УДК 369.032

Подготовка кадров для цифровой экономики: вызовы и тренды

Фатхутдинова Рина Азатовна – студент Уфимского университета науки и технологий.

Бикметова Зульфия Маснавиевна – кандидат экономических наук, преподаватель Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В данной статье рассмотрены вызовы и тренды подготовки кадров для цифровой экономики РФ. Цель исследования - определение ключевых навыков специалистов в области цифровой экономики, особенности их подготовки с учетом тенденций развития отрасли. В работе представлены основные цели и итоги федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Определены 5 блоков компетенций и основные тренды являющихся ключевыми для специалистов в сфере цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, кадры, информационные технологии технологии, цифровая трансформация.

Мировую экономику сегодня можно охарактеризовать как базирующуюся на изменениях, связанных с цифровизацией практически каждой сферы жизни. Процесс перехода на цифровые платформы, оцифровка бизнес-процессов необратимы. Доказательством этого является уровень капитализации корпораций, деятельность которых непосредственно связана с цифровой экономикой. Рейтинг построен аналитиками финансово-экономического журнала «Forbes» исходя из показателя рыночной капитализации [6]. Рассчитывается он следующим способом: количество акций, выпущенных компанией, умножается на стоимость одной акции.

  1. Apple 2.771 триллиона долларов
  2. Microsoft 2.460 триллиона долларов
  3. Saudi Aramco 2.203 триллиона долларов
  4. Алфавит 1.691 триллиона долларов
  5. Amazon 1.385 триллиона долларов
  6. NVIDIA 1.134 триллиона долларов
  7. Беркшир 790 миллиардов долларов
  8. Тесла 788 миллиардов долларов
  9. Мета 770 миллиардов долларов
  10. Эли Лилли: 535 миллиардов долларов

В топ-10 вошли компании, специализирующиеся на информационных технологиях, энергетике, финансах и здравоохранении. Бесспорно, на сегодняшний день эти корпорации стоят в авангарде развития цифровой экономики и задают тренды. Закономерным является и тот факт, что уровень развития цифровой экономики в разных государствах имеет значительный разрыв. Если говорить о передовых странах – это Великобритания, Соединенные штаты Америки, Китайская Народная Республика, Сингапур. Согласно данным российского государственного федерального информационного агентства ТАСС, объемы цифровой экономики на 2023 год, исчисляемые в долларах, составляют 23 триллиона и от 5 до 15 % мирового валового внутреннего продукта.

Российскую Федерацию пока сложно назвать государством-драйвером цифровой экономики, совокупно доля её в ВВП составляет не более 3 %. Отрадно, что, несмотря на невысокий уровень, Российская Федерация наращивает этот показатель. Рост обусловлен пристальным вниманием к этому направлению. В частности, сегодня реализуются Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Правительством Российской Федерации разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 [2].

С уверенностью можно сказать, что цифровизация внесла значительные изменения как в экономику стран, так и в социальную сферу. Глобальная оцифровка всех отраслей ведет к необходимости подготовки специализированных кадров, обладающих специфическими цифровыми компетенциями, которые смогут удовлетворить потребности экономики.

Целью исследования можно назвать определение ключевых навыков специалистов в области цифровой экономики, особенности их подготовки с учетом тенденций развития отрасли.

Положительная динамика в развитии цифровой экономики напрямую зависит от степени подготовленности кадров, ответственных за принятие управленческих решений. Управленческие процессы в цифровой экономике отличны от процессов в государственном управлении, бизнесе. Для продуктивной работы в сфере цифровизации необходимы не только традиционные инициативность, высокий уровень ответственности и компетенции. К ключевым качествам, которые могут стать залогом успеха в развитии цифровой экономики, относятся стратегическое мышление, умение применять анализ больших данных, наличие так называемых soft skills.

Цифровая экономика – отрасль с высокой изменчивостью, и soft skills помогают стейкхолдерам быстро адаптироваться в условиях регулярных изменений.

Подготовка специализированных кадров для цифровой экономики – одна из приоритетных задач, такие выводы можно сделать исходя из нормативно-правовой базы, разработанной за последние годы. Наиболее масштабные – федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». В его основе лежит методология усовершенствования образовательной системы. Она учитывает не только потребность в разработчиках ИТ-продуктов, но и в специалистах, обеспечивающих использование этих продуктов и технологий. Основополагающим принципом федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» можно считать комплексный подход. Проект подразумевает повышение навыков не только взрослых и состоявшихся специалистов, но и школьников. Кроме того, осуществляется подготовка и переподготовка специалистов с компетенциями разного уровня – имеющих как простые цифровые навыки, так и окончивших образовательные программы, выпускники которых – ИТ-специалисты с высоким уровнем компетенций.

Согласно данным Росстата, с 2021 по 2022 год обучение смогли пройти граждане Российской Федерации из всех регионов старше шестнадцатилетнего возраста, но еще не достигшие пенсионного порога. Одним из критериев для отбора в группы обучающихся стало наличие с законченного среднего профессионального либо высшего образования, причем вне зависимости от специализации по диплому. За счет бюджета Российской Федерации обучающимся была предоставлена скидка в размере 50% от стоимости программы. На 2022 год в каталоге образовательных программ содержалось 133 программы. 46 EdTech-компаний и высших учебных заведений прошли отбор и были выбраны для реализации образовательных программ. Среди них НИУ ИТМО, Яндекс.Практикум, Нетология, Университет Иннополис, 1С: Образование, Сбербанк и др.

Согласно данным, размещенным на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, в ходе реализации федерального проекта получены следующие результаты:

  • 200 тыс. граждан Российской Федерации получили возможность освоить цифровые компетенции по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации затрат;
  • на 120 тыс. человек в год увеличено количество бюджетных мест в высших учебных заведениях по программам в сфере ИКТ;
  • 80 тысяч преподавателей высшего и среднего профессионального образования прошли программы повышения квалификации по новым программам для ИТ-специальностей и различных отраслей, в том числе предметных;
  • 50 тысяч государственных и муниципальных служащих прошли обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления.

Наиболее востребованными стали такие специальности как Java разработчик, разработчик 1С, специалист по аналитике данных, разработчик на Python, тестировщик, web-разработчик. В связи с текущими мировыми событиями, показатели федерального проекта на 2022-2023 гг. были скорректированы. Так, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, переподготовку цифровым навыкам должны пройти не менее 50 тыс. человек. Таким способом планируется восполнить дефицит кадров.

Данные последних 5 лет говорят о том, что ежегодно увеличивается количество выпускников ИТ-направлений подготовки. Это и бакалаврские, и магистерские программы. Уровень компетенций выпускников также неуклонно растет, появляется узкая отраслевая специализация. По сведениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, число занятых в сфере информационно-коммуникационных технологий составляет более 2 миллионов человек, это практически 3 % от общего трудоспособного населения [5]. Для сравнения, на территории Европы этот показатель составляет порядка 4 %. Несмотря на положительную динамику, одной из проблем в части подготовки кадров остается некий консерватизм, устаревание учебных программ. Зачастую авторы не успевают за изменениями, происходящими в отрасли. Было бы ошибкой считать, что специалист цифровой экономики должен обладать компетенциями исключительно в части современных цифровых технологий.

Методологи АНО «Университет национальной технической инициативы 2023» определили 5 блоков компетенций, являющихся ключевыми. К ним относятся:

  • коммуникация и кооперация в цифровой среде;
  • развитие и саморазвитие – умение осознанно приобретать новые умения и навыки, применять их в практической деятельности;
  • креативность – умение нестандартно мыслить;
  • умение управлять большими данными, обрабатывать эти данные с помощью цифровых средств;
  • критические мышление – навык, благодаря которому специалист способен анализировать информацию и делать обоснованные выводы.

Таким образом, можно выделить два основных направления подготовки кадров. Это и освоение новых информационно-коммуникационных технологий и интернет-сервисов, и навыки управления проектами с применение цифровых инструментов. Нельзя не учесть необходимость дополнительного финансирования подготовки кадров, поскольку процесс переподготовки и подготовки требует наличие соответствующего программного обеспечения, оснащения современными техническими средствами. Осуществление большинства бизнес-процессов трудно представить без высокотехнологичных информационных систем, программных комплексов и соответствующей технологической инфраструктуры.

В качестве трендов можно отметить обучение специалистов пользованию различными системами и программными продуктами, в частности – в сфере планирования ресурсов – ERP, в сфере взаимодействия участников бизнес-процесса и взаимодействия с контрагентами – CRM, в части поддержки логистических процессов – SCM, и прочие. Среди трендов – Big Data, блокчейн-технологии, искусственный интеллект, cloud-сервисы, интернет вещей, кроссплатформенные решения. Каждая из перечисленных технологий достаточно узконаправлена, но, тем не менее, их объединяет то, что они помогают специалистам увеличить долю аналитики в работе с данными, что позволяет принимать верные управленческие решения.

Многие издания, специализирующиеся на проведении опросов, в 2022 году сделали выводы о том, что большая часть компаний, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, намерены провести переобучение своих сотрудников и увеличивать долю анализа данных в своей работе.

Еще одним трендом в кадровой политике цифровой экономики можно назвать территориальную независимость сотрудников, сегодня возможность удаленной работы, удаленного обучения с применением средств удаленного доступа – новая реальность.

Если провести анализ обучающих программ, можно выделить зарекомендовавшие себя наиболее эффективными. Среди них:

  • обучение с рефлексией. Принцип такого обучения – в тестировании гипотез при решении реальных задач, а затем их осмысление. Как правило, такой обучающий процесс максимально эффективен при работе в небольших группах;
  • совместное обучение, командная работа;
  • метод кейса, когда группы обучающихся анализируют реализованные проекты. Это позволяет в ходе получения новых навыков возвращаться к исходному проекту и применяя новые инструменты аналитики, делать новые выводы, и сравнивать их с предыдущими;
  • метод экспириенса, основанный исключительно на практической деятельности;
  • бизнес-игры, в которых участниками разыгрываются ролевые модели;
  • коучинг, или традиционное наставничество.

Восстановление кадрового потенциала возможно только при практико-ориентированной трансформации образовательного процесса. Программы подготовки должны быть модернизированы таким образом, чтобы каждая из них вобрала в себя подходы, методологию работы лучших ВУЗов и EdTech-компаний. Только так можно добиться формирования образовательного контента высокого качества.

Как следует из вышеизложенного, цифровая экономика предъявляет высокие требования к навыкам и компетенциям специалистов. Озвучены проблемы в подготовке кадров для управления цифровой экономикой. Сформулированы критерии обучения специалистов, способных решать возникающие задачи.

Список литературы

  1. Паспорт федерального проекта «Цифровая среда». – [Электронный ресурс] - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf (дата обращения 24.11.2023).
  2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 25.11.2023).
  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – [Электронный ресурс] - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/108137 (дата обращения 27.11.2023).
  4. Официальный сайт Университета 20.35. – [Электронный ресурс] - URL: https://www.2035.university/experience (дата обращения 28.11.2023).
  5. Официальный сайт министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – [Электронный ресурс] - URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/editor/06/59/Доклад_об_итогах_работы_Министерства_труда_и_социальной_защиты_Российской.pdf (дата обращения 28.11.2023).
  6. Сайт журнала Forbes – [Электронный ресурс] - URL: https://www.forbes.ru (дата обращения 30.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: