УДК 005.8

Особенности формирования структурной декомпозиции работ как инструмента управления стоимостью строительного проекта

Курбалова А. А. – кафедра Экономики строительства и ЖКХ Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: В настоящее время абсолютно все строительные компании разрабатывают различные методы для эффективного планирования, контроля и управления стоимостью (затратами) строительного проекта. Проблемы управления стоимость строительного проекта приобретает особую актуальность в связи с продолжительностью жизненного цикла строительного проекта, как правило более одного года, и нестабильной ситуацией в стране.

В данной статье будут рассмотрены особенности формирования структурной декомпозиции работ строительного проекта и применение данного инструмента для управления стоимостью проекта.

Ключевые слова: строительные проекты; управление стоимостью; структурная декомпозиция работ.

На стоимости каждого строительного проекта напрямую сказываются нестабильность и постоянные перемены в экономике страны, скачки цен на оборудование материалы. Практика показывает, что запланированной стоимости никогда не удается придерживаться в ходе строительства. На основании данных, полученных путем анализа сметных документов, можно сказать, что увеличение стоимости затрат на 10% и более наблюдается, как минимум, у 83% всех строительных проектов.

Из-за указанной выше проблемы возникает необходимость своевременно контролировать и управлять затратами строительного проекта на всех стадиях его жизненного цикла. Это нужно, чтобы свести к минимуму риски в период реализации строительного проекта, предотвратить превышение запланированной стоимости проекта, а значит избежать убытков строительной организации и ее банкротства.

Как считают авторы Дубовик М.Ф. и Полковников А.В., в структуру управления затратами (стоимостью) проекта входят процессы, которые выполняются на стадии планирования, формирования бюджета и контроля затрат и обеспечивают завершение проекта без превышения согласованного и утвержденного бюджета (6).

Исследователь Лучкина В.В. в работе об эффективности системного управления сроками и стоимостью инвестиционных строительных проектов, обращает внимание на то, что ключевыми задачами управления проектами в строительной сфере являются экономия бюджета, соблюдение запланированных сроков сдачи объекта и возведение качественного здания (4).

Симонова Н.Ю. и Фролова Д.Е. считают, что стоимость инвестиционного строительного проекта – это фактическая или выведенная в прогнозе величина всех текущих, инвестиционных и иных затрат, которые требуются, чтобы исследовать, спроектировать, построить, запустить в эксплуатацию конкретный инвестиционный проект и вывести его на самофинансирование (7).

В ходе сложного процесса управления стоимостью проекта строительства в организации предпринимается целый ряд мер: оцениваются затраты на проект, ведется бюджет проекта и контролируются его затраты, непрерывно отслеживаются фактические затраты, которые сравниваются с ранее включенными в бюджет цифрами, вырабатывается план мероприятий для предупреждения и коррекции излишних трат.

Существуют разные методы для оценки стоимости проекта в строительной сфере:

  1. оценка по сравнению с аналогами;
  2. оценка по параметрам;
  3. оценка по этапам реализации проекта;
  4. оценка по принципу «сверху вниз»
  5. оценка по принципу «снизу вверх»
  6. оценка на основе анализа предложений от потенциальных исполнителей.

Какой из вышеуказанных методов выбрать, определяют с учетом управленческих решений, принимаемых в организации. но стоит отметить, что методы оценки по принципам «сверху вниз» и «снизу вверх», которые базируются на структурной декомпозиции работ, позволяют получить более детальные и точные данные.

Под структурной декомпозицией работ, которую сокращенно называют СДР либо WBS (от «WorkBreakdownStructure»), понимают иерархически выстроенную структуру работ, когда объемные и сложные проекты строительства делятся на несколько частей.

СДР выступает как средство для группировки работ, составляющих проект, на удобные для управления ПАКЕТы работ. Таким образом удается достичь того уровня детализации затрат, который дает руководителю проекта возможность контролировать все виды работ и более четко планировать действия, которые требуются для достижения поставленных целей.

В каждом из нижестоящих уровней СДР отражается последовательная детализация проектных работ, благодаря чему можно оценить выполненные объемы работ, освоенные средства и соблюдение поставленных сроков.

Формируя СДР, компания ставит для каждого проекта свой уровень детализации работ с присвоением им соответствующих кодов. В строительной организации при составлении СДР для облегчения формирования документа и его использования, работы можно детализировать на базе глав Сводного сметного расчета (далее по тексту – ССР), которые прописываются в соответствии с п. 31 правительственного Постановления от 16 февраля 2008 года №87. То есть, глава ССР является, по сути, Главой проектных работ.

Расположенный ниже уровень – Раздел. Его детализируют на базе раздела ОСР –Объектного сметного расчета. Еще ниже располагается уровень Группа, который детализируется на базе ЛСР – Локального сметного расчета. Из разделов ЛСП можно сформировать Виды работ СДР. Включенные в ЛСР работы могут объединяться в ПАКЕТы, затраты по которым рассчитываются и планируются в соответствии с методикой, принятой в компании.

Доходы распределяются по схожей иерархической структуре. Результатом СДР является документ, где отражаются объемы, расходы, доходы, рентабельность всех работ по проекту, а также его итоговая стоимость.

До старта строительных работ СДР формируется на базе плановых затрат и доходов по строительному проекту. В СДР это в дальнейшем отражается под обозначением «Утвержденный План». Проектные затраты оцениваются на базе единичных расценок, которые утверждаются в организации, коммерческих предложений, представленных субподрядчиками, затрат по аналогичным проектам. В процессе фактического выполнения проектных работ и подсчета фактических затрат в СДР включается «План-Факт».

Путем сравнения структурированного «Утвержденного плана» и «План-Факта» руководство проекта и всей компании имеют возможность в режиме реального времени производиnm контроль и управление проектом по сумме затрат и объему работ на любой стадии его жизненного цикла. Если выявляются отклонения от утвержденного плана, руководитель изучает и анализирует их. В случае необходимости он составляет план мероприятий по устранению расхождений и предлагает произвести корректировку СДР и проектного бюджета.

В таблицах №1 и № 2 вы можете увидеть примеры формирования СДР проекта строительства.

Таблица 1. Пример формирования СДР проекта строительной организации.

 

Иерархическая структура работ

Код Пакета

Исполнитель

Ед. изм.

Глава - ССР

02 Основные объекты строительства

     

Раздел - ОСР

02-01 Автомобильная дорога №1

     

Группа - ЛСР

02-01/01 Земляные работы

     

Вид работ

02-01/01.01 Работы по планировке и укреплению грунта

     

ПАКЕТ

02-01/01.01.01 Нанесение растительного грунта

02-01/01.01.01

Собственные силы

м3

 

02-01/01.01.02 Посев семян газонных трав на откосах и обочине насыпи и выемки

02-01/01.01.02

ООО Природа

м2

Благодаря СДР участники строительного проекта могут определить сумму затрат по каждому виду работ и их объему, по каждому исполнителю, соисполнителю, субподрядчику. После определения необходимых работ (ПАКЕТов) выбираются ответственные исполнители, включая субподрядчиков, которые будут выполнять данные ПАКЕТы в рамках согласованных сроков выполнения и бюджетов.

СДР строительного проекта формируют для решения двух основных задач:

  1. Чтобы запланировать все необходимые работы по проекту.
  2. Чтобы не допустить планирования и проведения работ, некоторые не связаны с реализацией проекта.

Эти задачи при выполнении строительного проекта очень важны для руководства. Если необходимые для проекта работы будут не запланированы, могут возникнуть задержки, увеличится бюджет. Если будут проводиться работы, не связанные с данным проектом, то будут нецелевым образом расходоваться денежные средства.

Но, несмотря на все плюсы СДР, многие организации сталкиваются со сложностями при его формировании:

  1. Для сбора и заполнения всех необходимых данных при больших объемах работ и многоуровневой детализации необходимо много времени, а руководство компании чаще всего хочет получить результат «здесь и сейчас».
  2. При реализации масштабных объемах проектов к разработке СДР необходимо привлекать большое количество ответственных лиц. Из-за этого могут возникать трудности, так как нескольким сотрудникам приходится параллельно работать в одном и том же документе.
  3. Не всегда есть возможность добиться полной автоматизации процессов по сбору и внесению информации в СДР проекта, что также может затруднить получение сведений и принятие решений.

Итак, СДР проекта выступает в качестве инструмента управленческого учета и ведения отчетности по проекту строительства. Если своевременно и качественно относится к фактическим расходам по ПАКЕТам работ в СДР, руководство проекта получает возможность контролировать стоимость проекта и принимать решения для его завершения в запланированные сроки и без превышения выделенного бюджета.

Таблица 2. Пример шаблона СДР строительного проекта.

Иерархическая структура работ ССР+ детализация

Код Пакета

 Исполнитель

Единица измерения

ДОХОД

РАСХОД

АНАЛИЗ

 Объем ПАКЕТа Доход

 Цена ПАКЕТа Доход

Стоимость ПАКЕТа Доход

 Объем ПАКЕТа Расход

 Цена ПАКЕТа Расход

 Стоимость ПАКЕТа Расход

Валовая прибыль (доход-расход)

Валовая рентабельность

00 Накладные расходы

                     

01 Подготовка территории строительства

                     

02 Основные объекты строительства

                     

04 Объекты энергетического хозяйства

                     

06 Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения

                     

07 Благоустройство и озеленение

                     

08 Временные здания и сооружения

                     

09 Прочие работы и затраты

                     

12 Проектные и изыскательские работы

                     

13 Непредвиденные работы и затраты

                     

15 Риски и Резервы проекта

                     

Общий итог

                     

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 15.09.2023) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  2. Березин А.О. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия: учебное пособие. – СПб.: Издательство СПбГИЭУ, 2011. – 190 с.
  3. Березин А.О., Курзин А. Трансформация строительного сектора при использовании цифровых технологии (технологий BIG-DATA) // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9 (134). С. 922-926.
  4. Лучкина В.В. Эффективность комплексного управления стоимостью и сроками инвестиционно-строительного проектов. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47287178.
  5. Носова Ю.С., Синченко Е.В. Структурная декомпозиция работ (WBS) при планировании проекта. Режим доступа: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0020/0718.pdf
  6. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление стоимостью проекта: действия менеджера и команды. Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/finance/capital/valman.shtml.
  7. Фролова Д.Е., Симонова Н.Ю. Управление стоимостью инвестиционного проекта. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=4937074.

Интересная статья? Поделись ей с другими: