УДК 81

Методы усвоения  новой лексики  на уроке казахского языка

Адильбек Амангуль Мураткызы – кандидат филологических наук Евразийского нациоионального университета  им.  Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан) 

Дуйсенгазин Дулат  Максутулы – магистр филологии Евразийского нациоионального университета  им.  Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан) 

Жунисова Камшат Куатовна  – магистр филологии Евразийского нациоионального университета  им.  Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан) 

Карыбаева Саягуль Елтайкызы – кандидат филологических наук Евразийского нациоионального университета  им.  Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан) 

Жумадилова Мейрамгуль Нурмагамбетовна  – кандидат филологических наук Евразийского нациоионального университета  им.  Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан) 

Аннотация: В статье говорится о задачах, которые ставятся перед овладением новой лексикой студентами, о важной роли преподавателя в обеспечении усвоения словарем для развития речевой деятельности студентов. Здесь также рассматриваются методические приёмы усвоения лексики, направленные на её запоминание и употребление, позволяющие обучающимся расширять словарный запас и развивать лексические навыки во всех видах речевой деятельности. В данной статье проводится  анализ взаимосвязи между процессами активизации лексики и развитием иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: лексика, номинативная функция, говорение, семантика, лексические единицы, тематическая лексика, виды речевой деятельности, мотивированность, речь.

Как студенты формируют свои лексические навыки играет ключевую роль в их языковом развитии. В процессе обучения в вузе, студенты сталкиваются с разнообразными источниками новой лексики, такими как учебники, лекции и научные статьи. Важно, чтобы учебные программы включали методы, способствующие эффективному усвоению новых слов.

Один из подходов к формированию лексических навыков – это активное вовлечение студентов в обучающие сценарии. Использование тематических диалогов, ролевых игр и обсуждений помогает студентам не только запоминать новую лексику, но и применять ее в контексте, что повышает степень усвоения. Мы включили в учебное пособие казахского языка несколько упражнений развивающие навыков письма. Например студенту нужно из новых слов на тему «Отбасы» (моя семья) создать словосочетания и составить предложения, а также найти его определение:

Новые слова

Значение слова

Словосочетание

Предложение

1.Отбасы -

А) бұл ұғым «отбасы» мен «тәрбие» категорияларының жиынтығы ғана емес, олардың синтезі  де болып табылады.

2. Отбасындағы қарым-қатынас -

Ә) «сүйіспеншілік», «кешірім», «бірлік»,

«шыдамдылық» дегендерден туындайтын ұғым.

Также важным элементом является использование современных технологий в обучении. Мобильные приложения, онлайн-ресурсы и интерактивные учебники предоставляют студентам возможность изучать новые слова в удобном для них формате. Этот подход делает обучение более доступным и увлекательным. В нашей республике идет полным ходом цифравизация стараны. Изучение языка также доступно в мобильных приложениях. Здесь можно привести пример различных игр: «Сөз» (слово) – игра где нужно ячейки за определенное время заполнять словами и накапливать баллы. «Ұлы дала ойыны» (игра великой степи) – также угадывать слова выбирая  тему или участвовать в словесных  турнирах. Учить новые слова можно в приложениях для обучения казахского языка Soyle, Qonzhyq App, Ana Tili и.т.д.

Одним из самых популярных и удобных в использовании приложений является проект Soyle. Изучать казахский язык здесь не только легко, но и интересно - в программе обучения используются видеоролики, забавные диалоги и музыка.

Важно также разрабатывать специальные тесты, которые позволили бы периодически определять объем индивидуального словаря, видеть свое продвижение в наполнении словаря. Самое убедительное свидетельство владения словарем — способность студентов принимать участие в общении в устной форме и при чтении. Руководствуясь такими принципами мы с коллегами разработали ряд упражнений направленных на развитие таких коммуникативных навыков как говорение и чтение. Например следующее задание дает продуктивное  осуществление речевых высказываний . Используя грамматические конструкции выразить намерение, начало, растяженность, выполнения действия.

Намерение к дейсвию

Начало действия

Продолжительность действия

Осуществление действия

А для развития навыков чтения применяется следующая таблица, где нужно из двух столбиков найти части предложения и собрать в один текст

Первая часть предложения

Вторая чать предложения

Предложение

Заменить подчеркнутое слово

1.Қара шаңырақ, үлкен үй дегеніміз -

А.төрден орын алып, айналасындағы аксақалдардың өзі «қарағым, сен қасиетті қара шаңырақтың иесісің, жасың кіші болса да жолың үлкен, асқа батаны сен жаса» деп кішілік танытып жатады.

1-Д

Әулет – отбасы, түтін түтеткен – өз алдына бөлек отбасын құру.

Таким образом, формирование лексических навыков у студентов – это многогранный процесс, который требует комбинации различных методов. Активное участие, современные технологии, систематическое повторение и поддержка интереса – ключевые составляющие успешного языкового развития в университете.

Следующий метод запоминания слов – контекст. Лексическое значение слова кодирует контексты, в которых оно было употреблено. Актуальный контекст лишь реализует то, что заложено в самом слове. Поэтому каждое слово ценно не само по себе, а в контексте. Если рассматривать слово изолированно, только как обозначение какого-либо предмета или явления реальной действительности, то оно остается лишь простым знаком, внешней оболочкой данного предмета. «Значение слова необходимо определять с учетом его многообразных связей и в контексте определенной системы языка» [1, с. 123].

Ранее об этом же писал и А.А. Потебня: «В слове все зависит от употребления. Употребление включает в себя и создание слова, так как создание есть лишь первый случай употребления» [2, с. 187].

Данные исследования доказывают что нет смысла учить слова в вакууме, то есть лучше будет если вы их сможете применять   в словосочетаниях. Если вам встретилось незнакомое слово и вы решили его запомнить, выпишите контекст, в котором оно было употреблено. Например, казахское слово көру (видеть) проще учить в словосочетаниях где они полностью меняют свою изначальную семантику.  Слово көру глагол со значением физического действия:

Мен Астана қаласын көрдім  - Я видел город Астана.

Здесь слово «көру» передает смысл  действия видеть. То есть несет  смысловую функцию. В следующих примерах глагол көру выполняет функцию вспомагательного глагола. И уже в сочетании с основным глаголом передает смысл других действий:

1) С суффиксами 'ып/iп/п', которые присоединяются к основному глаголу, вспомогательный глагол «көру» обозначает «попробовать» или «попытаться»:

Мен тексеріп көремін. – Я попробую проверить.
  Сен айтып көресің бе? – Ты попробуешь сказать?
  Біз оған бұ
ны ұсынып көрейiк. – Давай, мы ему это попробуем предложить.
   Мен сіз үшін уақыт тауып көремін. – Я попробую найти для вас время.

Для начинающего изучать казахский язык очень важно знать вспомогательную функция глагола «көру». Без данного контекста сложно будет понять смысл этих предложений. Часта на уроках наблюдается как студент не зная такие функции некоторых глаголов и не учитывая устойчивые словосочетания пытается понять смысл слов по отдельности.

Следующее  словосочетание со словом «көру»:

Ол сені көре алмайды  - Он тебе завидует. Буквальный перевод данного словосочетания көре алмау   – не может видеть. Воспринимается как устойчивое словосочетание означающее –завидует. То есть не может видеть или смотреть на твои успехи, радости. 

Также в казахском языке есть многозначные слова, конкретное значение которых можно выяснить только в определенном контексте высказывания. Лексика казахского языка очень обширна. Она включает сотни тысяч слов. Богатство казахского языка зависит не только от его словарного запаса, но и от того, что большинство слов обладают многозначностью. Например:

ат  -  имя,конь,стреляй
бас -  голова,наступи, надови
жаз  -  лето,пиши, разложи
қара  -  черный,смотри
ай
  -  месяц, луна [3].

Встреча студентов с новым словом происходит на основе текста. Исходный текст, предназначенный для ознакомления со словарем, может рассказать преподаватель, и студенты воспринимают его на слух или содержаться в учебнике, и тогда студенты читают его. Уже при прослушивании текста можно начать работу над произношением новых слов. Для этого преподавателю следует привлечь студентов к проговариванию тех частей текста, в которых есть новые слова. Такая техника, которая применяется и при знакомстве с грамматическим материалом, повышает активность восприятия. Объем текста и его характер зависят от этапа обучения. Если студенты не смогут определить значение слова по тексту, то им предлагается перевод на родной язык. Выяснение значения слова — это естественная операция, которую изучающим иностранный язык приходится производить постоянно. Поэтому следует все в большей мере побуждать студентов к самостоятельному знакомству со словом и научить их рациональным приемам работы. Они должны знать, что сначала надо исчерпать все указанные возможности текста, использовать анализ слова по составу, и если значение не прояснится, то тогда обратиться к словарю.

После того как студентам предлогаются новые слова соответствующие теме урока и материалу для чтения, им  можно поработать и заполнить «Карту слов».

С «Картой слов» студенты  могут:

Жаңа сөз

Отбасы

Жаңа сөздің мәтіндегі қолданысы

Отбасы – адам баласының өсіп-өнер алтын ұясы.

Ассоциация

сүйіспеншілік, кешірім, бірлік,  шыдамдылық, тәрбие, сыйластық, татулық, бауырмалдылық

Синоним

Әулет, жанұя

Қазақ классиктерінен цитата

-

Анықтама

Отбасы  – өзара туысқандық қатысы бар, әртүрлі жастағы және әртүрлі құқылы адамдардан біріккен ұжым.

Сөйлем

Отбасындағы қарым-қатынас бірлік, татулық, кішіпейілділік, көркем мінез арқылы қалыптасады.

Таким образом, здесь рекомендуется тот же путь, что и при работе над грамматическим материалом: презентация материала в связном целом, затем выделение его для пристального рассмотрения и тренировки. Тренировка студентов в усвоении слов реализуется при помощи упражнений, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости. В соответствии с этим все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на: 1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой; 2) формирование сочетаний слов смыслового характера.  

Первую категорию упражнений можно предложить следующим образом:

На одном уроке был дан такой список глаголов:

зерттеу (нені?)

қоршау (кімді? нені?)

Алып бару  (кімді? нені?)

жіберу (кімді? нені?)

оқу (нені?)

аудару (нені?)

әңгімелеу (нені?)

Беріп жіберу  (нені?)

Студенты самостоятельно подобрали к этим глаголам существительные, а затем по образцам, данным преподавателем, составили словосочетания. В результате многократного повторения многие словосочетания были прочно усвоены. Со словосочетаниями изучить казахский язык, переводить текст, послать письмо студенты на этом же уроке составили предложения (работа выполнялась устно). Отдельные словосочетания, составленные студентами были включены в предложения на последующих уроках [4.]

В заключений можно сказать, что При обучении языку роль лексики для овладения иностранным языком также значительна, как и роль грамматики. Именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную, но и воображаемую действительность. Поэтому первостепенный долг каждого преподавателя — обеспечить овладение словарем. У студентов следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса.

Список литературы

  1. Звегинцев В.А. Семасиология. М., 1957
  2. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Харьков, 1988. Т. 1. Изд. 2-е. С. 32. 6. Вандриес Ж. Язык. М., 1937. С. 187
  3. Источник: https://russkiiyazyk.ru/leksika/mnogoznachnye-slova.html
  4. https://pedsovet.su/english/6126_sposoby_otrabotki_leksiki
  5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1985.
  6. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985.
  7. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. –М., 1988.

Интересная статья? Поделись ей с другими: