УДК 339.372.8
«Продукты здесь и сейчас»: идея онлайн-магазина
Ахмадеев Равиль Рамилевич – студент Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий.
Кузнецов Сергей Геннадьевич – студент Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий.
Чуриков Михаил Алексеевич – студент Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий.
Аннотация: Настоящая статья представляет концепцию сервиса "Продукты здесь и сейчас", который предлагает инновационный подход к снабжению продуктами, совмещая удобство онлайн-шопинга с оптимизированной доставкой. Сервис позволяет пользователям составлять персонализированные списки продуктов, предоставляя гибкие опции для регулярных заказов или подписки. Бот сервиса автоматически находит необходимые продукты в каталоге, учитывая предпочтения и бюджет клиента, и оформляет заказ с оптимальными ценами. Основная идея заключается в освобождении времени людей и компаний от рутинных и трудоемких задач, связанных с походами в магазин и ожиданием в очередях. Авторы статьи анализируют соответствие идеи сервиса современным и будущим запросам общества, акцентируя внимание на растущей важности передачи рутины и автоматизированных сервисов в цифровой эре. Особый акцент делается на том, как сервис не только удовлетворяет потребности клиентов, но и способствует оптимизации бизнес-процессов компаний, поддерживая их эффективность и доходность.
Ключевые слова: онлайн-шопинг, онлайн-магазин, умные сервисы, бот-помощник, розничные закупки, оптовые закупки, компании доставки, продуктовые магазины.
Идея сервиса «Продукты здесь и сейчас» заключается в том, что люди и компании смогут составлять определенный список продуктов, согласно которому сервис в сотрудничестве с оптовыми организациями и компанией доставки, будет им предоставлять заказанные продукты в определенное время. Сервис позволяет индивидуально настроить требуемые наборы продуктов, оформить подписку на регулярную доставку этих наборов продуктов в определенное время либо, на словах перечислить боту сервиса какие продукты нужны в какое время. Бот сам найдет нужные позиции продуктов в каталоге сервиса соответствующего качества и по оптимальным ценам исходя из предпочтений клиента и оформит заказ.
Эта идея, безусловно, должна сработать, потому что сервис позволяет забыть людям о нудных времязатратных действиях, такие как поход в магазин, выбор продуктов, стояние в очереди на кассе и тому подобное, а также приобрести продукты без сопутствующих затрат на бензин, проезд, парковку. Розничная торговая сеть с физическим присутствием в ней человека постепенно будет утрачивать свою актуальность в современном мире, который все больше ориентируется на виртуальные витрины реализуемых товаров при гарантированном их уровне качества, а также качества предоставляемого сопутствующего сервиса. Кроме того, заказывая продукты через сервис, люди получают доступ к широчайшему ассортименту продуктов, первой свежести и низкой цене.
По данным результатов исследования, проведенного сетью супермаркетов SPAR-Online, среднестатистический человек тратит 240 часов в год на покупку продуктов, а ведь за это время можно успеть сделать много более важного и ценного в жизни.
Залогом успеха сервиса является его абсолютная полезность для людей и компаний, которым предлагается удобный, быстрый и качественный сервис, превосходящий по своему функционалу уже имеющиеся на рынке. Главные конкуренты сервиса – магазины, предоставляющие сервис доставки продуктов самостоятельно либо интегрированные с компаниями доставки, так они уже сильно упрощают жизнь людей, экономя их время, но у них все еще нет функций, предложенных сервисом. В отличие от работающих на рынке доставки продуктов конкурентов (СберМаркет, IGooods, Самокат, Яндекс.Лавка, ВкусВил, Пятёрочка, ОКЕЙ, Лента, Перекрёсток, Утконос, Ашан и другие) сервис Продукты здесь и сейчас предоставляет:
- предварительно настраиваемые в приложении сервиса наборы продуктов для регулярных заказов и оформления подписки на их доставку в определенное время;
- наряду с физическими лицами сервис для компаний, заинтересованных в подписке на регулярную закупку продуктов по оптовым ценам для собственного потребления и производственных нужд;
- заявленное клиентом качество продуктов (продукты премиум, эконом-класса, очень свежие продукты, продукты конкретных торговых марок);
- большой выбор продуктов, высокое качество и большая степень доступности за счет взаимодействия с разными оптовыми организациями (исключение случаев недоступности продуктов для заказа в связи с их отсутствием на складе);
- возможность выбора продуктов для определенных блюд по готовым рецептам;
- возможность выбора из списка продуктов, нужных для разных диет;
- гибкий график доставки от 15 мин и выше со строгим его соблюдением, исключая опоздания, за счет транспортной логистики;
- голосовой бот-помощник Тимур при выборе клиентом продуктов, позволяющий клиенту не тратить время на поиск продуктов в больших каталогах и максимально упростить оформление заказа (такой интерфейс взаимодействия с сервисом существенно облегчит оформление заказа пожилыми людьми, а также жизненно необходим для людей с ограниченными возможностями);
- низкие цены на продукты за счет прямого взаимодействия с оптовыми организациями, исключая розничные магазины;
- гарантия качества всех предоставляемых услуг в рамках сервиса;
- скидки на продукты, привлекательные программы лояльности, отложенная оплата до 7 дней после заказа.
Сервис абсолютно понятен обычным людям, в нем работают самые простые функции, поэтому каждый сможет пользоваться им без проблем. Функции определения параметров регулярных заказов, а также, передачи информации о заказе голосом боту, который сам сформирует заказ, существенно упростит жизнь человечеству. Каждый человек сможет сэкономить время и потратить их на более важные дела, чем простая покупка продуктов [1].
Сервис будет очень актуален для пожилых людей тех, кто за ними ухаживает, а также людей с ограниченными возможностями, которым бот-помощник Тимур максимально упростит оформление заказа и сделает для них интерфейс взаимодействия с приложением сервиса простым и дружелюбным.
Компании, использующие сервис для получения продуктов регулярно по подписке для собственных и производственных нужд (например, кафе, рестораны), существенно сэкономят время, трудовые и финансовые ресурсы, которые они в отсутствие сервиса тратят на поиск поставщиков, заключения с ними договоров и иного взаимодействия по вопросам доставки, оплаты, претензионной работы и т.д. Теперь заказ продуктов будет осуществляться быстро и удобно в одно окно с гарантией качества, своевременной доставки, низких цен и удобной оплаты [2].
Идея сервиса является реагированием как на нынешней запрос потребителя, так и формирует будущие запросы. С развитием цифровых технологий будущие запросы потребителей будут все больше связаны с передачей всех возможных рутинных работ, включая обеспечение себя продуктами питания, автоматизированным сервисам, которые смогут сделать такую работу быстро, качественно и по оптимальным ценам.
Компании также постоянно находятся в поиске путей оптимизации своих расходов, организации эффективной логистики и обеспечения непрерывности бизнеса. Сервис поможет решить эти вопросы сегодня и существенно повысить эффективность и доходность бизнеса в будущем.
Все вышеизложенное является надежным обоснованием верности идеи сервиса, который отвечает современным и будущим потребностям общества, ориентирован на различных людей и учитывает индивидуальные потребности пожилых людей, граждан с ограниченными возможностями, а также компаний, которые готовы повысить эффективность своего основного бизнеса и передать рутинную работу по закупке продуктов сервису [2-3].
Рассмотрим участников концептуальной архитектуры сервиса (рис. 1).
Рисунок 1. Архитектура сервиса.
Участники сервиса:
- клиент;
- оптовые организации;
- компания доставки;
- банк-эквайрер;
- НСПК,
- шеф повар,
- диетолог.
Платежный функционал сервиса реализован следующим образом. Организатор сервиса выполняет функции платежного агрегатора по договору с обслуживающим его банком-эквайрером, а также функции агента ТСП по договору с НСПК, в рамках которых организатор сервиса обеспечивает прием платежей клиентов за приобретенные продукты с использованием платежных карт, электронных кошельков, QR-кодов, платежных приложений и других электронных средств платежа на свой специальный банковский счет с последующим переводом денежных средств клиентов в адрес оптовых организаций, реализовавших продукты, и компании доставки.
В рамках сервиса предусмотрены различные способы оплаты:
- эквайринг с использованием банковской карты;
- через СБП: с выставлением счета для оплаты, с использованием QR-кода;
- оплата с использованием электронных кошельков, открытых в сервисе;
- оплата с использованием цифровых рублей [4-5].
Клиент – физическое или юридическое лицо, осуществляющее заказ продуктов с использованием сервиса. Клиент с использованием сервиса может: выбрать свои предпочтения в отношении покупаемых продуктов (качество, торговую марку, цены), индивидуально настроить необходимый набор продуктов (возможно настроить несколько наборов), оформить подписку на регулярную доставку соответствующего набора продуктов в определенное время, либо на словах перечислить боту Тимуру какие продукты нужны в какое время, воспользоваться сервисом выбора продуктов для определенных блюд по готовым рецептам либо в соответствии с определенной диетой.
Предварительно клиент вносит в данные сервиса информацию о номере телефона, об адресах доставки, осуществляет привязку в приложении сервиса своей банковской карты, электронного кошелька или цифрового кошелька и выбирает предпочтительный способ оплаты, включая отложенный до 7 дней платеж.
Также клиент опционально получает информацию об акциях и скидках на продукты.
Оптовые организации – партнеры сервиса, обеспечивающие оперативную сборку продуктов со склада и передачу заказа компании доставки. Присоединяются к разработанным сервисом условиям качества предоставляемых услуг и гарантируют их соблюдение. От сервиса они получают больше клиентов дистанционного обслуживания (физических и юридических лиц), приобретающих товары в розницу и оптом, а также возможность реализовать продукты в большем объеме по ценам выше оптовых, но ниже розничных.
Дополнительно оптовые организации в роли партнеров сервиса могут получать аналитическую информацию о предпочтениях клиентов, объеме их покупок, на основе которой они смогут обеспечить полную потребность в продуктах и организовать систему лояльности и скидок для клиентов, а также, лучше вести маркетинговую кампанию, что будет привлекать клиентов продолжать пользоваться услугами сервиса, реализованными в партнерстве с оптовыми организациями [6].
Компания доставки – участник сервиса, обеспечивающий доставку заказа клиенту. Присоединяется к разработанным сервисом условиям качества предоставляемых услуг и гарантирует их соблюдение. Сервис выгоден для нее, так как увеличит клиентскую базу и доходность бизнеса. Помимо большего количества клиентов, компании доставки будет выгодно сотрудничество, так как это поможет им собрать много данных о местоположении, поведении и предпочтениях клиентов, что улучшит работу компании [7].
Банк-эквайрер предоставляет услуги эквайринга по операциям клиентов с банковскими картами с целью зачисления денежных средств клиента на банковский счет организатора сервиса как платежного агрегатора с последующим перечислением денежных средств партнерам сервиса, а также обеспечивает осуществление операций с электронными кошельками, открытыми клиентам в сервисе, а также с цифровыми кошельками, открытыми клиентам на платформе цифрового рубля Банка России.
Банк-эквайрер в роли партнера сервиса увеличивает объем обрабатываемых операций по банковским картам, электронным и цифровым кошелькам клиентов, а также доходность бизнеса.
НСПК предоставляет сервису как агенту ТСП QR-коды для оплаты клиентами заказов через СБП, направляет в банк-эквайрер запрос сервиса на возврат стоимости заказа при необходимости.
Шеф повар – участник сервиса, разрабатывает интересные тематические рецепты и передает информацию в сервис.
Диетолог – участник сервиса, проводит консультирование пользователей сервиса по вопросам диетологии, разрабатывает различные программы диет и передает информацию в сервис [8-9].
В контексте современных тенденций к цифровизации и автоматизации, сервис не только отвечает текущим потребностям, но и формирует будущие запросы, подчеркивая важность интеграции современных технологий (голосового помощника, действующего не по скрипту, а способного вести диалог с пользователем) и ранее незадействованных акторов в области продуктовых продаж (шеф повар, диетолог) в повседневную жизнь.
Список литературы
- Королёв Данил Павлович, Виноградская Марина Юрьевна Анализ сервисов, направленных на организацию доставки продуктов в России // Научные известия. 2022. №29.
- Чкалова О.В., Копасовская Н.Г., Большакова И.В. Электронные маркетплейсы как драйвер развития рынка продуктового ретейла // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. №2 (66).
- И. М. Чернявская Модель построения архитектуры информационной системы в проекте // Управление проектами и развитие производства. 2005. №2 (14).
- Викентьева Ольга Леонидовна, Дерябин Александр Иванович Архитектурный подход к построению корпоративной информационной системы // Вестник ПНИПУ. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2012. №6.
- Ковалёв А. В. Архитектура построения систем управления и сбора данных // Вестник ХНАДУ. 2007. №36.
- Мусабеков М. А. Системная интеграция и построение архитектуры корпоративных систем // Cloud of science. 2013. №4.
- Прохоров Юрий Николаевич, Каращук Оксана Сергеевна Розничная интернет-торговля в России: состояние, тенденции и дальнейшее развитие // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2020. №5 (113).
- Жилина Ирина Юрьевна Электронная розничная торговля в России: состояние и перспективы // ЭСПР. 2018. №1.