УДК 339.13

Развитие рынка строительных машин в России

Пастухов Артём Игоревич  – студент магистратуры Южно-Уральского государственного университета.

Мишнев Максим Владимирович – кандидат технических наук, доцент кафедры Строительных конструкций и сооружений Южно-Уральского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается каково соотношение отечественной и импортной техники в стране. Определены типы иностранных строительных машин, которые занимают значимое место на рынке, чтобы произвести импортозамещение. Выявлено, какая часть машин с истёкшим сроком службы. Исследованы способы повышения качества строительной техники, меры поддержки и развития промышленности. Методика исследования основывается на анализе официальных источников информации, её систематизация и оформление полученных данных. По результатам данных показан возможный вариант развития рынка. 

Ключевые слова: импортозамещение, строительная техника, промышленность, иностранная продукция.

Строительная техника непосредственно участвует в развитии страны и отражает научно-технический уровень промышленности. Очень важно иметь собственное и независимое производство специальной техники для реализации различных экономических проектов. Например, строительство зданий и сооружений, добычу полезных ископаемых, развитие дорожной сети страны и другое.

Рынок строительной техники оказался в трудной ситуации после начала специальной военной операции. Так с началом СВО из России ушло огромное количество иностранных компаний, а вместе с ними технологии и инвестиции. Данный случай, вроде бы, даёт отличную возможность отечественной промышленности начать выпуск своей спецтехники на полной мощности, заполнив весь рынок, но из-за девальвации рубля - снижение курса национальной валюты, следует ухудшение покупательной способности. Поэтому единовременно наладить выпуск всех видов техники невозможно. Нужно рассмотреть рынок спецтехники по основным массовым машинам. 

По данным росстата удельный вес машин зарубежного производства за 2021 год: экскаваторы самоходные одноковшовые: – 79,4%; грейдеры самоходные – 38%; бульдозеры – 57%; автокраны – 37%; гусеничные краны – 49,6%; башенные краны – 39,8%; Экскаваторы, бульдозеры и гусеничные краны занимают лидирующие позиции на рынке.

Удельный вес машин с истёкшим сроком службы за 2021 год: экскаваторы самоходные одноковшовые: – 36,1%; грейдеры самоходные – 45,4%; бульдозеры – 48,8%; автокраны – 39,6%; гусеничные краны – 47,9%; башенные краны – 33,6%; От одной трети до половины машин необходимо ремонтировать или менять. В статье «белорусский опыт восстановления деталей автомобилей и специальной строительной техники» приводится результат ремонта деталей: «На примере стальных и чугунных коленчатых валов установлено, что стоимость их восстановления составляет 47 – 59 % цены новых изделий, а послеремонтная наработка двигателей с коленчатыми валами превышает нормативную.», то есть существует возможность восстановить часть машин с наименьшими затратами. Для решения проблемы с заменой спецтехники с истёкшим сроком службы существует лизинг. Лизинг это аренда с правом выкупа. Чтобы пользоваться лизингом, не нужно иметь всю сумму денежных средств. Данная схема позволяет постепенную замену устаревшей части парка спецтехники. В статье «Проблемы и перспективы развития лизинга в россии» приводят положительные и отрицательные стороны лизинга.

Перечислим основные плюсы:

  • обеспеченность финансирования операции в полном объеме;
  • нет необходимости осуществлять платежи сразу и иметь всю сумму денег в наличии;
  • лизинг является более гибким источником (например, по сравнению с ссудой), так как позволяет субъектам выбрать альтернативный график выплат, который описывается сторонами при заключении договора;
  • полученные активы, как правило, не числятся у лизингополучателя на балансе, что освобождает его от уплаты налога на это имущество;
  • лизинг обеспечивает возможность получения квалифицированного сервисного и технического обслуживания и др.

К недостаткам же данной операции можно отнести следующее:

  • конечная стоимость лизинга обычно получается больше, чем покупка оборудования в кредит, то есть лизинг обходится дороже, чем кредит, что, конечно же, отпугивает клиентов лизинга;
  • необходимость внесения аванса;
  • платежи носят обязательный характер и производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования и результатов хозяйственной деятельности;
  • существует риск расторжения договора;
  • юридическая сложность сделки, более тяжелые условия (в отличие от другой финансовой помощи) и др.

Также отечественные производители не могут полностью обеспечить рынок своей техникой из-за низкого качества, которое уступает иностранным машинам, а итоговая цена больше. Чтобы улучшить качество можно купить лицензию на производство зарубежных машин, но назвать это отечественным продуктом нельзя, так как ряд комплектующих будет иностранного изготовления. Этот вариант работал до СВО, некоторые западные страны давали возможность локализовать частичное производство в России так, например, в 2019 году импортировано 2955 новых экскаваторов, а 1041 изготовлено по лицензии. Очевидно, что большая часть всё равно остаётся за импортом. Другой вариант это полное копирование техники. После ухода иностранных компаний остались предприятия, где собиралась техника, также остался рабочий персонал знакомый с процессом производства. Необходимо воспроизвести эту работу самостоятельно. Но не надо забывать про восток, а именно Китай с его мощной промышленностью, компании которого уже успели наводнить рынок спецтехники. Например, китайский бренд XCMG занял первое место среди погрузчиков.

Для решения данных задач, силами одной отечественной компании или группой, не имеет возможности. В этой ситуации необходима помощь государства, а именно финансовое стимулирование как организаций по выпуску строительной техники, так и смежных сфер производств, например, металлургия, двигателестроение, электроника и другое. Увеличение государственных заказов спецтехники только отечественного производства. Также необходимы дополнительные меры со стороны государства по обеспечению ограничений на ввоз иностранной техники, б/у машин, чтобы дать развить свою собственную. Основным стимулирующим фактором развития строительной сферы является жилищное строительство, а именно льготная ипотека – программа кредитования на приобретение недвижимости. Также в 2022 году массово стали вводить новую схему по покупке жилья у застройщиков через экскроу-счёт. Данный счёт представляет собой посредника между покупателем или банком и застройщиком. На время строительства здания эти средства не доступны ни покупателю или банку, ни застройщику. После того как здание ввели в эксплуатацию и квартиры стали оформлять в свою собственность, денежные средства переходят к застройщику.

Как сообщает ПАО Сбербанк: «В ходе реализации сделок выявлен ряд преимуществ для сторон: возможность замены аванса на постоплату для заказчика, финансирование поставщика по сниженной ставке, отсутствие необходимости предоставления независимой гарантии возврата аванса и расходов исполнителя на ее получение, обеспечение сохранности субсидий и контроль целевого использования депонированных средств.

Дополнительный интерес со стороны клиентов был обеспечен благодаря особому правовому статусу счетов эскроу, защищающему средства на счете от требований третьих лиц, в том числе в процедуре банкротства.

Продукт позволяет заказчикам перейти на схему с постоплатой по контракту, отказаться от рискованных авансов, а поставщикам – получить в банке льготное финансирование на исполнение работ.» [8]

Но в современных условиях покупательная способность населения резко упала. В январе 2022 г. заключили на 19% меньше ипотечных договоров, чем в январе 2021 г., а в январе 2023 г. выдача ипотеки сократилось ещё в 4 раза. Если эта тенденция сохранится, меры государства, лишь несколько сгладят кризис отрасли, но не остановят её дальнейшее падение. Для увеличения финансирования необходимо привлекать иностранный капитал чрез развитие экспорта спецтехники другим странам. Также необходимо создавать программы чей эффект будет схож с льготной ипотекой и затрагивать большую часть территории России. Например, строительство двух новых транссибирских магистралей, соединяющих запад и восток, что ускорит товарооборот и создаст конкуренцию морским торговым маршрутам.

Государственное стимулирование строительной отрасли.

  • выделение средств на ремонт и создание новой дорожной инфраструктуры;
  • предоставление субсидий из федерального бюджета организациям промышленности;
  • продолжение субсидирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности;
  • субсидирование части затрат на содержание рабочих мест, на использование энергоресурсов.

Таким образом, в условиях СВО государству необходимо разработать чёткую стратегию развития строительной отрасли. Увеличить покупательную способность населения путём новых программ типа транссибирских магистралей, что повлечёт за собой увеличение производства, рабочих мест. Поднять стоимость оплаты труда. Продолжить программу льготной ипотеки. По статистическим данным необходимо постепенно увеличить производство отечественных экскаваторов, как самый востребованный вид спецтехники на рынке, а также гусеничных кранов и бульдозеров, так как на них есть спрос, а удовлетворяет его импортная техника. Все деньги уходят заграницу в иностранные предприятия, а не в отечественные. Провести ремонт или замену машин с истёкшим сроком эксплуатации с помощью лизинга. Развивать экспортные поставки машин для привлечения иностранных источников финансирования.

Список литературы

  1. Аналитика: производство и импорт строительной техники в 2019 году [Электронный ресурс]. – URL: https://www.comd.ru/upload/iblock/113/11353a8e56e55921a0c15ea1d9004bd1.pdf.
  2. Бутов А. М. Рынок дорожно-строительных машин [Электронный ресурс]. – URL: https://dcenter.hse.ru/data/2021/08/01/1423579556/Рынок_дорожно-строительных_машин-2021.pdf.
  3. Деградация строительной отрасли во время СВО [Электронный ресурс]. – URL: https://politsturm.com/dieghradatsiia-stroitielnoi-otrasli-vo-vriemia-
  4. Иванов В.П., Вигерина Т.В. Белорусский опыт восстановления деталей автомобилей и специальной строительной техники // Строительство. Экономика и управление. – №3 (39) . – 2020. – с. 32-42.
  5. Лесных И.А., Тимощук Е.С. Состояние вопроса и перспективы выпуска дорожно-строительной техники в краткосрочной перспективе // Специальная техника и технологии транспорта. – №18. – 2023. – с. 215-223.
  6. Заборских А.С., Старикова Л.Н. Проблемы и перспективы развития лизинга в России // Контентус. – – №5 (58). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-lizinga-v-rossii.
  7. Федеральная служба государственной статистики строительство в России 2022 [Электронный ресурс]. – URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Stroit_2022.pdf.
  8. Сбербанк в 2022 году открывал эскроу-счета не только для строительства жилья [Электронный ресурс]. – URL: https://www.irk.ru/news/20230208/open.

Интересная статья? Поделись ей с другими: