УДК 334.012

Сущность и значение шеринговой экономики

Мочалова Ангелина Олеговна – магистрант Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.

Аннотация: В данной статье рассмотрен вопрос о сущности шеринга в целом и особенностях шеринговой экономики в международной и отечественной практике.

Ключевые слова: шеринговая экономика, шеринг, совместное потребление, бизнес-модель, сущность шеринговой экномики.

Появление новых экономических моделей, основанных на общих ресурсах и коллективном потреблении связано с отходом от общества потребления. В XX в. человечество потребляло продукты быстрее, чем когда-либо, но такой образ жизни уже не является устойчивым и рациональным.

1

Рисунок 1. Модель совместного потребления на основе цифровой платформы (составлено автором).

Люди извлекали выгоду из совместного использования с самого начала цивилизации. Практика добровольной перепродажи, дарения и обмена товарами и услугами наблюдается почти во всех обществах мира, как правило, в тесных группах доверенных лиц. Сейчас эта идея предстала перед нами в новом виде.

В прошлом одноранговые сети ограничивались прямыми социальными взаимодействиями, определяемые личными отношениями внутри сообщества. Уникальность экономики совместного потребления заключается в том, что развитие технологий и социальные тенденции, позволяет совместное использование в глобальном масштабе. С появлением мобильного интернета единственным ограничением для обмена товарами и услугами является масштаб глобальной базы пользователей смартфонов. В то же время, как технологии, обеспечивающие мобильный интернет, вышли на рынок, происходили значительные социальные изменения. Комбинация глобальной рецессии, ускоряя спрос на удобство и мгновенное удовлетворение, поколение миллениалов, взросление и беспрецедентная забота об окружающей среде стали идеальным катализатором для процветания экономики совместного потребления

Хотелось бы проиллюстрировать простой пример использования концепции. Допустим, у человека появилась потребность в использовании дрели в виду того, что ему необходимо просверлить отверстие в стене, чтобы повесить предмет, но у него нет данного инструмента. Учитывая, что средняя дрель используется в общей сложности около 15 мин. на протяжении всего срока службы (что делает ее недоиспользуемым физическим активом), человек, которому она нужна, «арендует» ее у физического или юридического лица, которому она принадлежит, вместо того, чтобы приобретать ее. Совместное использование актива предлагает экономические выгоды для обеих сторон - владелец получает компенсацию за одалживание предмета, который он не всегда использует, а арендатор платит только за фактическое использование предмета.

Cогласно данным Google Trends, популярность словосочетания «sharing economy» с 2013 г. на момент 2017 г. возросла в 16 раз. В 2020 г. уровень интереса к этой теме в Южной Корее был самым высоким, Россия в рейтинге заняла только 63 место из 66 возможных. В 2021 г. первое место исходя из уровня популярности заняла КНР, Россия заняла 46 место из 50 возможных. В 2022 г. ситуация сильно изменяется, лидирует Италия, Россия поднялась уже до 39 места из 48 возможный. В 2023 г. Италия смещается на 2 место, лидирует Гонконг, а Россия занимает 46 место из 52 возможных.

Согласно исследованию экономики совместного использования, проведенному Индийским центром Brooking Institution, к 2025 г. экономика совместного использования вырастет до 335 миллиардов долларов и будет по-прежнему подпитываться растущей гибкостью рабочей силы и привлекательностью услуг по требованию [6].

В 2019 г. в Москве прошел Sher Day 2019 — первое в мире крупномасштабная мероприятие, полностью посвященное экономике совместного потребления. Итоги конференции показали, что данный сектор только лишь набирает обороты в России и мире. Повсеместно возникают новые компании, которые внедряют в корпоративные социальные стандарты элементы разумного потребления, а социально-преобразующие инвесторы включают sharing-проекты в свои инвестиционные портфели. Детерминируют развитие концепции различные факторы.

Таблица 1. Факторы, способствующие росту экономики совместного использования (составлено автором на основании данных onespace.com [2]).

Наименование фактора

Сущность

Гибкость

Высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия

Онлайн-доступ

Интернет обеспечивает максимально удобный доступ к различным товарам и услугам в режиме онлайн. Продавец может разместить услугу, находясь в любом месте, а покупатель в свою очередь может ее приобрести, не выходя из дома

Низкий барьер для входа

Стать участником концепции может каждый, этому способствуют различные сервисы и платформы

Минимальные правила

На данный момент всё еще не сформирована необходимая законодательная база. Поэтому вести бизнес экономически выгодно. С точки зрения закона пока что не найдено единого и универсального способа регулирования работы участников шеринговой экономики, как в мире, так и в России, хотя уже имеются различные ограничения и требования

Данные факторы, увеличивают долю людей, решивших оставить традиционную рабочую силу и присоединиться к экономике совместного использования в качестве устойчивого способа получения дохода. Используя интернет, пользователи получают доступ к различным товарам и услугам по всему миру. Это делает процесс приобретения максимально разнообразным, вариативным, удобным, мобильным и упрощенным.

Важно также отметить, что экономика совместного потребления эффективна, поскольку способствует бережливости и социальной ответственности. Это дает потребителям возможность участвовать в большем количестве видов деятельности доступным и даже экологически безопасным способом.

Рассмотрим отличия шеринговой экономики от традиционной на примере ряда характеристик.

Таблица 2. Сравнение традиционной экономики с шеринговой [3].

Характеристика

Традиционная экономика

Шеринговая экономика

Бизнес-модель

Линейность

Сеть

Ключевая компетенция

Конкретная отрасль

Программное обеспечение

Фокус компании

Эксплуатационные характеристики

Потребительский опыт

Трудовые ресурсы

Фиксированная, штатная

По запросу, по требованию

Следует подчеркнуть, что еще одним важным фактором растущей популярности концепции являются ее основные потребители миллениалы. Для них не так важно владение теми или иными объектами или ресурсами, им нужен лишь доступ к ним перманентный или же временный. Мышление касается не только дорогостоящих покупок, например, как своё собственное (не арендованное) жилье или же автомобиль, миллениалы неохотно покупают даже такие вещи, как музыка. Вместо этого они обращаются к новому набору услуг, которые обеспечивают доступ к продуктам без бремени владения. Именно эту их потребность и удовлетворяет шеринговая экономика.

Обобщив выше представленную информацию, можно сделать вывод о том, что основная сущность концепции заключается в экономической выгоде и удобстве использования как для самого потребителя, так и для субъекта, который предоставляет товар или услугу. Но, кончено, концепция неидеальна, у неё есть как свои преимущества, так и недостатки.

Таблица 3. Преимущества и недостатки шеринговой экономики [1].

Преимущества

Недостатки

Поставщик услуг

Пользователь (потребитель)

Появление новых сфер занятости

Прямая коммуникация

Четкая зависимость от технологий

Возможность иметь параллельную работу

Более широкий ассортимент товаров и услуг

Ограниченная безопасность

Гибкий рабочий график

Экологические преимущества, выгоды

Сложности законодательного регулирования

Простая и часто бесплатная модель вознаграждения

Доступ к мнениям и отзывам потребителей в интернете

Ограниченная безопасность

По сути, ограничивая или даже устраняя любого посредника между поставщиком и потребителем, экономика совместного потребления поощряет человеческие отношения между равными и горизонтальную экономическую организацию.

Сложности законодательного регулирования являются одной из самый явных негативных сторон бизнес-модели, так как законодательным органам с юридической точки зрения сертифицировать или узаконивать продукты и услуги шеринговых сервисов и платформ достаточно проблематично. Для этого нет необходимой законодательной базы.

Еще одной отличительной особенностью экономики совместного потребления является появление производных терминов в зависимости от вида шеринга. Рассмотрим некоторые из них.

Таблица 4. Список производных слов (составлено на основе отечественных и зарубежных сервисов, платформ и компаний).

Английский термин

Кириллизация

Сущность

Carsharing

Каршеринг

Совместное использование транспортных средств, машины, электросамоката, велосипеда. Часто для определенных поездок, например, на работу, в строительный магазин, на прогулку в парк и т.п.

Kicksharing

Кикшеринг

Bikesharing

Байкшеринг

Ridesharing (or carpooling)

Райдшеринг

Совместное использование частного автомобиля. Сервисы и платформы для координации совместного использования отдельных автомобильных поездок, за которые пассажиры платят, а водители их реализуют. Также поиск попутчиков.

Foodsharing

Фудшеринг

Совместное использование или потребление продуктов питания, например, совместное приготовление с использованием определенного пространства или обмен, безвозмездное дарение.

Homesharing

Хоумшеринг

Прямой обмен между владельцем недвижимости и арендатором, при котором владелец позволяет арендатору оставаться в своей собственности в обмен на деньги.

Чтобы еще раз убедиться, в популярности и актуальности модели обратимся к исследованию, которое наглядно демонстрирует рост экономики совместного потребления в России.

2

Рисунок 2. Рыночная стоимость экономики совместного потребления в России с 2017 по 2020 год (в миллиардах российских рублей) [4].

Рынок экономики совместного потребления в России в наблюдаемые годы демонстрирует ускоренный рост. Отмечаем темпы роста 50 и 39 процентов в 2019 и 2020 годах соответственно по отношению к предыдущим периодам.

Необходимо учитывать, что популярность концепции не гарантирует абсолютный успех и высокую прибыль. Сервис WeWork, который предоставляет места для работы в различных точках мира, включая физическое и виртуальное общее пространство, получил известность в 2019 г. из-за краха после того, как инвесторы выразили обеспокоенность по поводу ее финансовой устойчивости, долга и практики корпоративного управления. WeWork входит в число неудачных инвестиций.

Как и все новое, шеринговые сервисы вызывают неоднозначные и противоположные мнения у различных социальных групп или же конкретных людей. В 2019 г. «Statista» было проведено исследование, целью которого было выяснить насколько люди в США доверяют онлайн-сервисам. Методом интервью по телефону и личного интервью, было опрошено 1 005 респондентов. Был озвучен такой вопрос: «В какой степени Вы доверяете услугам сервисов шеринговой экономики, таким как Airbnb, HomeAway, Uber, Lyft и т. д.?»

3

Рисунок 3. Насколько люди в Соединенных Штатах считают услуги шеринговой экономики заслуживающими доверия, % [5].

Данная статистика отражает степень, в которой люди в Соединенных Штатах считают услуги концепции надежными. 24% представителей группы в возрасте от 18 до 34 лет считают услуги экономики совместного потребления заслуживающими доверия, в то время, как только 11% людей в возрасте от 35 до 54 лет и 3 % опрошенных в возрастной группе от 55 лет и старше смогли согласиться с этим утверждением [5].

Как уже подчеркивалось, общая сущность концепция далеко не нова, но её непривычная форма, которая использует достижения технологий не вызывает однозначного доверия. Возможно, со временем это изменится, ведь технологии уже изменяют торговые площадки.

Список литературы

  1. Collins P. The sharing economy: Definition, examples and advantages // Selectra Climate: URL: https://climate.selectra.com/en/environment/sharing-economy (дата обращения: 01.10.2023).
  2. Durio S. What Is the Sharing Economy? Definition, Examples & Companies // OneSpace: URL: https://www.onespace.com/blog/2017/06/sharing-economy-definition-examples-companies/ (дата обращения: 10.09.2023).
  3. Sharing economy logistics // DHL: официальный сайт URL: www.dhl.com/content/dam/downloads/g0/about_us/logistics_insights/ DHLTrend_ Report_Sharing_Economy.pdf (дата обращения: 31.09.2023).
  4. Statista Research Department Sharing economy market value in Russia from 2017 to 2020 // Statista: статистический портал. URL: https://www.statista.com/statistics/951188/sharing-economy-transactions-in-russia/ (дата обращения: 09.09.2023).
  5. Statista Research Department The extent to which people in the United States consider sharing economy services to be trustworthy in 2019 // Statista: статистический портал. URL: https://www.statista.com/statistics/875137/trustworthiness-of-sharing-economy-services-in-the-united-states/ (дата обращения: 01.10.2023).
  6. Yaraghi N., Shamika R. The Current and Future State of the Sharing Economy // Brookings India IMPACT Series. № 032017. 2017.

Интересная статья? Поделись ей с другими: