УДК 339.137.2

Конкурентоспособность предприятий строительной отрасли

Ломако Алексей Владимирович – аспирант Балтийской академии туризма и предпринимательства.

Аннотация: Целью исследования статьи является теоретическое представление феномена конкуренции, а также сущности и типов конкурентоспособности в строительной отрасли. На этом фоне показана конкурентоспособность на уровне предприятий как важный аспект их функционирования в рыночной экономике. Конкурентоспособность считается естественным явлением в экономической жизни и основным источником создания богатства. Это означает, с одной стороны, соперничество, «борьба между соперниками», а с другой – совместный поиск наилучшего решения данной проблемы. Способность конкурировать и создавать устойчивые конкурентные преимущества является сегодня основной проблемой, стоящей перед строительным бизнесом.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентное преимущество, окружающая среда, строительная отрасль, предприятия.

Современные предприятия сталкиваются со все более сложными и условиями развития. И строительный бизнес не является исключением. К таким условиям относятся рост агрессивности и так называемой турбулентности предприятия (выражающийся в росте новизны и скорости изменений, сложности и интенсивности окружающей среды), беспрецедентная динамика процессов глобализации, новые конкурентные требования и интенсивность конкуренции или «стремительный» технологический прогресс.

Чтобы добиться успеха, каждая компания вынуждена эффективно использовать имеющиеся у нее материальные, финансовые ресурсы или потенциал сотрудников и проводить анализ среды, в которой она работает. Все это заставляет предприятия в процессе развития постоянно совершенствоваться, приспосабливать функции, цели и задачи, или методы организации и управления к изменяющимся условиям экономической деятельности.

Вес и важность проблем конкурентоспособности, возникающих как в теоретических, так и в эмпирических разработках, возрастали по мере развития процессов интеграции и глобализации. Термины «конкуренция» и «конкурентоспособность» – это категории, часто используемые в теории, методологии исследований, они относятся к недвусмысленно определенным и многогранным понятиям.

Термин «конкуренция» происходит от латинского выражения «concurrere», что означает «бегать вместе». Однако существенный смысл этого понятия отличается и сводится к конкуренции между соперниками. В этом смысле феномен конкуренции очень старый. Оно встречается во многих сферах социальной, экономической, политической, культурной, художественной или спортивной жизни [2, с. 117].

Конкуренция – это явление, характеризующее определенные виды отношений между субъектами, которые были охвачены этим явлением. Эти отношения основаны на конкуренции. Чтобы успешно конкурировать, то есть, несмотря на препятствия, создаваемые конкурентами для достижения своих целей, необходимо быть конкурентоспособным.

Одно из определений феномена конкуренции представлено Н. Усик, который утверждает, что конкуренцией будет называться феномен, участники которого соревнуются между собой в достижении аналогичных целей, что означает, что действия, предпринимаемые одними для достижения определенных целей, затрудняют (а иногда и делают невозможным) достижение одних и тех же целей другими [5, с. 52].

Конкуренция также определяется как акт или процесс действий отдельных лиц, стремящихся к таким выгодам, на которые в то же время, при тех же условиях и правилах, претендуют другие. Его суть основана на устранении конкурентов, работающих в той же отрасли, и привлечении клиентов, которых они обслуживают.

Конкурентоспособность – сложное и многогранное явление. В литературе определяется по-разному. По словам Портера, речь идет о мировом рынке, на котором есть страна, предприятие, товары, бренды. Существует также мнение, что успех на мировом рынке определяется ранее выигранной конкурентной борьбой на местном, региональном, национальном рынках.

Конкурентоспособность – это степень, в которой страна в условиях свободной торговли и свободного рынка может производить товары и услуги, обеспечивая при этом реальный рост доходов населения в долгосрочной перспективе. Из данного определения, следует, что конкурентоспособность экономики – это способность противостоять международной конкуренции и, следовательно, осуществлять значительный экспорт и поддерживать высокий уровень и темпы роста внутреннего спроса без ухудшения баланса текущего счета. В этом определении акцентируется поведение макроэкономических переменных.

Конкурентоспособность – это процесс, посредством которого рыночные субъекты конкурируют друг с другом в заключении рыночных сделок путем представления более выгодных, чем другие, предложений по цене, качеству и дополнительным выгодам для реализации своих интересов. Повышение конкурентоспособности вынуждает продвигать механизм конкуренции в экономике путем модернизации секторов и предприятий. Это способствует максимизации объемов производства.

Сегодня конкурентоспособность стала основной целью для экономических субъектов и общества в целом. Конкурентоспособность является необходимым условием, благодаря которому товары и услуги проектируются и производятся таким образом, чтобы обеспечить прибыль инвесторам и наибольшее удовлетворение потребителям.

Конкурентоспособность обычно ассоциировалась с низкими ценами, издержками производства и микроэкономической сферой. В настоящее время это понятие разные авторы определяют по-разному. Простое определение было дано Н.И. Баяндиным, согласно которому конкурентоспособность – это способность эффективно противостоять конкуренции. По его мнению, это касается как предприятий, так и национальных экономик [1, с. 25].

Л.И. Клековкин считает, что конкурентоспособность – это сочетание ресурсов (природных или искусственных), процессов (связанных с преобразованием ресурсов в экономические последствия) и интернационализации экономической деятельности [4, с. 32].

Конкурентоспособность предприятий – это конкуренция и сотрудничество одновременно, что приводит к изучению соответствующих технологий, потребностей и требований клиентов. Другое определение говорит о том, что конкурентоспособность – это способность к долгосрочному эффективному росту. По своей сути ее элементами являются эффективность, а также гибкость исследуемого экономического субъекта. Т.е. конкурентоспособность сводится к удовлетворению потребностей покупателя более эффективным способом, чем другие компании.

С микроэкономической точки зрения конкурентоспособность – это способность хозяйствующего субъекта оставаться на рынке в течение длительного периода. Она оценивается путем анализа отношений экономического субъекта, его потенциала, возможностей, навыков стратегических возможностей.

В макроэкономическом плане проявлением конкурентной способности, а значит, и в масштабах всей экономики является способность к росту в условиях открытой экономики и положительного накопления, результатом которых является структура экономики и экспорта, неотставающая от соответствующих изменений в мировой экономике и мировом экспорте.

В общем, конкурентоспособность можно охарактеризовать как соперничество и соревнование. Этот процесс, посредством деятельности различных субъектов, борющихся за завоевание своего места на рынке, приводит к устранению более слабых, созданию преимущества более сильных до получения абсолютного рыночного преимущества. Конкурентоспособность считается важнейшим механизмом, который, продвигая наиболее выгодные с точки зрения экономических критериев решения, ведет к развитию, освобождая творчество конкурирующих субъектов [7, с. 116].

Таким образом, достижение определенных результатов вместе с другими субъектами, действующими на местном рынке, а также конкуренция в глобальном масштабе для получения определенной доли на мировом рынке мы определяем как конкурентоспособность.

Конкуренция на отдельных рынках может приближаться к одной из четырех основных моделей: совершенная конкуренция, олигополистическая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия.

Совершенная конкуренция состоит из нескольких конкурентов, предлагающих один и тот же продукт и услугу. Поскольку здесь нет дифференциации продукта, цена одинакова для всех конкурирующих компаний. Ни один из конкурентов не рекламирует свою продукцию, если реклама не может создать разницу в восприятии товаров покупателями. Продавцы получают различные нормы прибыли в той степени, в которой им удается снизить затраты на производство и распространение.

Олигополистическая конкуренция состоит из нескольких предприятий, производящих один и тот же или частично диверсифицированный продукт. Это различие может быть связано с уровнем качества, особенностями, стилем или обслуживанием. Когда компания производит один и тот же продукт, она не может установить цену своей продукции на уровне выше рыночной, если она не в состоянии дифференцировать уровень своих услуг. Затем она пытается стать лидером в одном из перечисленных выше элементов, что привлекает клиентов, для которых этот элемент важен.

Монополистическая конкуренция возникает в отрасли, где многие конкуренты могут полностью или частично дифференцировать свое рыночное предложение. Ряд конкурентов сосредоточен на выбранном сегменте рынка, где они могут наилучшим образом удовлетворить желания клиента, за что они также взимают соответственно более высокую цену.

Чистая монополия – это когда одна компания поставляет все производство товаров или услуг в определенной стране или в определенной области. Монополия такого типа может быть следствием правового регулирования, патента, лицензии, эффекта масштаба или других факторов. Монополист, не контролируемый государством, стремящийся максимизировать прибыль, установит высокую цену, не будет рекламировать или делать это в небольшом объеме, предложит минимальный уровень обслуживания, поскольку потребителям все равно придется покупать его продукт из-за отсутствия близких заменителей. Когда возникает такая угроза, монополист может инвестировать в улучшение услуг или технологий, что будет действовать как барьер для входа потенциальных конкурентов. Если такая монополия подчиняется государственному регулированию, то ожидается, что она установит более низкие цены и расширит масштабы производства во имя общественного блага [3, с. 26].

Эти модели существенно различаются как по структуре рынка, так и по способам конкуренции действующих субъектов.

Изменение экономического и политического строя в нашей стране повлекло за собой появление явления конкуренции везде, где государственная собственность и строгое регулирование были заменены частной собственностью и свободным рынком.

Специфический характер конкуренции на строительном рынке товаров или услуг делает вопрос особой важности для его участников получения конкурентного преимущества. Таким образом, конкурентоспособность в условиях свободного рынка является центральным вопросом, и соответствующая формулировка конкурентной стратегии приобретает фундаментальное значение для выживания и развития предприятий. Главным следствием такого характера является необходимость наблюдать за действиями конкурентов и предвидеть их реакцию на отдельные шаги.

Для начала следует исходить из определения конкурентной позиции, которая является важным элементом построения конкурентной стратегии, она позволяет оценить текущие возможности предприятия, а также направления и возможности его дальнейшего развития.

Конкурентная позиция предприятия определяется как многомерная категория, определяемая совокупностью факторов, т.е. доля рынка, доля основных сегментов рынка, степень воздействия на рынок, масштаб деятельности, применяемые технологии и технические навыки, навыки и приспособляемость.

Отражением конкурентной позиции предприятия строительной отрасли является имеющееся у него конкурентное преимущество. Оно интерпретируется по-разному в зависимости от субъекта, точки зрения и цели ее определения. Как правило, конкурентное преимущество может быть определено с точки зрения предприятия или с точки зрения клиентов. С точки зрения предприятия, конкурентное преимущество – это его уникальное положение в секторе по сравнению с конкурентами, позволяющее получать прибыль выше средней и опережать конкурентов.

Конкурентное преимущество компании зависит от ценности, которую предприятие способно создать для своих клиентов. С точки зрения получателя, конкурентное преимущество является субъективной категорией и означает более высокую сумму стоимости, предлагаемую инвестором.

В предметной литературе можно выделить две доминирующие модели конкурентного преимущества. Первый – это уникальная позиция предприятия на рынке, достигаемая за счет предложения одинаковых или аналогичных продуктов по более низким ценам или дифференцированных продуктов по более высокой, приемлемой для потребителей цене. Его достижение обусловлено внешними факторами по отношению к компании; рынок, на котором работает предприятие, оказывает определенное давление. Таким образом, конкурентное преимущество получают те предприятия, которые более эффективно адаптируются к требованиям, предъявляемым рынком.

Во второй модели конкурентное преимущество означает, что компания обладает компетенциями, которые отличают ее от конкурентов и дают ей преимущество над ней. Эта модель берет свое начало в концепциях, рассматривающих предприятие как совокупность материальных и нематериальных ресурсов. Конкурентное преимущество связано в этой модели, прежде всего, с внутренними способностями предприятия использовать возможности и противодействовать угрозам [6, с. 18].

Устойчивое конкурентное преимущество является результатом не только имеющихся ресурсов и навыков, но также зависит от факторов, находящихся за пределами компании или даже за пределами сектора, в котором это предприятие функционирует. Это результат множества связей, обозначенных местоположением компании.

Значение проблем конкурентоспособности приобретает все большее значение в связи с усилением интернационализации экономики. Особое значение в контексте проводимых соображений конкурентоспособности имеет глобализация, которая проявляется в проведении мер стандартизации (унифицированных) на международном рынке. Глобализация меняет среду экономической деятельности, приводит к переходу от территориально определенных национальных экономик к глобальным. Таким образом, можно считать, что изменение экономической среды является результатом изменения перспективы с «закрытой» на «открытую».

Следствием происходящих процессов глобализации является углубление степени интернационализации и степени интеграции. Среди факторов, способствующих глобализации, можно отметить возможность приобретения потребителями глобальных продуктов и увеличение их пространственной мобильности. Среди факторов предложения следует отметить усиление конкуренции и стремление предприятий к экономии за счет масштаба, а также свободное перемещение факторов производства и развитие новых технологий. Несомненно, фактором, способствующим глобализации, является развитие конкуренции и поиск предприятиями новых рынков сбыта (на международном уровне).

В контексте проводимых соображений следует отметить, что большинство предприятий строительной отрасли могут иметь проблемы с большим количеством товаров и услуг на внутреннем рынке, из-за сокращения внутреннего спроса. В этих условиях важное значение приобретает возможность размещения предложения на внешних рынках, что напрямую связано с необходимостью повышения конкурентоспособности предприятий, работающих в системе строительного хозяйства. Следует отметить, что по-прежнему доминирующее значение в формировании спроса имеет внутренний и европейский рынки, но также необходимо интенсивно искать новые рынки сбыта.

К факторам, имеющим в настоящее время ведущее значение для формирования конкурентной позиции предприятий строительной отрасли, относятся [2, с. 119]:

  • количество, размер и дифференциация предприятий;
  • дифференциация ассортимента товаров и услуг;
  • степень насыщенности рынка;
  • технологический прогресс.

Подводя итог вышеизложенным соображениям, можно сделать вывод, что специфика нынешнего времени заключается в одновременной конкуренции предприятий и конкуренции их среды, в которой они работают.

Конкурентное предприятие должно обладать внутренней способностью и гибкостью в адаптации к изменяющимся условиям эксплуатации и получать от этого процесса конкретные выгоды. Современная концепция создания конкурентного преимущества подчеркивает необходимость умелого использования приобретенных знаний и ресурсов. Здесь присваивается переменная времени, фундаментальное значение в гонке против конкуренции. Уверенность в приобретении относительно устойчивого конкурентного преимущества дает наличие редких ресурсов, доступных только узкой группе конкурентов, трудно имитируемых.

Конкурентоспособность не возникает спонтанно и автоматически в результате происходящих изменений в макро- и микроэкономике и не является исключительным результатом предпринимательства, а является результатом действий многих субъектов социально-экономического развития.

Предприятия строительной отрасли, чтобы выжить и удержаться на рынке, должны уметь прогнозировать и метко оценивать свою ситуацию, т.е. способность эффективно действовать и способность развиваться в постоянно меняющейся обстановке, а также постоянно принимать решения, определяющие: способ, форму, темп реализации, масштабы, глубину комплексности структурных изменений. Это актуальные показатели не только выживания предприятия и восстановления его равновесия в изменчивой среде, но и формирования у него динамических намерений, обеспечивающих ему бесперебойное и эффективное функционирование, получение конкурентного преимущества и дальнейшее развитие.

Список литературы

  1. Баяндин Н.И. Мониторинговая система ведения конкурентной разведки для предприятий малого бизнеса / Н.И. Баяндин, В.С. Кретов // Гуманит. науки в Сибири. 2022. №1. С. 25-28.
  2. Гапоненко А. Традиционные и новые факторы конкурентоспособности организаций / А. Гапоненко, М. Савельева // Проблемы теории и практики управления. 2019. №5. С. 117-124.
  3. Качалин В.В. Культура конкуренции / В.В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. 2021. №7. С. 26-32.
  4. Клековкин Л.И. Системный подход к пониманию конкурентоспособности как фактор устойчивого развития экономики / Л.И. Клековкин // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2020. №17. С. 32-38.
  5. Усик Н. Конкурентная среда: управление процессом ее формирования в России / Н. Усик // Проблемы теории и практики управления. 2021. №3. С. 52-59.
  6. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. 2022. №4. С. 18-24.
  7. Чернышев Б.Н., Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / Б.Н. Чернышев, В.А. Горфинкель. М.: Вузовский учебник, 2021. 316 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: