УДК 33

Торговая политика стран ЕАЭС в условиях сложной геополитической обстановки

Шевчук Анастасия Сергеевна – магистрант направления «Экономика» программы «Международная экономика» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Аннотация: С момента начала полного функционирования ЕАЭС наблюдаются положительные тенденции в развитии взаимной торговли и сотрудничества. Рост взаимного товарооборота, промышленного производства, грузооборота и других форм сотрудничества являются результатом усилий по углублению экономической интеграции. Однако, при этом необходимо учитывать, что интеграционное взаимодействие происходит в сложных и неблагоприятных условиях, как экономического, так и политического характера. интеграции.

Ключевые слова: торговая политика, развитие мирового рынка, ЕАЭС, эффективность экономического взаимодействия.

Международная торговля – важный элемент экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Она способствует развитию экономик государств-членов, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения. Несмотря на препятствия, ЕАЭС стремится устранить различные вызовы и продолжать совершенствовать условия для взаимной торговли. Это позволит укрепить интеграцию и эффективность экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС.

На уровне Евразийской экономической комиссии принимаются обязательные для исполнения государствами-членами ЕАЭС решения относительно указанных вопросов. Важно учитывать, что при разработке актов ЕАЭС необходимо соблюдать нормативную базу Всемирной торговой организации, а также иметь возможность согласованно влиять на разработку новых правил в рамках многосторонней торговой системы.

Следовательно, при обсуждении спорного вопроса, связанного с экспортом и импортом товаров, заинтересованные представители бизнеса могут ссылаться не только на национальное и наднациональное законодательство, но и на документы ВТО в качестве аргумента. Это придает большую ясность и прозрачность правовой системе ЕАЭС и ограничивает гибкость процесса законодательства в отношении вопросов, которые уже окончательно регулируются в рамках ВТО.

Целью международных экономических объединений обычно является сокращение административных и прочих преград при осуществлении международной торговли.

Одной из задач ЕЭК является мониторинг применяемых на рынках третьих стран экономических ограничений. В случае введения таких мер или возникновения торговых споров с третьими странами, ЕЭК проводит консультации совместно с государствами-членами ЕАЭС в целях разрешения споров и обсуждения соответствующих мер и действий.

Основываясь на опыте создания основных институтов в ЕС, упомянутые органы ЕАЭС имеют возможность сформироваться в новой форме как основные структурные элементы для продолжения процесса Евразийской экономической интеграции. Однако, включая краткосрочную цель создания экономического и валютного союза, ЕС, достигнув высокой степени экономического объединения, сам столкнулся с рядом внутренних дисбалансов и проблем, связанных с функционированием единых институтов. Например, Европейский центральный банк (ЕЦБ), который теоретически должен быть универсальным инструментом кредитования экономики под доступные процентные ставки в рамках ЕС, фактически применяет разные подходы к государствам, которые формально имеют равные права.

На основе анализа проблем, были рассмотрены сценарии, которые уже существуют или могут возникнуть в процессе функционирования ЕАЭС.

Например, принятые соглашения и решения на высшем уровне между главами государств и в рамках межправительственных соглашений часто не выполняются, не обладая объективными обоснованиями, ни одним из участников, ни всеми участниками интеграционного объединения. Проявлением такой ситуации является использование политики двойных стандартов одним или несколькими государствами-участниками, что особенно видно на примере Белоруссии, которая одновременно стремится к более тесному сотрудничеству с ЕС, но не желает потерять связь с Российской Федерацией.

Максимальное развитие рынка ЕАЭС может быть обеспечено путем принятия следующих мер:

– Устранение препятствий для свободного перемещения товаров, капитала, услуг и рабочей силы для обеспечения беспрепятственного функционирования внутреннего рынка.

  • Развитие и интеграция транспортной инфраструктуры, включая создание межгосударственных транспортных коридоров, чтобы увеличить грузооборот и поток пассажиров. – Координация промышленной и сельскохозяйственной политики между государствами-членами ЕАЭС.
  • Стимулирование инноваций и использование цифровых технологий, включая развитие интеллектуальных транспортных и логистических систем.

Все эти мероприятия помогут позиционировать и развивать ЕАЭС в качестве важного региона мирового устройства, способного активно сотрудничать и находить взаимовыгодные решения с внешними партнерами.

Эти меры позволят наднациональному органу в рамках ЕАЭС получить дополнительные полномочия, обеспечивая эффективное управление и контроль в рамках интеграционных процессов и содействуя достижению общих целей и интересов государств-членов.

Для повышения эффективности судебной системы Евразийского экономического пространства (ЕАЭС) можно предпринять следующие меры:

  • Расширить компетенцию Суда ЕАЭС.
  • Наделить Суд ЕАЭС функциями международного арбитража и создать альтернативный национальным юрисдикциям третейский суд, чтобы разрешать споры между хозяйствующими субъектами.

Принятие этих мер позволит повысить эффективность судебной системы ЕАЭС, обеспечивая более эффективное разрешение споров и обеспечение соблюдения принятых решений и правил.

До сих пор не было должной координации и сближения национальных экономических систем и норм регулирования в некоторых областях, которые являются ключевыми для повышения эффективности экономической интеграции. Поэтому придется вести оперативное освоение исходя из опыта и проблем, так как у государств нет опыта эффективного взаимодействия в большинстве из этих направлений сотрудничества.

Для обеспечения роста экономик интегрируемых государств необходимо разработать стратегические «дорожные карты» совместных политик и программ, которые будут концентрироваться на каждом из выделенных направлений. Они должны быть направлены на долгосрочное развитие и не ограничиваться текущими обстоятельствами.

Список литературы

  1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 г. № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 15.11.2023 г.).
  2. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.05.2011 № 87 «О Договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 15.11.2023 г.).
  3. Об итогах внешней и взаимной торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза (Январь 2022 года). Официальный сайт Евразийской экономической комиссии – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. eаec.eaeunion.org. (дата обращения: 15.11.2023 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими: