УДК 339.372.8

«Продукты здесь и сейчас»: взаимодействие участников онлайн-магазина

Ахмадеев Равиль Рамилевич – студент Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий.

Кузнецов Сергей Геннадьевич – студент Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий.

Чуриков Михаил Алексеевич – студент Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий.

Аюпов Булат Азаматович – студент Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В статье рассматривается взаимодействие участников сервиса "Продукты здесь и сейчас", который предлагает инновационный подход к снабжению продуктами, совмещая удобство онлайн-шопинга с оптимизированной доставкой. Архитектура призвана объяснить внутреннее устройство сервиса и принципы его функционирования. В статье предлагается пояснение сущности отдельных акторов, а также их взаимосвязи.

Ключевые слова: взаимодействие участников, архитектура, концептуальная архитектура, онлайн-шопинг, онлайн-магазин, умные сервисы, розничные закупки, оптовые закупки, компании доставки, продуктовые магазины.

Для рассмотрения концептуальной структуры сервиса помимо понимания роли участников так же нужно понимать их взаимодействие между собой и с окружающей средой поэтому проанализируем взаимодействие участников концептуальной архитектуры сервиса (рис. 1).

1

Рисунок 1. Архитектура системы.

Взаимодействие между клиентом и сервисом

1 Сервис направляет информацию/запрос

1.1 Знакомит клиента с условиями работы сервиса, запрашивает согласие клиента с предложенными условиями, принимает и обрабатывает данные клиента.

1.2 Направляет клиенту запрос на подтверждение номера телефона и адреса электронной почты.

1.3 Заносит полученную информацию о клиенте в свою базу данных и направляет уведомление клиенту об успешной регистрации и открытии личного кабинета.

1.4 Знакомит клиента с условиями предоставления платежных услуг, запрашивает согласие клиента с предложенными условиями.

1.5 Заносит информацию о выбранных способах оплаты и электронных средствах платежа в свою базу данных, при открытии электронного кошелька предоставляет клиенту сведения об электронном кошельке.

1.6 Заносит информацию о стандартных наборах покупок, о подписке в свою базу данных.

1.7 Обеспечивает доставку наборов продуктов регулярно по подписке.

1.8 Принимает заказ одним из способов, формирует и направляет информацию о заказе клиенту для подтверждения.

1.9 Предоставляет клиенту информацию о его заказе, статусе доставки, информацию о курьере.

1.10 Информирует клиента о программах лояльности, акциях и скидках. Постоянным клиентам сообщает о предоставлении возможности осуществления отложенной оплаты заказа до 7 календарных дней.

2 Клиент направляет информацию/запрос

2.1 Знакомится и соглашается с условиями работы сервиса, проходит процедуру регистрации, формирует логин и пароль, вводит информацию о себе: Ф.И.О, номер телефона, адрес электронной почты, указывает адреса доставки заказов.

2.2 Подтверждает сервису номер телефона и адрес электронной почты.

2.3 Знакомится с условиями предоставления платежных услуг, дает согласие с предложенными условиями

2.4 Выбирает способ оплаты: 1) эквайринг с использованием банковской карты (при этом вводит данные банковской карты); 2) через СБП: с выставлением счета для оплаты или с использованием QR-кода; 3) с использованием электронных кошельков, открытых в сервисе (при этом открывает электронный кошелек в сервисе); 4) с использованием цифровых рублей.

2.5 Настраивает стандартные наборы продуктов для регулярных покупок, оформляет подписку на регулярную доставку стандартного набора продуктов в определенное время.

2.6 Делает заказ любым из способов:

  • через бота Тимура, которому называет номер ранее настроенного набора продуктов или перечисляет требуемые продукты, а также дату, время и адрес доставки;
  • через бота Тимура или самостоятельно выбирает блюда, планируемые к приготовлению, на основании которых сервис предложит набор продуктов, а также указывает дату, время и адрес доставки;
  • самостоятельно формирует заказ продуктов путем умного поиска в каталоге сервиса, а также указывает дату, время и адрес доставки.

2.7 Подтверждает заказ.

2.8 Получает заказ, производит оплату выбранным способом, информирует об этом сервис.

Взаимодействие между сервисом и оптовыми организациями

3 Сервис направляет информацию в оптовые организации

3.1 Знакомит оптовую организацию с условиями работы сервиса, запрашивает согласие оптовой организации заключить договор о партнерстве, принимает и обрабатывает данные оптовой организации.

3.2 Проверяет полученные данные об оптовой организации, направляет оптовой организации запрос на подтверждение контактных данных и адреса электронной почты.

3.3 Заносит полученную информацию об оптовой организации в свою базу данных и направляет уведомление клиенту об успешной регистрации, открытии личного кабинета и виртуальной витрины продуктов.

3.4 Направляет информацию о заказах

3.5 Направляет информацию о проведенных платежах в адрес оптовой организации.

3.6 Направляет аналитическую информацию о предпочтениях клиентов, объеме их покупок.

4 Оптовые организации направляют информацию в сервис

4.1 Знакомятся с условиями работы сервиса, с условиями договора с сервисом о партнерстве, подтверждают свое согласие с условиями сервиса и договора о партнерстве, проходят процедуру регистрации, формируют логин и пароль, заполняют анкетные данные о своей организации: ИНН, наименование, контактные данные, адрес электронной почты, адрес местонахождения и другое.

4.2 Подтверждают сервису контактные данные и адрес электронной почты.

4.3 В соответствии с условиями договора обеспечивают наполнение виртуальной витрины продуктов и регулярное ее обновление.

4.4 Направляют информацию о сборке заказа и его передаче компании доставки

4.5. Направляют информацию о программах лояльности, проводимых акциях и скидках.

Взаимодействие между сервисом и компанией доставки

5 Сервис направляет информацию в компанию доставки

5.1 Знакомит компанию доставки с условиями работы сервиса, запрашивает согласие компании доставки заключить договор о партнерстве, принимает и обрабатывает полученные данные оптовой организации.

5.2 Проверяет полученные данные о компании доставки, направляет компании доставки запрос на подтверждение контактных данных и адреса электронной почты.

5.3 Заносит полученную информацию о компании доставки в свою базу данных и направляет уведомление компании доставки об успешной регистрации, открытии личного кабинета и доступа к онлайн карте центров доставки и местонахождения курьеров.

5.4 Направляет информацию о заказах и оптовых организациях, осуществляющих их сборку.

5.5 Направляет информацию о проведенных платежах в адрес компании доставки.

5.6 Направляет аналитическую информацию о местоположении клиентов и объеме их покупок.

6 Компания доставки направляет информацию в сервис

6.1 Знакомится с условиями работы сервиса, с условиями договора с сервисом о партнерстве, подтверждает свое согласие с условиями сервиса и договора о партнерстве, проходит процедуру регистрации, формирует логин и пароль, заполняет анкетные данные о своей организации: ИНН, наименование, контактные данные, адрес электронной почты, адрес местонахождения и другое.

6.2 Подтверждает сервису контактные данные и адрес электронной почты.

6.3 В соответствии с условиями договора обеспечивает обновление карты центров доставки и местонахождения курьеров в режиме онлайн.

6.4 Направляет информацию о получении заказа и его передаче клиенту.

6.5 Направляет информацию о программах лояльности, проводимых акциях и скидках.

Взаимодействие между сервисом и банком-эквайрером

7 Сервис направляет информацию в банк-эквайрер

7.1 Заключает договоры с банком-эквайрером о расчетном и эквайринговом обслуживании, а также об осуществлении деятельности платежного агрегатора для приема платежей с использованием электронного средства платежа.

7.2 Направляет запрос авторизации по операциям эквайринга

7.3 Направляет одобренное клиентом распоряжение о переводе денежных средств на сумму заказа при оплате с использованием банковской карты или электронного кошелька

7.4 Выставляет счет для оплаты заказа к банковскому счету клиента через СБП или к цифровому кошельку клиента на платформе цифрового рубля.

7.5 Направляет распоряжения о переводе денежных средств со своего расчетного счета на счета оптовых организаций и компании доставки.

8 Банк-эквайрер направляет информацию с сервис 

8.1 Предлагает заключить договоры о расчетном и эквайринговом обслуживании, а также об осуществлении деятельности платежного агрегатора для приема платежей с использованием электронного средства платежа (банковских карт, QR-кодов, электронных и цифровых кошельков).

8.2 Направляет ответ на запрос авторизации по операциям эквайринга

8.2 Направляет сервису подтверждение об исполнении распоряжения клиента о переводе денежных средств при оплате с использованием банковской карты или электронного кошелька.

8.3 Направляет сервису подтверждение об оплате клиентом выставленного счета или о поступлении платежа клиента, производившего оплату по QR-коду через СБП, или о поступлении цифровых рублей на цифровой кошелек сервиса в оплату заказа, в зависимости от выбранного клиентом способа оплаты.

8.4 Направляет сервису подтверждение об исполнении распоряжений о переводе денежных средств с расчетного счета сервиса на счета оптовых организаций и компании доставки.

Взаимодействие между сервисом и НСПК

9 Сервис направляет информацию в НСПК

9.1 Направляет запрос на подключение к системам НСПК для взаимодействия в целях организации оплаты клиентами заказов с использованием QR-кодов через СБП.

9.2 Запрашивает QR-коды для оплаты клиентами заказов

9.3 Направляет запрос на возврат стоимости товара при необходимости

  1. НСПК направляет информацию в сервис

10.1 Осуществляет обработку запроса сервиса, предоставляет доступ к системам НСПК в целях организации оплаты клиентами заказов с использованием QR-кодов через СБП.

10.2 Предоставляет сервису QR-коды для оплаты клиентами заказов

10.3 Обрабатывает запрос сервиса и обеспечивает возврат стоимости товара путем взаимодействия с соответствующим участником СБП.

Взаимодействие между сервисом и шеф поваром

11 Сервис направляет информацию шеф-повару

11.1 Знакомит шеф-повара с условиями работы сервиса, запрашивает его согласие заключить договор о партнерстве, принимает и обрабатывает полученные данные от шеф-повара.

11.2 Проверяет полученные данные от шеф-повара, направляет ему запрос на подтверждение контактных данных и адреса электронной почты.

11.3 Заносит полученную информацию о шеф-поваре в свою базу данных и направляет уведомление шеф-повару об успешной регистрации, открытии личного кабинета и web-страницы для размещения рецептов.

  1. Шеф-повар направляет информацию в сервис

12.1 Знакомится с условиями работы сервиса, с условиями договора с сервисом о партнерстве, подтверждает свое согласие с условиями сервиса и договора о партнерстве, проходит процедуру регистрации, формирует логин и пароль, заполняет анкетные данные о себе, контактные данные, адрес электронной почты.

12.2 Подтверждает сервису контактные данные и адрес электронной почты.

12.3 В соответствии с условиями договора обеспечивает разработку и размещение рецептов в сервисе на своей web-странице.

Взаимодействие между сервисом и диетологом

13 Сервис направляет информацию диетологу

13.1 Знакомит диетолога с условиями работы сервиса, запрашивает его согласие заключить договор о партнерстве, принимает и обрабатывает полученные данные от диетолога.

13.2 Проверяет полученные данные от диетолога, направляет ему запрос на подтверждение контактных данных и адреса электронной почты.

13.3 Заносит полученную информацию о диетологе в свою базу данных и направляет уведомление диетологу об успешной регистрации, открытии личного кабинета и web-страницы для размещения информации о программах диет.

  1. Диетолог направляет информацию в сервис

14.1 Знакомится с условиями работы сервиса, с условиями договора с сервисом о партнерстве, подтверждает свое согласие с условиями сервиса и договора о партнерстве, проходит процедуру регистрации, формирует логин и пароль, заполняет анкетные данные о себе, контактные данные, адрес электронной почты.

14.2 Подтверждает сервису контактные данные и адрес электронной почты.

14.3 В соответствии с условиями договора обеспечивает разработку и размещение программ диет на своей web-странице, проводит консультирование и сопровождение диет клиентов.

15 Банки – эмитенты напрямую с сервисом не взаимодействуют. Выпускают и обслуживают банковские карты клиентов сервиса, предоставляют клиентам услуги переводов денежных средств с использованием этих банковских карт через СБП с целью зачисления денежных средств клиента на банковский счет организатора сервиса, а также предоставляют услуги перевода цифровых рублей с цифрового кошелька клиента на цифровой кошелек организатора сервиса.

16 Взаимодействие банка-эквайрера и банка-эмитента с НСПК и Банком России для осуществления расчетов по операциям с использованием банковских карт (авторизация, клиринг, расчет).

17 Взаимодействие банков-эмитентов (или банка-плательщика) и Банка России для осуществления оплаты заказа с использованием цифровых рублей [1].

Результаты действий:

  1. Результатом действий сервиса является подтверждение регистрации клиента, формирование базы данных о клиенте, прием заказов и организация их исполнения, выстраивание под клиента оптимальную транспортную логистику (выбор более удобной оптовой организации и центров доставки).
  2. Результатом действий клиента является регистрация в приложении сервиса, настройка стандартных наборов продуктов, индивидуальных параметров и предпочтений, оформление подписки на регулярную доставку продуктов, оформление иными способами заказа, получение заказа и его оплата.
  3. Результатом действий сервиса является заключение договоров с оптовыми организациями о партнерстве, присоединение оптовых организаций к условиям гарантии качества, регистрация оптовых организаций в приложении сервиса, получение от оптовых организаций и предоставление клиенту информации о доступных к заказу продуктах, направление заказов в оптовые организации, получение информации об исполнении заказа, а также о программах лояльности, проводимых акциях и скидках.
  4. Результатом действий оптовых организаций является заключение договоров с сервисом о партнерстве, присоединение к условиям гарантии качества, регистрация оптовых организаций в приложении сервиса, предоставление клиенту через приложение сервиса информации о доступных к заказу продуктах, о программах лояльности, проводимых акциях и скидках, получение и исполнение заказов, получение подтверждения об оплате заказа, получение аналитической информации о предпочтениях клиентов, объеме их покупок для использования в маркетинговых целях.
  5. Результатом действий сервиса является заключение договора с компанией доставки о партнерстве, ее регистрация в приложении сервиса, направление компании доставки информации о параметрах доставки заказов для их исполнения (данные о текущих заказах, пункты сбора и доставки заказов, дата и время доставки), получение от компании доставки данных о расположении центров доставки и курьерах, статусе текущих доставок, исполнении заказов.
  6. Результатом действий компании доставки является заключение договора с сервисом о партнерстве, ее регистрация в приложении сервиса, предоставление сервису необходимой информации о расположении центров доставки и курьерах, статусах текущих доставок, исполнении заказов.
  7. Результатом действий сервиса является заключение договоров с банком-эквайрером о расчетном, эквайринговом обслуживании и о привлечении сервиса в качестве платежного агрегатора, организация оплаты заказов клиентам, осуществление взаиморасчетов с оптовыми организациями и компанией доставки.
  8. Результатом действий банка–эквайрера является заключение договоров с сервисом о расчетном, эквайринговом обслуживании и о привлечении сервиса в качестве платежного агрегатора, обеспечение приема платежей клиентов организатором сервиса, перевод денежных средств по распоряжению организатора сервиса в рамках взаиморасчетов с оптовыми организациями и компанией доставки, информирование сервиса об успешном переводе денежных средств.
  9. Результатом действий сервиса является подключение сервиса к системам НСПК и взаимодействие в целях организации оплаты клиентами заказов с использованием QR-кодов через СБП.
  10. Результатом действий НСПК является подключение сервиса к системам НСПК, предоставление сервису QR-кодов для оплаты клиентами заказов, обеспечение возврата стоимости товара путем взаимодействия с соответствующим участником СБП.
  11. Результатом действий сервиса является заключение договора с шеф-поваром о партнерстве, его регистрация в приложении сервиса, предоставление шеф-повару личного кабинета и web-страницы для размещения рецептов.
  12. Результатом действий шеф-повара являются составление интересных и тематических рецептов и их размещение на web-странице в сервисе.
  13. Результатом действий сервиса является заключение договора с диетологом о партнерстве, его регистрация в приложении сервиса, предоставление диетологу личного кабинета и web-страницы для размещения информации о программах диет.
  14. Результатом действий диетолога являются составление различных программ диет по запросам клиентов, их размещение на web-странице, организация консультационной помощи и сопровождения клиентов сервиса [2-3].

Анализ взаимодействия участников проведен на концептуальном уровне без привязки к конкретным технологиям и способам реализации, поскольку статья призвана исключительно дать понимание работы сервиса. Сервис предлагает использование всех возможных платежных инструментов, интеграцию умного помощника – бота и других востребованных взаимодействий, отвечающих запросам потребителей.

Список литературы

  1. Королёв Данил Павлович, Виноградская Марина Юрьевна Анализ сервисов, направленных на организацию доставки продуктов в России // Научные известия. 2022. №29.
  2. Чкалова О.В., Копасовская Н.Г., Большакова И.В. Электронные маркетплейсы как драйвер развития рынка продуктового ретейла // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. №2 (66).
  3. И. М. Чернявская Модель построения архитектуры информационной системы в проекте // Управление проектами и развитие производства. 2005. №2 (14).

Интересная статья? Поделись ей с другими: