УДК 334.012

Теоретические подходы к определению понятия «шеринговая экономика»

Мочалова Ангелина Олеговна – магистрант Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.

Аннотация: В данной статье рассматриваются отечественные и зарубежные трактовки понятия «шеринговая экономика», выявлены общие качественные характеристики как совокупность особенностей и признаков.

Ключевые слова: шеринговая экономика, шеринг, совместное потребление, бизнес-модель, экономика соместного использлвания.

Термин «sharing economy» официально попал в экономический оборот сравнительно недавно. Слово «sharing» является существительным образованным от английского глагола «to share», который переводится как «делиться». В русском языке используют либо заимствование через «шеринговая экономика», либо вариант трактовки термина как «экономика совместного потребления».

Изначально концептуальное формирование идеи совместного потребления связано с публикацией в 2010 году книги Р. Ботсмана и Р. Роджерс «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption». Авторы в своей работе подчеркивают, что современные люди не редко обращаются к новым моделям потребления, основанных на общих ресурсах и коллективном потреблении, основополагающими детерминантами которых является полезность, увеличение эффективности и сотрудничество [5]. Именно к этой книге принято относить первую формулировку данного социально-экономического явления.

В 2011 году в журнале TIME вышла статья под заголовком «10 Ideas That Will Change the World» («10 идей, которые изменят мир»), в которой одной из таких идей является именно шеринг. Слоганом является фраза: «Today's Smart Choice: Don't Own. Share» («Сегодняшний умный выбор: не владей – делись») [8].

В 2015 году термин официально попал на страницы Оксфордского словаря английского языка. Однако растущий отход от классических бизнес-моделей и прирост стартапов, предлагающих услуги по запросу, привели к неоднозначности этого термина. Фразы «экономика совместного использования», «экономика сотрудничества» и «экономика по требованию» часто используются как синонимы, хотя технически они означают разные вещи. В действительности такое изобилие сопряженных терминов отражает сложность установления точного определения сущности нового метода обмена и торговли товарами и услугами. Согласно Оксфордскому словарю английского языка, экономика совместного использования или же потребления определяется как «экономическая система, в которой активы или услуги распределяются между частными лицами бесплатно или за плату, обычно через Интернет».

Г. Гюрёг определяет шеринговую экономику как совместное использование малоиспользуемых активов с помощью ИТ-технологий [6]. Российский предприниматель Федоринов С.В. трактует появившуюся модель как IT-реинкарнацию идеи коллективного хозяйства [3].

Согласно Р. В. Белку, совместное использование слишком широкое определение (например, совместное использование, бартер, одалживание, торговля, дарение, обмен и т. д.). Большое количество сопряженных терминов способствует неправильному толкованию основной идеи [4].

Профессор Российской экономической школы (РЭШ) С.Б. Измалков всю совокупность определений делит согласно трем подходам. К первому относится обывательский. В его контексте шеринг понимается как набор новых предприятий и их услуг, которые по своей сути дублируют старые. Преимуществом является то, что они являются более гибкими и удобными благодаря использованию IT-технологий. Ко второму относится социологический. Процесс совместного потребления доставляет больше удовольствия, чем обладание чем-либо. Например, отказ от постоянного использования личного автомобиля обоснованный желанием снизить влияние на окружающую среду. К третьему относится экономический, в виду того, что шеринг является более эффективным способом использования активов и ресурсов [2].

Исследователи понимают это выражение по-разному из-за его многочисленных аспектов. Также часто между терминами «совместное потребление» (сollaborative сonsumption) и «шеринговая экономика» проводят тождество, как уже было освещено раннее это крайне неверный подход. В виду это рассмотрим разницу вышеупомянутых понятий, используя дефиниции различных исследователей.

Таблица 1. Определения понятия «совместное потребление» [4].

Автор

Определение

Р. В. Белк

Совместное потребление, как люди, координирующие приобретение и распределение ресурса за плату или другую компенсацию

Р. Ботсмана

Переосмысление традиционного рыночного поведения — аренда, кредитование, обмен, совместное использование, бартер, дарение — с помощью технологий, происходящее способами и в таких масштабах, которые были невозможны до появления Интернета

Дж. Хамари, М. Шоклинт, А. Уккунен

Равноправная деятельность по получению, предоставлению или совместному использованию доступа к товарам и услугам, координируемых через онлайн-сообщество и сервисы

Л. Туссядия, Дж. Песонен

Совместное потребление восходит к устоявшейся форме обмена ресурсами в нашей социально-экономической системе

Таблица 2. Определения понятия «шеринговая экономика» [4].

Автор

Определение

Р. В. Белк

Он различает «настоящий» и «псевдо-совместный доступ». «Настоящий обмен» подразумевает временный доступ, а не владение, отсутствие платы или компенсации и использование цифровых платформ. Большинство коммерческих площадок, входящих в «экономику совместного потребления», ей не принадлежат

К. Френкен T. Милен, М. Аретс, П. ван де Глинд

«Экономика совместного потребления» означает, что «потребители (или фирмы), предоставляющие друг другу временный доступ к своим недостаточно используемым физическим активы (свободные мощности), возможно за деньги

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD)

Онлайн-платформы, специализирующиеся на «соответствии спроса и предложения на определенных рынках, включая одноранговую (p2p) продажу и аренду». Она выделяет три типа: одноранговая продажа, одноранговый обмен и краудсорсинг

Компания PricewaterhouseCoopers

Экономика совместного потребления использует цифровые платформы, чтобы позволить клиентам иметь доступ, а не право собственности на материальные и нематериальные ресурсы.

А. Ринне

Совместное потребление недоиспользуемых активов, монетизированных или нет, такими путями, чтобы повысить эффективность, устойчивость и сообщество

Есть сходство между определениями «экономики совместного потребления» и описания «совместного потребления». На основании литературы «экономика совместного потребления» более узкое понятие, чем «совместное потребление», поскольку она повторно использует недоиспользуемые активы.

Отталкиваясь от этого подхода, мы можем прийти к заключению о том, что дефиниция понятий «sharing economy», «шеринг-экономика», «шеринговая экономика», «экономика совместного потребления», «экономика совместного пользования» является единой. 

Также существует мнение, что наличие разнящихся друг с другом определений связано с неверным использованием терминов в практике. Поскольку в настоящее время экономика совместного потребления является популярным и модным словом, компании склонны акцентировать внимание на том, что они придерживаются данной бизнес-модели с целью охвата большей доли рынка.

Валько Д. В., Мальцева А. С. в одной из своих работ определяют экономику совместного пользования как зонтичный термин. Таким образом мы можем сделать вывод, что выше представленное понятие является обобщающим, объединяющим ряд отдельных элементов с общей темой. По мнению авторов, шеринг-экономика включает в себя различные бизнес-модели, форматы создания, доставки и обмена потребительскими ценностями между «одноранговыми» субъектами, а также цифровые платформы, представляющие возможность для подобного взаимодействия [1].

В свою очередь экономика совместного потребления охватывает все экономические модели, основанные на совместном использовании, обмене, торговле, аренде товаров или услуг. Различных моделей существует огромное множество, выделим некоторые из них согласно мнению A. Ринне [7].

Таблица 3. Термины, охватывающие новые социально-экономические отношения.

Экономическая модель

Сущность

On-demand economy

(Экономика по требованию)

Предоставление товаров и/или услуг «по запросу» (т. е. осуществление не продажи, а предоставление доступа к ним в необходимый момент)

Access economy (Экономика доступа)

Предоставление массового доступа к товару и/или услуге, а не на основе владении

Peer economy, peer-to-peer (P2P) (Одноранговая экономика)

Предоставление услуг, финансирование, создание товаров, основанное на одноранговых сетях, т.е. равноправных или же партнерских взаимодействиях

Crowd economy

(Крауд экономика)

Динамичная экосистема используемая толпой (большой группой людей со схожими интересами) людей, которые взаимодействуют через определенную платформу с целью достижения взаимовыгодных целей

Gig economy

(Гиг-экономика)

Наем независимых работников (фрилансеров) вместо штатных сотрудников

Platform Economy (Платформенная экономика)

Представляет из себя трансформацию экономических рынков из мира реального в мир виртуальный

Digital economy (Цифровая экономика)

Экономическая деятельность с помощью мобильных технологии и Интернет вещей, которые являются результатом миллиардов ежедневных онлайн-соединений между людьми, предприятиями, устройствами (Cassar, Heath, and Micallef 2010)

Freelance economy

(Фриланс экономика)

Участие в рабочей силе и получение дохода фрилансерами или независимыми работниками

Генеральное различие упомянутых моделей – это вид деления (шеринга). Некоторые исследователи, относят те или иные модели не к составным частям экономики совместного потребления, а скорее к производным или же связанным концепциям.

Если придерживаться подхода Валько Д. В., Мальцева А. С. то получается, что шеринговая экономика входит в цифровую экономику, а также в концепцию совместного потребления и по итогу включает в себя бизнес-модели, такие как: одноранговая экономика, экономика доступа, рауд экономика, гиг-экономика, фриланс, экономика по требованию. Для наглядности всё это проиллюстрировано на Рис. 1

1

Рисунок 1. Подход к определению термина «шеринговая экономика» (составлено на основе Валько Д. В., Мальцева А. С.) [1]

Исходя из проведенного обзорного анализа необходимо отметить, что зарубежных источников касательно имеющегося вопроса значительно больше нежели отечественных. Возрастает актуальность научных исследований, о чем свидетельствует неустойчивость терминологического аппарата. Тем не менее было выявлено, что авторы не проводят тождество, например, между понятиями «шеринговая экономика» и «экономика по требованию», а склонны считать, что они не синонимичны.

Если исходить из исследования Г. Гюрёг то получается, что шеринговая экономика находится внутри таких понятий как: цифровая экономика, платформенная экономика, одноранговая экономика, экономика доступа и концепции совместного потребления. Ниже на Рис. 2 показан данный подход и проиллюстрирована связь между различными определениями.

2

Рисунок 2. Подход к определению термина «шеринговая экономика» (составлено по Г. Гюрёг) [6]

Наша задача состояла в том, чтобы понять многочисленные термины, связанные с шеринговой экономикой и определить разницу между ними. Необходимо учитывать, что это относительно новое и изменяющееся явление, границы которого нелегко идентифицировать.

Рассмотрев контуры понятийного аппарата, можно сделать вывод, что в данной сфере нет четкой общности и согласия. Крайне сложной задачей является точное определение, что именно означает экономика совместного потребления.

Список литературы

  1. Валько Д. В., Мальцева А. С. Экономика совместного пользования: портрет российского потребителя // Журнал экономической теории. — 2020. — Т. 17. — № 3. — С. 643-656.
  2. Макаренко Г. Передай другому: что такое экономика шеринга // РБК: новостной портал URL: https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5e73fbc29a794707401b6532 (дата обращения: 20.10.2023).
  3. Федоринов С. Коммунизм, который никто не строил: куда нас заведет шеринговая экономика // Forbes: информационный портал. URL: https://www.forbes.ru/biznes/378581-kommunizm-kotoryy-nikto-ne-stroil-kuda-nas-zavedet-sheringovaya-ekonomika (дата обращения: 18.11.2023).
  4. Belk R. W. Sharing versus Pseudo-Sharing in web 2.0 // Anthropologist 2014. № 18. С. 7 –23.
  5. Botsman R., Rogers R. What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption // N.Y.: HarperCollins, 2010.
  6. Görög G. The Definitions of Sharing Economy: A Systematic Literature Review // Management 2018. № 13 (2). C. 175–189.
  7. Rinne A. What exactly is the sharing economy? // World Economic Forum http://www.weforum.org/agenda/2017/12/when-is-sharing-not-really-sharing (дата обращения: 23.10.2023).
  8. Walsh B. Today's Smart Choice: Don't Own. Share // Internet Archive: Интернет - портал. URL: http//web.archive.org/web/20130824001549/http://www.time.com/time/specials/packages/article/0,28804,2059521_2059717_2059710,00.html (дата обращения: 20.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: