УДК 8

Лингвистические  аспекты  коммуникации  при  подготовке в образовательных  организациях  системы МВД

Щербакова Ольга Васильевна – старший преподаватель  кафедры Русского языка Московского университета  МВД России им. В.Я. Кикотя

Аннотация: В статье говорится о востребованности навыков взаимодействия с другими людьми. О необходимости лингвистических аспектов коммуникации при обучении сотрудников в образовательных организациях системы МВД и о профессиональном  владении  уровнем лингвокоммуникативной компетентности. Особое внимание уделяется дисциплинам, повышающим  лингвистические аспекты коммуникации.

Ключевые слова: лингвистические аспекты коммуникации, лингвокоммуникативная компетентность, профессиональное  взаимодействие, коммуникативные умения и навыки, вербальная компетенция, устная и письменная коммуникация.

Современная система образования России – это социальная модель общества, реализовывающая функционирование любой страны, – подвергается  глобальным  модификациям на всех ступенях. На следующем этапе, в результате экономических, социальных, процессов, проистекающих в современном обществе, увеличивают существенность и востребованность гибких навыков, способности к стремительному приспособлению в скоро трансформирующихся реалиях современного мира и общества. Одним из наиболее востребованных навыков является результативное взаимодействие с другими людьми.

Значительность и жизненность лингвистических аспектов коммуникации при обучении сотрудников в образовательных организациях системы МВД, наравне с объективной потребностью общества и рынка труда в специалистах, владеющих значительным уровнем лингвокоммуникативной компетентности, отписывается и изучается  во многих научных работах.

Соответственно анализу научных данных, в образовательных организациях системы МВД России вырабатывание лингвистических аспектов коммуникации при подготовке сотрудников понимается  как неотъемлемая часть их профессионального образования. Способность реализовывать результативное межличностное и межкультурное общение и находить решение при возникновении коммуникативных задач, готовность к межличностному и межкультурному профессиональному взаимодействию приобретают все более важное значение для каждого сотрудника правоохранительных органов. Бесспорно, что культура профессионального речевого общения оказывает содействие поддержанию положительного имиджа каждого сотрудника полиции и увеличению веса и престижа службы органов внутренних дел в целом. И напротив, наличие несформированности  коммуникативных умений и навыков отрицательно воздействует на результативность выполнения оперативно-служебных задач.

Лингвистические аспекты коммуникации при подготовке сотрудников в образовательных  организациях системы МВД подвергаются рассмотрению как осуществляемый в процессе преподавания нескольких лингвистических дисциплин целенаправленный, организованный процесс, сконцентрированный на вырабатывание и формирование лингвокоммуникативной компетенции сотрудников полиции, необходимой для результативной профессиональной деятельности.

В качестве компонентов лингвистических аспектов коммуникации можно выделить следующие профессионально значительные компетенции в сфере русского языка: общекультурную, вербальную, речевую, коммуникативную, социокультурную, когнитивную, межкультурную иноязычную.

Для  повышения лингвистических аспектов коммуникации в образовательных организациях системы МВД изучается  дисциплина «Русский язык в деловой документации», направленная на формирование способности обучающихся осуществлять устную и письменную коммуникацию на русском языке в процессе овладения навыками составления деловых бумаг и служебных документов, конкретизируется следующим образом: формирование образцовой языковой личности сотрудника органов внутренних дел, речь которого соответствует нормам, принятым в сфере профессионального общения. Культура речи – это непреложная составляющая профессии сотрудника органов внутренних дел и показатель степени культуры мышления, общей культуры человека. В этой связи немаловажной задачей обучающегося является освоение языковых норм, применение всего богатства русского языка в своей речевой практике. Цель изучения дисциплины сконцентрирована на вырабатывание способности осуществлять устную и письменную коммуникацию на русском языке в процессе овладения навыками составления деловых бумаг и служебных документов, конкретизируется вытекающими из этого методами: формирование образцовой языковой личности сотрудника органов внутренних дел, речь которого соответствует нормам, принятым в сфере профессионального общения. Овладение общекультурной компетенцией в процессе изучения русского языка позволит сотруднику органов внутренних дел с помощью языковых знаний адекватно реагировать на конкретные ситуации, появляющиеся в сфере его профессиональной деятельности.

Обучение результативному общению в образовательных учреждениях обеспечивается степенью формирования научного направления в системе лингвистических аспектов коммуникации. Учебная дисциплина «Риторика» помогает овладеть профессиональными коммуникациями юриста, условиями и принципами эффективной коммуникации. Каждый сотрудник органов внутренних дел соответствен компетентно использовать лексику современного русского языка, оптимально применять средства выразительности (вербальные и невербальные) русского языка при устном и письменном общении.  Быть обладателем навыков  подготовки устного публичного выступления, применять многообразные способы аргументации и виды аргументов и правила их употребления, навыками определения вида аудитории и приемами управления ею. Следственно, изучение риторики обеспечивает решение существенных задач современного образования, поскольку сконцентрировано на вырабатывание ключевых компетенций, обеспечивающих владение устной и письменной коммуникацией, постижение норм речевого поведения в различных областях социальной жизни человека, понимание языка как конфигурации формулирования национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, культуры межнационального общения.

Не менее существенным фактом стало изучение  сотрудниками органов внутренних дел русского жестового языка. Соответственно, лингвокоммуникативная подготовка в области русского жестового языка становится значительным элементом профессиональной подготовки сотрудников полиции. Жестовый язык – это полноценная лингвистическая система, в полной мере удовлетворяющая коммуникативные надобности людей с нарушением функции слуха. В соответствии, изучение основ русского жестового языка является неотъемлемой частью лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел. За относительно небольшой период времени изучения новой дисциплины сотрудниками полиции в России соответствующие программы доказали свою состоятельность, эффективность, востребованность и жизненность.

Итак, в системе профессионального образования МВД России лингвистические аспекты коммуникации при подготовке сотрудников в образовательных организациях системы МВД осуществляются при реализации основных программ профессионального обучения в процессе изучения таких дисциплин, как: «Русский язык в деловой документации», «Риторика», «Русский жестовый язык». Лингвистические аспекты коммуникации при подготовке сотрудников в образовательных организациях системы МВД являются важным компонентом профессионального обучения сотрудников полиции.

Список литературы

  1. Воронцова Ю.А., Хорошко Е.Ю. Русский язык в деловой документации. Культура речи (учебное пособие); Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, 2021. – 213 с.
  2. Ковадло Л.Я. Культура письменной и устной русской речи. Деловое письмо – М.: Форум, 2018. – 263 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: