УДК 82

Образ Анны Карениной в контексте философского взгляда Толстого на этику и религию

Инь Цзяли – бакалавриат Института машиностроения, материалов и транспорта Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Аннотация: В данной статье дается интерпретация эпиграфа к роману: "Мне отмщение, и Аз воздам"; исследуется образ Анны Карениной и ее смерти в контексте философского взгляда Толстого. Утверждается, что писатель наделяет героиню святой смертью, чтобы искупить ее собственную невинность, и что именно смерть открывает весь смысл и ценность жизни.

Ключевые слова: Анна Каренина, любовь, Толстой, роман, русская литература.

Шедевр Льва Толстого «Анна Каренина» привлекает внимание всего мира с момента своего появления на свет. Начало романа «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» [7, с.143-144] стало крылатой фразой. В этой незамысловатой по сюжету истории читатель наблюдает уже философскую глубину, зрелость мыслителя и тонкого психолога Льва Толстого. Анна живет спокойной жизнью до тех пор, пока не становится заложницей собственной страсти к Вронскому. Победа страсти над благочестием лишает её и других достоинств. В первую очередь – честности. Она нравится людям – люди чувствуют ее свет (который ближе к концу романа автор заменяет словом «блеск»), красоту, честность. Она то терзается чувством вины и хочет лишь быть примерной матерью Сереже, то доходит до исступления в своем желании быть с любовником, не может представить жизни без него. На протяжении романа образ Анны раскрывается, но не сказать, что развивается, по мнению некоторых, даже деградирует. Женщина без мужа, в разводе и с детьми была лишена поддержки, а за связь с любовником еще и ограничена в общении с многими людьми из высшего света. В наше время подобная ситуация по меньшей вероятности закончилась бы так трагично, однако на фоне времени трагическая ситуация Анны неизбежна.

Время написания романа, 70-е годы XIX века – период глубокого духовного кризиса писателя, который выделился значительными переменами в творчестве и мировоззрении. В итоге, Лев Николаевич искал то, что, по его мнению, должно было противостоять разложению русского общества. Для этого он изучал былинные сюжеты, религиозную литературу, обращался к эпохе Петра I. Это привело к тому, что он стал человеком глубоко религиозным, раскаивался в своих грехах. Это было его сознательным «возвращением» к религиозным началам. Разумеется, что эти идеи оказали непосредственное влияние на изменение концепции образа Анны.

В святоотеческой литературе и религиозных преданиях есть категория женщин, которые согрешили и стали святыми мученицами из-за искушения дьяволом, любви и похоти. Искушение дьяволом – неотъемлемый элемент литературы о святых и народных святых. Идея ясна: борьба с дьяволом, который сбивает нас с пути, – это борьба с искушением плоти. Поскольку грехи, которые совершает Анна, очень похожи на грехи мучениц и святых, то ее предрасположенность – это в первую очередь не наказание, а спасение души, и Бог, естественно, будет относиться к ней снисходительно. В конце концов, искушение Анны внебрачной связью, вызванное демоном похоти, становится ее неизбежной судьбой, что почти равносильно объявлению ее невинной грешницей. Толстой подчеркивает в "Анне" дьявольскую погоню за любовью и ее роковые последствия, корнем которых является Вронский. Внезапное появление Вронского, соблазнительного, как дьявол, разжигает в Анне давно подавляемый огонь любви, перед которым Анна не может устоять. В силу своей честности и прямоты Анна не может скрыть свои истинные чувства от мужа и высшего общества, поэтому она попадает в «дьявольское» окружение и начинает мучительный путь духовного оттачивания. Как и все влюбленные женщины, она наслаждается сладостью любви и впервые в жизни испытывает счастье настоящей любви. Но в то же время, будучи благородной женщиной с высокими моральными качествами, она не могла избавиться от укоров совести и чувствовала, что ее грех непростителен. Анна начинает чрезвычайно мучительный духовный путь – терзания совести, бесконечный стыд, одиночество и непонимание окружающих, боль разлуки с сыном, опустошение от вынужденного ухода из дома, дискриминация высшего общества, чувство унижения и оскорбления. С другой стороны, Анне иногда кажется, что она ни в чем не виновата, ведь она живой человек, греха в ней нет, она хочет любить и жить, такой ее породил сам Бог. [7, с. 430]. Слова Анны – это еще и вопрос автора к читателям: как должен жить на свете человек, особенно женщина, – стремиться ли к счастью любви в соответствии с требованиями своей природы без страха или следовать заветам веры, подавляя любовь и ведя аскетический образ жизни без особых желаний? Таким образом, раскол личности Анны – это не борьба между законом греха и законом Божьим в ее сердце, а неизбежное столкновение между разумными требованиями доброго человека и предписаниями аскетизма, стереотипными и подавляющими человеческую молодость и жизнь.

Нельзя обойти вниманием и другие аспекты демонической тематики, которую Толстой стремится представить в романе. Эти демонические темы переходят от греховности героини, как это было задумано изначально, и распространяются на морально-этическую и духовную сферу Вронского, Каренина и всей русской аристократии. Толстой пытается раскрыть демоническую тематику романа с разных точек зрения: для Анны дьявол – это фаталистическая сила, которая неизбежно приводит к трагическому концу ее судьбы. Все это вытекает из традиционного представления о дьяволе в фольклоре, в котором дьявол не только имеет традиционное метафорическое название и значение, но и выражаемая им дьявольщина признается народной религиозной культурной традицией. [2, с.140]

Два человека в романе, Каренин и Вронский, наиболее близкие к Анне, гораздо более грешны и дьявольски, чем Анна. Каренин после внебрачной связи жены желает не только, чтобы Анна не получила желаемого, но и была наказана: «жаждал, чтобы она страдала за то, что разрушила его внутренний мир и честь страданием». [7, с. 415] Он считает, что дуэли, разводы невыгодны, и единственный выход – помешать ей воссоединиться с любовником, сделать вид, что ничего не произошло. При этом проявляет некую жестокость. Все это заставляет Анну «чувствовать холод во всем теле», заставляя ее думать: «Он был счастлив плавать в лицемерии, как рыба плавает в воде". [7, с. 431] Каренин желает мучить Анну по своему усмотрению, и использует маску лицемерия, чтобы скрыть свою жестокую натуру. При этом проявление жалости, сострадания к людям Каренин называет постыдной «слабостью» и старается заглушить в себе подобные чувства. Будучи уверен в своей правоте, герой трактует библейский текст по-своему. Пытается понять Бога разумом, а не сердцем. Вронскому, помимо Каренина, присущи те же демонические черты фольклорной традиции, которые проявляются в безрассудном отношении к Кити, в соблазнении и предательстве Анны. Он не думает о том, что его действия кому-то приносят несчастье, не размышляет о смысле жизни, чужое страдание не задевает его. Его интересуют собственные удовольствия и желания. Он соблазняет Анну из тщеславия, и во всем его отношении к ней проскальзывает высокомерие. Он убивает ее как жену, хранительницу очага и мать. С тех пор она становится лишь его любовницей. И в этом чувстве она тонет. В итоге они вместе с Карениным стали главными виновниками того, что Анна покончила с собой. Общество высшего сословия в романе также содержат дьявольские черты фольклора, все пропитано злыми добродетелями с дьявольскими чертами, такими как дьявольское искушение маскироваться и обманывать, преследование людей, вера в языческое колдовство и т.д. Многие дворянки высшего сословия – мать Вронского, княгини Бетси и графиня Лидия Ивановна, вместе с Карениным и Вронским составляли круг злых сил, угнетавших и вытеснявших честную и правдивую Анну. Эта злая сила облечена в оболочку благородства и элегантности, но внутри полна лицемерия, лжи, обмана.

Несмотря на то, что она совершила, Толстой как бы стремится смягчить вину Анны, обращаясь для этого к фольклорной литературе, к жизнеописаниям святых. Поразителен маленький красный саквояж, глубоко символичный, который остается с Анной до самого конца ее жизни. Впервые эта маленькая красная сумка появляется в романе в 28-й главе первой книги. В этот момент сумка маленькая, но позже, как отмечает Набоков, она «вырастает» [6,с.258]. В день самоубийства Анны, эта красная сумка тоже была с ней. Важной деталью в описании смерти стало то, что она встала на колени и в молитвенном жесте произнесла последние в своей жизни слова: «Господи, прости мне все!» [7, с. 1122], исповедала свои грехи перед Богом.

В Ветхом Завете фраза «Мне отмщение, Аз воздам» относилась к врагам, судьба которых определялась волей Бога, и они погибали, но в Новом Завете основная идея фразы заключается в том, что человек не имеет права делать то, что имеет право делать только Бог, т.е. наказывать тех, кто совершил зло или виновен в грехе, и что человек должен быть покорно подчинен Божьему суду воздам». Л.Н. Толстой прибавляет к библейскому изречению союз «и». Вероятно, Толстой неточно цитирует библейский текст и не дает ссылки на его источник с целью включить в смысл изречения сразу несколько значений.

Как известно, согласно православному христианству, человеческая жизнь – это дар Божий, и поэтому человек не может покончить жизнь самоубийством, что является грехом, категорически запрещенным Богом. Самоубийство Анны не могло быть Божьей карой. Перед лицом окружающих ее могущественных сил зла для этой униженной и честной женщины не оставалось места для нормальной жизни. Перед лицом окружающих ее могущественных сил зла для этой униженной и честной женщины не остается места для нормальной жизни. любовь к Вронскому – это вся ее жизнь, и даже если она искренне призналась в этом, когда ее жизнь была в опасности, отказаться от такой любви, которая выгравирована в ее сердце, она не может. И все же автор упорно считает, что у такой прекрасной и благородной женщины должен быть конец по воле Бога и человека – умереть как святая, раз и навсегда, чтобы очистить свои грехи и оставить людям бесконечную скорбь.

Библейские цитаты используются писателем в качестве своеобразного кода, «расшифровка» которого помогает читателю понять скрытую на первый взгляд авторскую идею и особенности соотношения сюжетных линий романа.

Умерла ли Анна как святая, или как умирают обыкновенные люди, значение кончины ее земной жизни для Толстого одинаково: Анна ушла и навсегда исчезла в непроницаемом «густом небытии», прекрасная и яркая молодая жизнь так с болью в сердце беззвучно умерла. Автор не может не испытывать бесконечного сожаления и жалости. Искреннее признание собственной Анны ценой жизни искупает грехи, которые на самом деле не являются греховными, в то время как действительно виновные в этих жестоких лицемериях лицемеры по-прежнему спокойно, счастливо наслаждаются жизнью! Толстой говорит нам надписью романа: всезнающий и всемогущий Бог знает все, и он вынесет самый справедливый приговор: «Я отплачу за зло, которое мне делают». Как люди не имеют права судить и наказывать Анну, так и люди не имеют права судить и наказывать кого бы то ни было, только Бог может осуществить эту власть.

Роман у Толстого вышел многоплановый, грандиозный. Много смыслов и проблем он несет в себе, тем сложнее сфокусироваться на одной задаче в исследовании романа. Смерть Анны была чем-то неизбежным и продиктованным высшей силой – роком, Богом, дьяволом, не столь важно кем или чем. Но автор не осуждает ее, возможно он в каком-то смысле отождествляет себя с ней, давая Анне и себе надежду на прощение Бога за прошлые грехи. «Анна Каренина отказывается жить, потому что не чувствует и не знает иного смысла жизни, чем тот, который ей открылся. Но перед самой смертью она вспоминает свою жизнь до замужества, вспоминает свои прежние настроения, возвращается к вере в Бога, понимает ошибочность своего пути, однако это уже не может изменить ее земную жизнь» [4, с 23.]. По поводу эпиграфа романа мнение литературного критика М.С. Громека кажется самым точным, так как он сам советовался с Л.Н. Толстым во время написания своей научной работы. Громека считал, что грехи и «забвение» Бога губительно сказываются на судьбе героини, и только соблюдая Божьи законы может жить хорошо и счастливо. Бог в этом процессе участвует только тем, что он, Бог – создатель этой закономерности, а не палач, но за свою судьбу человек ответственен сам.

Список литературы

  1. Гpoдeцкaя A.Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого, СПБ. изд. «Haукa», 2000, c.175.
  2. Гpoдeцкaя A.Г.:Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого, СПБ. изд. «Haука», 2000, c.1140.
  3. Дунаев M. M.: Правослaвиe и русская литерaтypa.Чacть IV, M. изд. Христианская литература, 1998. С.143-144.
  4. Кириченко О. А.: Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Библейские цитаты как средство выражения авторской идеи. Ульяновск, 2008. 167 с.
  5. Набоков В.В.: Лекции по русской литеpатуpе. M.: Независимая газета, 1998. С.
  6. Набоков В. В.: Лекции по русской литеpатуpе. M.: Независимая газета, 1998. С.
  7. Толстой Л. Н. Анна Каренина. Перевод Чжоу Яна. Пекин: Народная литература, 1981. С. 116.

Интересная статья? Поделись ей с другими: