких дней до пару десятков недель.

Известно, что в процессе научного познания ученые могут успешно пользоваться прогнозами, предсказаниями, догадками, обращаться к аналогиям и гипотезам. Все вышеперечисленные способы отсылают нас к «скрытому знанию», к которому обращается человек в процессе своей жизнедеятельности. Также к отличительным особенностям интуиции относится уверенность и очевидность результата, который невозможно получить посредством опыта и логики [6, c.8]. «Все открытия, которые совершаются в научной среде интуитивно, должны быть просты, непосредственны, неосознанны, но в то же время логичны сами по себе», - отмечает Кузьмина Е.В [8, c.137].

При возникновении научных проблем логическое мышление не должно противопоставляться интуитивному познанию. По мнению Королевой Н.Н. научная интуиция придает познавательному процессу новый творческий импульс. Также она подчеркивает, что интуиция в философии и науке не всегда является таковой, ее с легкостью можно перепутать с умозаключением [11, c. 100]. Данакари Л.Р. отмечает, что особым условием возникновения интуитивного озарения является наличие ситуации непрерывного поиска. Важна не просто постановка проблемы, но и настойчивое движение к цели, тщательное и скрупулезное исследование, стремление не прекращать работу даже при неудачах [5, c.157]. То есть для формирования и проявления интуиции необходимо постоянное накопление и обновление знаний в соответствующей сфере деятельности, развитая способность к мышлению [10, c. 11].

Интуицию наряду с подсказками, аналогами, ассоциациями также можно рассматривать как элемент творческого мышления. Ошибочно считать, что новые знания создаются только путем логических рассуждений. Благодаря интуитивному мышлению люди могут выходить за рамки границ привычных представлений, создавать и созидать новое. Главным условием включения интуиции в творческую жизнь является высокая заинтересованность и необходимость, которая в минуты опасности, например, помогает выбрать правильное решение [9, c. 78].

Таким образом, интуиция есть не только результат, но и предпосылка научного творчества, связанного с исследованием альтернатив развития знания. Доказано, что научная интуиция, как продукт одновременного сопоставления большого количества данных, есть в то же время результат минимизации исходных интуиций. Ее роль очевидна – без нее наука существовать не сможет. Интуиция срабатывает там, где есть проблемная ситуация, состояние нестабильности. Вследствие этого она дает новое знание и позволяет увидеть целостность изучаемого явления.

Список литературы

  1. Бакшутов В.К. Интуиция в процессе научного поиска: Диалектика научного поиска: сборник научных трудов / В.К. Бакшутов. Свердловск: Издательство УрГУ, 1984. 108 с.
  2. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль: книга / Ф.Х. Найт. Москва: Издательство Дело, 2003. 360 с.
  3. Бондаренко А.В. Становление и развитие понятия интуиции // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2010. №20 (91). С. 196-203.
  4. Бондаренко А.В. Интуиция и творчество // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №6. С. 50-54.
  5. Данакари Л.Р. Интуитивное познание как специфический феномен философии: основания и особенности // LogosetPraxis. 2019. №3. С. 156-161.
  6. Данакари Л.Р., Полежаев Д.В. Феномен интуиции: философские основания, условия возникновения и особенности реализации // Вестник Вятского государственного университета. 2015. №1. С.6-10.
  7. Нагаткина А.В. Роль интуиции в научном познании // Молодой ученый. 2018. №24 (210). С.365-366.
  8. Кузьмина Е.В. Роль интуиции в научном познании // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2017. №12. С. 136-138.
  9. Островская Е.А. Интуиция в творчестве и свойства характера // Современные наукоемкие технологии. 2005. №9. С.76-78.
  10. Данакари Л.Р. Философско-гносеологический анализ феномена интуиции: афтореф. дис. … канд. философ. наук. Волгоград, 2006. С. 118.
  11. Королёва Н.Н. Научная интуиция как философская концепция: автореф. дис. … канд. философ. наук. Москва, 2003. С. 133.
  12. Интуиция: наука и шестое чувство. [Электронный ресурс]. URL: https://planeta.by/useful/intuicziya-nauka-i-shestoe-chuvstvo (дата обращения: 11.11.2023 г.).
  13. Научные открытия стали совершаться ещё быстрее благодаря искусственному интеллекту. [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/science/50712842/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 12.11.2023 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими: