УДК 33

Стратегии конкурентных преимуществ организации

Пугина Лариса Ивановна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Тараскина Ксения Максимовна – студент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Левахина Валерия Романовна – студент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной статье рассматриваются стратегии конкурентных преимуществ предприятия. В статье проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия, выявлены сильные и слабые стороны, угрозы и возможности организации. Использована экспертная оценка конкурентов фирмы. Рассмотрены услуги предоставляемые данными организациями. В ходе анализа внешней среды с помощью экспертного метода определили лидирующую роль фирмы «Доктор Дент» по интегральному показателю оценки.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, стратегия, конкуренция, внешняя среда, внутренняя среда, сильные стороны , возможности, угрозы.

В условиях жесткой конкуренции, сложившейся на рынке стоматологических услуг, повышение качества управления стоматологической клиникой является самым действенным способом достижения более высокого уровня доходности и, как следствие, конкурентоспособности организации. Для российского здравоохранения сейчас особенно актуальна проблема повышения качества медицинской помощи. В связи с этим необходимо кардинальное решение управленческих, организационных и экономических проблем с целью создания механизма эффективного функционирования этой организации.

Конкурентное преимущество – это длительная выгода применения некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность, стратегии, основанной на уникальной комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы твоими конкурентами [1].

В зависимости от стратегии предприятия есть три вида конкурентных преимуществ: лидерство по затратам, дифференциация продукции, специализация ( фокусирование на определенной ниши).

Достижение лидерства по затратам означает, что фирма намеревается стать производителем с низкой себестоимостью в своей отрасли. Достигается благодаря экономии от масштаба производства.

Дифференциация продукции означает, что фирма стремится к тому, чтобы быть уникальной в своей отрасли по ряду параметров, которые высоко ценятся покупателями. При этом затраты на дифференциацию продукции должны быть ниже, чем в объеме выручке, которую фирма получает от покупателей в результате формирования преимущества на основе дифференциации продукции.

Достижение специализации означает, что фирма намеревается стать лучшей в сегменте или группе сегментов. При этом фирма может опираться в отношении конкретного сегмента либо на привлекательную цену своего товара или услуги, либо на их уникальные отличительные черты, которые не имеют продукты конкурентов [2].

Проведем анализ внешний среды и оценим конкурентный потенциал клиники «Доктор Дент». Для того чтобы определить свое место на рынке и спрогнозировать рыночные продажи предприятия «Доктор Дент», необходимо провести SWOT-анализ и оценку внутреннего стратегического потенциала.

Используем метод SWOT-анализа стоматологии «Доктор Дент».

К сильным сторонам предприятия относятся: широкий спектр стоматологических услуг; квалифицированный персонал, высокое качество обслуживания; определена цель и миссия организации; ежегодный рост прибыли, наличие финансовых ресурсов для развития.

Выделим слабые стороны организации: низкое стимулирование сбыта; зависимость от спроса на рынке; появление новых и усиление позиций существующих конкурентов; применяется стратегия ценообразования «цена выше чем у конкурентов».

К возможностям относятся: перспективы быстрого роста предприятия и отрасли; повышение качества обслуживания населения; возможность увеличения объемов продаж.

К наивысшим угрозам предприятия относятся: спад спроса на медицинские услуги; уменьшение количества пациентов; снижение прибыли в отрасли; снижение доходов и платежеспособности населения.

Для достижения поставленных целей директор предприятия разрабатывает конкурентные стратегии. Товарная стратегия «Доктор Дент» заключается в определении оптимального и широкого ассортимента услуг, предоставляемых потребителям.

Рассмотрим стратегию ценообразования на предприятии «Доктор Дент». Предприятие использует наценку на услуги в размере 30% от стоимости затрат. При формировании цены предприятие использует стратегию «цен выше конкурентов», т.е. оказывает услуги по цене выше средней. Предприятие применяет стратегию «стабильных цен», т.е. неизменных при любом изменении рыночных обстоятельств.

Выделим стратегию качества. На предприятии созданы оптимальные условия для осуществления медицинских услуг на высоком уровне (наличие высококвалифицированных работников позволяет оказывать услуги на высоком уровне). Также проводится тщательный отбор персонала, осуществляется мотивация персонала с помощью премирования и надбавок к заработной плате, а также имеется современное медицинское оборудование. Немаловажная роль в увеличении объемов продаж медицинских услуг зависит от стратегии сбыта и стимулирования.

Рассмотрим стратегию стимулирования сбыта. Реклама осуществляется через Интернет, через СМИ. Предоставляются скидки только в сезон снижения спроса. В организации не действует накопительная система скидок для постоянных клиентов. 

Требуется отметить, что основную угрозу для фирмы представляет появление новых возможных конкурентов. Но предприятие имеет множество возможностей для того, чтобы добиться повышения конкурентоспособности. Оно имеет финансовые ресурсы, что способствует развитию клиники, возможность введения в номенклатуру услуг новых позиций. Стабильность и известность предприятия дает возможность для открытия новых филиалов. Высокое качество обслуживания и широкий ассортимент стоматологических услуг ведут к повышению спроса и конкурентоспособности организации.

Проведём экспертную оценку конкурентов фирмы «Доктор Дент».

Основными конкурентами «Доктор Дент» являются стоматология «Айсберг», стоматологии «Жемчуг».

Сравним услуги, предоставляемые конкурентами данной организацией (см. таблицу 1).

Таблица 1. Анализ услуг, предоставляемых стоматологическими клиниками в 2022 году.

Показатели

Стоматология «Доктор Дент»

Стоматология «Жемчуг»

Стоматология «Айсберг»

Коэффициент весомости

Интегральная оценка «Доктор Дент»

Интегральная оценка «Жемчуг»

Интегральная оценка «Айсберг»

1.Прием детского стоматолога

4

0

5

0,1

0,4

0

0,5

2.Прием стоматолога

4

5

5

0,2

0,8

1

1

3.Прием стоматолога-гигиениста

0

0

5

0,1

0

0

0,5

4.Прием стоматолога-имплантолога

0

0

4

0,1

0

0

0,4

5.Прием стоматолога-ортодонта

5

3

3

0,2

1

0,6

0,6

6.Прием стоматолога-ортопеда

5

3

1

0,1

0,5

0,3

0,1

7.Прием стоматолога-хирурга

5

0

1

0,2

1

0

0,2

Итого

23

11

24

1

3,7

1,9

3.3

Таким образом, из таблицы видно, что самый разнообразный спектр услуг у стоматологии «Айсберг». Далее следует стоматология «Доктор Дент». Наименьшее количество услуг наблюдается у стоматологии «Жемчуг». Интегральная оценка у стоматологии «Доктор Дент» (3,7балла), что гораздо выше, чем у стоматологии «Жемчуг» (1,9балла) и «Айсберг» (3,3балла).

Российский рынок коммерческой медицины восполняет недостатки бюджетной медицины как по материально-техническому оснащению клиник, так и по качеству оказания услуг. Все большее число потребителей обращается к платным стоматологическим клиникам и все большее количество предпринимателей готово предложить им эти услуги.

Проанализировав деятельность предприятия «Доктор Дент» в г. Муром можно сделать следующие выводы. Сеть клиник является одной из лидеров рынка стоматологических услуг города Мурома. В стоматологии представлен весь спектр стоматологических услуг для комплексного лечения. В клинике работают кандидаты медицинских наук. Самое большое количество лицензированных видов деятельности. В сети клиник представлены самые передовые технологии и новейшее оборудование.

Таким образом, ситуация с коронавирусом ухудшила состояние сферы медицины по всей стране. Пандемия стала еще одним важным фактором, демонстрирующим актуальность инвестирования в медицинскую сферу. В Россиив выросла потребность в организации удаленного наблюдения за пациентами, в научных разработках, их консолидации с мировыми, а также в трансфере передовых технологий. В ближайшие пять лет медуслуги станут одним из самых динамично растущих сегментов рынка здравоохранения в России.

Список литературы

  1. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие – М.: Юнити, 2018. – 247 c.
  2. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – М. Юрайт, 2020. – 290 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: