УДК 005.7

Совершенствование системы внутреннего контроля в организациях с государственным участием

Смиян Максим Игоревич – студент магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье рассматриваются способы совершенствования системы внутреннего контроля в организациях с участием государства. Каждая организация, не зависимо от разновидности ее деятельности заинтересована в достижении максимальной эффективности, в создании специфической системы, которая позволила бы показать, какие именно ее элементы необходимо усовершенствовать для достижения должной эффективности. При этом существует отдельная категория организаций, которая усложнена участием в их деятельности государства, которая требует дополнительного урегулирования. Однако, в настоящее время существуют проблемы, связанные с нормативным закреплением вопроса должного формирования системы внутреннего контроля и вопросы, которые возникают в зависимости от специфики самой организации. Разрешение данных вопросов позволит усовершенствовать систему внутреннего контроля, тем самым улучшив деятельность самих организаций.

Ключевые слова: внутренний контроль, формирование внутреннего контроля, правовое регулирование, государственные организации, участием, система контроля, регулирование внутреннего контроля, совершенствование контроля.

Независимо от рода деятельности организации, в каждой из них формируется система внутреннего контроля. Такая необходимость возникает из концепции повышения эффективности деятельности организации, которая достигается путем анализа различных ее элементов, начиная от финансовой отчетности и заканчивая различными бизнес-процессами, которые актуальны только для организации.

Благодаря грамотно организованной системе внутреннего контроля возможно своевременно выявлять уже имеющиеся ошибки и принять меры к недопущению их повторного совершения [2]. Так же необходимо заметить, что внутренний контроль обеспечивает защиту имущества, качество учета и достоверность отчетности [8], что является немаловажными аспектами деятельности организации. На основании вышеперечисленного можно подчеркнуть, что на современном этапе организациям невозможно существовать без должно сформированной системы внутреннего контроля, что она является одним из самых важных аспектов управления хозяйствующим субъектом [1].

Анализируя процесс формирования системы внутреннего контроля в различных организациях, выделяется ряд проблем, которые необходимо решить для дальнейшего развития имплементации систем внутреннего контроля:

Первый блок проблем, это проблемы, возникающие в организациях в зависимости от специфики их деятельности. Очевидно, что для всех организаций невозможно использовать одинаковые методики при составлении системы внутреннего контроля, поскольку в каждой из них существуют разные хозяйственные процессы, которые требуют своей собственной методики, на основании которой будет формироваться мнение о ее эффективности.

В качестве примера можно рассмотреть сельскохозяйственные организации. Первоначально специфика таких организаций заключается в том, что они играют важную роль в жизнедеятельности Российской Федерации, именно они удовлетворяют основные потребности населения и обеспечивают рост национального дохода. Как минимум эти критерии показывают, что внутренний контроль будет играть немаловажную роль в обеспечении их эффективности. Экономически эффективная деятельность сельскохозяйственных производителей зависит от гибкости изменения системы управления к факторам внутренней и внешней среды, а также своевременной оценке рисков [6]. В итоге для сельскохозяйственных организаций самым эффективным способом внедрения внутреннего контроля является формирование отдельных блоков-классификаторов, каждый из которых содержит в себе определённый перечень происходящих в организации процессов, на которые будет направлен контроль, и создание единого стандарта классификации внутреннего контроля с четким разграничением применимости форм и методов для каждого из блоков.

Так же, одним из ярких примеров являются предприятия химической отрасли. Данная отрасль является не менее важной для экономики Российской Федерации, но ввиду высокой конкуренции каждое предприятие старается максимально эффективно и экономически выгодно реализовывать свою деятельность, и одним из важных элементов такой реализации является правильно сформированная система внутреннего контроля. Необходимо обратить внимание, что ввиду своей специфичности невозможно достижения максимальной эффективности путем применения единых стандартов контроля, необходима имплементация новых элементов, которые строго направлены на анализ характерных для химического производства производственных процессов: любой контракт должен проходить систему подтверждения различными отделами на предмет корректности до момента его подписания, введение средств контроля момента признания выручки, усиленный контроль поставок химических элементов и в случае экспортных поставок – система утверждения курса валюты [4].

В качестве последнего примера можно рассмотреть регулирование внутреннего контроля в кредитных организациях, в частности в банках. Для банков на современном этапе основным контрольным элементом являются операционные риски. Операционные риски – это риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий [5]. Как можно увидеть, именно внутренний контроль способен урегулировать данную проблему, поскольку он будет всецело направлен на контролирование и выявление ошибок, их ликвидацию и предотвращение их повторения. Целью управления операционными рисками являются предотвращение негативных последствий, которые могут возникать в текущей деятельности кредитной организации, усиление контроля за бизнес-процессами [9].

На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что для организаций всегда актуален вопрос формирования внутреннего контроля, не зависимо от его рода деятельности, поскольку именно благодаря ему достигается максимальная эффективность. Однако, во всех случаях необходим тщательный анализ сущности деятельности организаций, выявления слабых сторон и в итоге формирование своих собственных стандартов контроля, которые действуют с учетом их специфики.

Вторым немаловажным блоком проблем с точки зрения формирования внутреннего контроля в организациях с государственным участием является отсутствие должно сформированной нормативной базы, которая могла бы урегулировать основные положения, связанные с ее созданием.

Первоначальным законодательным актом, который регламентирует формирование системы внутреннего контроля для всех видов организаций, является Федеральный Закон № 402 «О бухгалтерском учете». Данный закон устанавливает, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [7], однако только одного понятия недостаточно для выделения основных критериев внутреннего контроля. Существует необходимость нормативного закрепления понятия внутреннего контроля, его основных элементов и критериев, основных направлений, которые необходимо учитывать при осуществлении контроля и так далее.

Тем не менее, анализируя иные акты нормативного характера, в данном случае Информацию Министерства финансов по вопросам организации и осуществлению внутреннего контроля можно увидеть, что понятие внутреннего контроля направлено всецело на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает эффективность, достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности [3, п.1, пп 3] и что он должен осуществляться на всех уровнях управления данного субъекта [3, п.4, пп.18]. Данное закрепление показывает, что попытка по должному регулированию формирования системы внутреннего контроля имеется, однако существуют проблемы такого закрепления:

во-первых, анализа бухгалтерской отчетности, как уже было сказано, будет недостаточно для формирования мнения об эффективной деятельности организации. Для того чтобы сформировать должное мнение о ее деятельности необходимо получение уверенности в том, что она анализирует и обеспечивает эффективную и достоверную деятельность во всех ее отраслях, поскольку только бухгалтерская отчетность даст слишком мало информации для формирования правильного мнения.

во-вторых, Информация Министерства финансов, несмотря на то что раскрывает некоторые необходимые элементы, связанные с внутренним контролем, не является должным источником права, поскольку не является нормативно-правовым актом. Для правильного регулирования данного вопроса необходимо правильное нормативное закрепление, благодаря которому у организаций возникла бы правовая база для создания системы внутреннего контроля и которая бы закрепила необходимость формирования такой системы для всех организаций, поскольку именно она позволяет выявлять элементы, которые не позволяют организации действовать эффективно.

в-третьих, ввиду отсутствия должного урегулирования, организации с государственным участием с точки зрения формирования системы приравниваются к обычным экономическим субъектам, что является неверным. Сущность таких организаций заключается в том, что в них участвует более защищенный субъект в виде государства и благодаря такому участию именно они получают большое количество субсидий, что очень сильно отличает их от иных организаций.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. На данный момент явно прослеживает пробел с точки зрения нормативно-правового закрепления самой сущности внутреннего контроля и его элементов, из-за чего возникают проблемы, связанные с формирование системы внутреннего контроля, поскольку на данный момент приходится ориентироваться на организации, которые создали свою систему контроля, и которая доступна для общего обозрения, но при этом учитывая, что такая система не полностью может быть адаптирована ко всем организациям ввиду различия их деятельности.
  2. Сравнение систем внутреннего контроля различных организаций показывает, что в основном они стремятся к концепции анализа всей деятельности организации, а не только анализ бухгалтерской отёчности, и такая концепция является правильной, и должна также быть нормативно закреплена, поскольку бухгалтерская отчетность отражает лишь малую часть деятельности, и основывать свое мнение только на ней недостаточно.

Реализация данных положений существенно улучшит процесс формирования систем внутреннего контроля в организациях с государственным участием, позволит ликвидировать пробелы в праве и повысить эффективность деятельности организаций.

Список литературы

  1. Донцова А.М., Семиколенова А.Б. Система внутреннего контроля и его элементы // Теория и практика современной науки. 2020. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-vnutrennego-kontrolya-i-ego-elementy (дата обращения: 08.11.2023). С. 76
  2. Кузьминова В.Г., Севоян К.Г. Система внутреннего контроля – элемент повышения эффективности управления компанией // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-vnutrennego-kontrolya-element-povysheniya-effektivnosti-upravleniya-kompaniey (дата обращения:08.11.2023). С. 81
  3. Информация Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/178421d07c89a24497da9a5bd8a5a5c4caa1b680/ (дата обращения 14.11.2023)
  4. Макиенко, О. В. Предприятия химической отрасли: совершенствование системы внутреннего контроля / О. В. Макиенко // Вестник АКСОР. – 2015. – № 4(36). – С. 225-228.
  5. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: Уточненные рамочные подходы. URL: https://www.xoris.ru/wp-content/uploads/2011/10/Basel.pdf (дата обращения 09.11.2023)
  6. Усенко, А. П. Совершенствование методики внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях / А. П. Усенко, Н. Н. Хахонова // Инновационные научные исследования. – 2022. – № 11-2(23). – С. 99-109.
  7. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 23.06.2023), Ст. 19
  8. Чхутиашвили Л.В. Роль внутреннего контроля организации в эффективном ведении финансово-хозяйственной деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2015. №26 (368). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vnutrennego-kontrolya-organizatsii-v-effektivnom-vedenii-finansovo-hozyaystvennoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.11.2023) С. 27
  9. Яковлева, Е. Е. Совершенствование системы управления операционным риском и организация внутреннего контроля в банке / Е. Е. Яковлева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2011. – № 7. – С. 247-252.

Интересная статья? Поделись ей с другими: