УДК 008

Интерпретаторские смыслы и эмоциональное воздействие художественного слова

Шилова Лилия Витальевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры Театрального искусства Крымского университета культуры, искусств и туризма.

Аннотация: В статье анализируется специфика формирования ценностей художественного слова, важных сценических задач для достижения главных целей исполнительского искусства. Рассматривается влияние широты взглядов исполнителя, его интересов, уровня мышления, интеллекта на отбор и качество литературного произведения. Описывается важность интерпретации смыслов и развитие индивидуальных качеств исполнителя.

Цели исследования – рассмотреть интерпетаторские смыслы и эмоциональное воздействие в искусстве художественного слова.

Методы исследования – теоретический и эмпирический методы, метод сравнительного анализа.

Ключевые слова: искусство, художественное слово, личность, выразительность, духовность, нравственность, исполнительское мастерство.

Проблемы интерпретаций на сцене литературных произведений сохраняют свою актуальность. Искренность и выразительность, заложенные в произведении требуют адекватного им искреннего и страстного исполнения, а также аналогичного восприятия. Такие исполнители советского периода как В. Яхонтов, Д. Журавлёв, А. Грибов, Г. Дудник, Т. Доронина, М. Терехова, А. Фрейндлих, Р. Плятт, Е. Вестник, А. Зуева, М. Ульянов, В. Гафт, Г. Тараторкин, И. Смоктуновский, В. Лановой, О. Табаков, М. Козаков и многие другие являются выразителями подлинного искусства художественного слова. Мастера, оставившие неизгладимый след, сегодня представляют классические образцы исполнительского искусства звучащей речи.

Почему одни убеждают нас, захватывают силой эмоционального потрясения и магией таланта, а другие оставляют равнодушными? Это загадка, которая не может быть разгадана полностью. Однако, можно предположить, что это связано с несколькими факторами. Во-первых, с мастерством исполнителя, его способностью передать авторскую мысль и эмоцию. Во-вторых, с индивидуальностью исполнителя, его способностью создать свой собственный образ произведения. В-третьих, с интерпретацией смыслов, которые предлагает исполнитель.

Художник испытывает огромную потребность высказать накопившиеся в нём мысли, идеи, переживания, которые он стремится выявить в выразительной и запечатляющей форме. Для творческого сознания художника непременно присуща направленность его деятельности на других людей. И это является непременным компонентом его творческого сознания. В тоже время философ Ф. Шеллинг считал, что: «Художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества. Подобно тому как обречённый человек совершает то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника. На него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной» [2].

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи и сами творцы подчёркивали его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом. Сложный процесс развития природных задатков, сопровождающийся преобразованием психического устроения человека, преобразуются в художника, творца. Духовные ценности и идеалы не передаются генетически, тем не менее их содержание век от века углубляется, дифференцируется. Этот процесс приращения, прогресса духовной культуры оказывается возможным благодаря социальному наследию духовных ценностей, актуализации в общественной жизни одних и забвению других в зависимости от характера господствующих социальных потребностей, а также в зависимости от индивидуальных предпочтений и склонностей. Процесс формирования человека как художника происходит одновременно с формированием его как человеческой индивидуальности, со своим отношением к ценностям культуры и человеческим взаимоотношениям, со своим собственным подходом к окружающим явлениям жизни. Так создаётся то индивидуальное видение мира, которое сказывается в творчестве каждого талантливого художника. И которое проявляется в исполнительском искусстве и выносится на суд зрителя.

Задача мастера художественно слова несколько иная, чему актёра, но сила эмоционального воздействия на зал не менее сильная. И главной задачей, а точнее сверхзадачей исполнителя остаётся донесений идейной, духовно-нравственной компоненты, той высшей цели, которую необходимо достичь, влияя на умы слушателя. В лаконичном искусстве художественного слова чтец должен суметь выполнить также и все сценические (технические) задачи такие как: дикционная безупречность, сила, гибкость голоса, интонационное богатство, мимика, жест, осмысленная пауза. 

Мы преклоняемся перед произведениями поэтов -классиков, ценим каждое их слово, тщательно оберегаем их литературные произведения от возможных текстуальных и смысловых искажений при исполнении. На нас давит их многовековой авторитет, это часто может сковывать исполнителя. Конечно, нужно быть точным в передаче текста – это, разумеется, очень важно, но не менее важна точность передачи мыслей и ощущений, побудивших автора написать именно так. Слова рождены жизнью, они были подсказаны определёнными обстоятельствами, возникли в конкретной ситуации. Нужно уметь через толщу слоёв пробиться к обстоятельствам, их породившим, пробиться к чувствам и мыслям человека, которые определили те или иные высказывания. В искусстве художественного слова есть постоянная необходимость донести смысл закодированный в поэтическом тексте, неожиданно вызывает к жизни непредвиденную, невероятную сценическую реальность. Словесный текст произведения – это ещё не весь текст, ещё не вместилище всего семантического и символического пространства. Оно может попытаться стать таковым только после прочтения, а значит интерпретации исполнителя-чтеца. В книге «Пустое пространство» Питера Брука он пишет о своём восприятии шекспировского текста: «Текст заключает в себе некий шифр. Слова написанные Шекспиром, – это письменное обозначение слов, которые он хотел бы слышать в виде звуков человеческого голоса определённой высоты, с определёнными паузами, в определённом ритме, в сопровождении жестов, также несущих определённую смысловую нагрузку. Слово не начинается как слово – это конечный результат импульса, который возникает из нашего отношения к жизни из нашего поведения и раз, возникнув, требует выражения» [1, c. 16].

Сегодня как впрочем во все времена, слово должно «цеплять», трогать, проникать. Строка из уст исполнителя не может звучать инертно, сама по себе. Слово нуждается во внутренней динамике, подлинной вере и страсти, художественной силе. Тексты звучащие, из уст исполнителя могут быть вполне известны публике, но слушая талантливого исполнителя мы открываем для себя что-то новое, неуловимо важное и нужное в этот час. Все слова для слушателя кажутся в этот момент самыми точными, гибкими, а сила и степень их воздействия всегда остаётся какой-то тайной, не подвластной логическому объяснению. Красота стихов, проникновенный голос чтеца мгновенно завораживают слушателей. Такое овладение залом, рождает священную и трепетную тишину, которая появляется только при встрече с настоящим искусством. Таким образом, мы понимаем, что сценическое искусство слова тесно сопряжено с литературной основой. Так сплавляются воедино уроки литературы, уроки искусства, уроки жизни. 

Поиски творческой позиции начинаются с репертуара. Артист увлекаясь процессом поисков, наживает необходимое творческое самочувствие, начинает действовать фантазия, отбор увлекательных образов. Наполненный радостью творчества он заражает зал радостью творчества, если в нём выражено самое сокровенное, исповедальное, соединяющее в себе и глубину и доступность понимания, незабываемое. Недаром, в области театрального искусства и искусства слова много лет не затихают споры на тему: что всё-таки важнее в искусстве - что или как? И мы склоняемся к пониманию, что в искусстве самое важное не что и не как, а кто! То есть, искусство всегда движет – Личность, индивидуальность, собственный почерк, самобытность. И речь идёт не просо о высоком профессионализме личности, владении подлинной, продуктивной техникой, мастерством. Но также о широте взглядов исполнителя, его интересов, уровне мышления, интеллекта, мастерстве владения материалом, духовности. «Духовность в произведении актёрского искусства есть следствие духовности в потребностях самого артиста, в его доминантах, как практической…так и доминанты жизни, побудившей его заниматься искусством и при этом вооружаться знаниями и умениями» [4, С. 293]. «Выразить личностное отношение рассказчика к действующим лицам и всему происходящему в произведении – самое важное. В этом вся соль искусства рассказывания» [3, С. 102]. Именно тогда проявляется индивидуальность артиста, его понимание и осмысление автора. Интерпретаторские смыслы искусства звучащего слова необычайно важны. Один и тот же рассказ у разных исполнителей может получить много разных трактовок. И здесь мировоззрение, профессиональная подготовка, индивидуальные особенности исполнителя играют важную роль.

Вывод: Искусство художественного слова с большей, чем другие искусства остротой и силой проникновенности вторгается в конфликтную, личную, интимную сферу человеческих взаимоотношений, черпая свои образы и темы в решающих общественных противоречиях. И чем напряжённее конфликт в сценическом произведении, тем более полно он отражает реальные процессы, происходящие в действительности, тем более масштабными они предстают на сцене. Важна тщательная, подробная, основательная подготовка чтеца к выступлению. Лучшее выступление в этом жанре всегда характеризуется высокой культурой исполнительского мастерства, эстетичностью, выразительностью, многогранностью, глубиной, креативностью, ярко выраженной индивидуальностью. Всё это достигается длительными пробами, поисками, экспериментами, способностью к личной трактовке, идейной акцентировке.

Список литературы

  1. Брук П. Пустое пространство / пер. с англ. О.С. Родман, И.С. Цымбал. – Москва: «Прогресс», 1976. – 103 с.
  2. Виды воображения. творческое и репродуктивное воображение. воображение и создание художественных ценностей / goodplogic.ru познавательная психология [электронный источник] – URL: http://www.goodplogic.ru/glogs-460-2.html (Дата обращения: 29.10.2023).
  3. Закушняк А.Я. Вечера рассказа: Воспоминания: Тексты. – Москва: Искусство, 1940. - 392 с.
  4. Симонов П.В. Происхождение духовно / П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский. – Москва: «Наука», 1989. – С. 351.

Интересная статья? Поделись ей с другими: