УДК 37.013

Маркетинговая стратегия образовательной организации

Болышева Анна Витальевна – магистрант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Аннотация: Данная статья посвящена маркетинговой стратегии в образовательных организациях. В ней рассмотрены особенности создания маркетинговых стратегий и их виды. Также в статье представлены аспекты, благодаря которым образование может рассматриваться как услуга, а также приведены шаги, благодаря которым возможно реализовать более успешную маркетинговую стратегию для образовательно организации.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая стратегия, образовательные услуги, образовательная организация, коммуникация.

Образование в современном мире все больше рассматривается как услуга. И хотя понятие "образование" включает в себя гораздо больше, чем просто предоставление услуг, существует несколько аспектов, которые говорят о том, что образование можно рассматривать как услугу.

Прежде всего, образование предоставляется организациями, которые взаимодействуют с клиентами и предлагают определенные услуги в области обучения. Это может быть университет, колледж, школа, тренинг-центр или онлайн-платформа образования. Как и в любом другом процессе предоставления услуги, в образовании существует поставщик (образовательная организация) и потребитель (ученик, студент или их родители).

Второй аспект связан с особенностями образовательного процесса. Образование как услуга означает, что клиенты (ученики, студенты) получают определенные преимущества от образовательной организации. Это может быть получение знаний и практических навыков, подготовка к профессии или повышение квалификации. Клиенты ожидают, что образовательная организация предоставит им определенный уровень качества услуг, соответствующий их потребностям и целям.

Говоря о третьем аспекте, стоит упомянуть финансовую сторону. Образование сейчас, являясь услугой, не является бесплатным. Клиенты (студенты и другие) обязаны оплатить предоставляемые услуги. Стоимость обучения в образовательных организациях может различаться. Это зависит от уровня обучения, качества предлагаемой программы и типа образовательной организации. В дальнейшем потребители образовательных услуг (т.е. студенты) самостоятельно принимают решение о выборе образовательной организации, исходя из соотношения цены и предлагаемой образовательной программы.

Образование, как услуга, имеет множество специфичных особенностей. Именно эти особенности и делают его уникальным. Это непосредственно связано с самим процессом обучения, формированием определенных умений, навыков и ценностей, а также с развитием личности как таковой. Образование имеет социальный и экономический контекст (так как часто имеет долгосрочные последствия и влияет на общество вцелом), что отличает его от любой другой коммерческой услуги.

В современной образовательной сфере можно выделить несколько особенностей, которые существенно влияют на процесс обучения и формирование знаний.

В современной образовательной сфере можно выделить несколько особенностей, которые значительно влияют на процесс обучения и усвоение знаний.

  1. Технологические инновации: с развитием информационных технологий и интернета образование стало более доступным и гибким. Виртуальные классы, онлайн-курсы и дистанционное обучение позволяют людям получать знания из любой точки мира, не находясь физически в учебном заведении. Технологии также меняют формат обучения, включая интерактивные учебные материалы, электронные учебники и мультимедийные ресурсы.
  2. Персонализированное обучение: осознавая индивидуальные потребности учащихся, образование все больше переходит от подхода "один размер подходит всем" к персонализированному обучению. Это означает, что образовательные программы и методики становятся более гибкими и адаптивными, учитывая темп обучения, интересы и потребности каждого ученика.
  3. Развитие мягких навыков: одной из отличительных особенностей современной образовательной сферы является акцент на развитие мягких навыков. Коммуникация, критическое мышление, творческое решение проблем, сотрудничество и лидерство становятся ключевыми компетенциями, которые также обучаются и развиваются в образовательной среде.
  4. Сочетание теории с практикой: для подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда, все больше внимания уделяется включению практического опыта в образование. Это включает стажировки, практическую работу, лабораторные занятия и практическое применение знаний, позволяя студентам приобретать практические навыки и сокращать разрыв между теорией и практикой.
  5. Постоянное обучение: концепция пожизненного обучения становится все более актуальной в современной образовательной сфере. Учитывая необходимость постоянного развития и адаптации в быстро меняющемся обществе, образование больше не ограничивается формальным обучением, а распространяется на всю жизнь. Это включает возможности профессионального развития и формирование активного и самостоятельного подхода к обучению.

Образовательная услуга – это предоставление образовательных услуг и возможностей, направленных на передачу знаний, навыков и компетенций студентам или учащимся. Это могут быть уроки, тренинги, семинары, консультации, доступ к различным образовательным материалам и технологиям. В конечном итоге, цель образовательной услуги – помочь студентам развиваться, углублять знания и умения, чтобы они могли успешно справляться с учебой и жизнью в целом. [2, с. 18].

Маркетинговая стратегия представляет собой ключевой компонент общей стратегии компании, определяющий основные принципы взаимодействия организации с потребителями и конкурентами на рынке образовательных услуг. Это интенсивный процесс, охватывающий длительный период и направленный на увеличение показателей рыночной доли путем постоянной реализации стратегии создания товаров и услуг, предоставляющих потребителям большую ценность, чем у конкурентов [5, с. 87].

Современные виды маркетинговых стратегий, применяемых в образовании, были разработаны с учетом изменяющихся реалий рынка и потребностей клиентов. Вот несколько основных стратегий, которые широко применяются в сфере образования.

В образовании используются различные виды маркетинговых стратегий. Ниже приведены примеры подобных маркетинговых стратегий. 

Первым видом является контент-маркетинг. Данный вид включает в себя создание и распространение ценного и актуального контента (информации) для привлечения студентов, их родителей и других заинтересованных в обучении лиц.

Второй вид маркетинговых стратегий в образовании – маркетинг в социальных сетях. Используя данную стратегию, образовательная организация использует различные платформы социальных сетей для продвижения образовательных программ, для взаимодействия со студентами и создания сообщества.

Третий вид маркетинговой стратегии – Email-маркетинг. К подобному виду можно отнести отправку целевых, персонализированных электронных писем потенциальным студентам, выпускникам и другим заинтересованным лицам для информирования о предлагаемых образовательных услугах и мероприятиях.

Говоря о четвертом виде маркетинговой стратегии, не стоит забывать о маркетинге в поисковых системах. Использование платной поисковой рекламы для повышения видимости образовательных учреждений и программ в результатах поиска является неотъемлемой частью продвижения образовательной организации.

Пятый вид маркетинговой стратегии в образовательной организации – маркетинг с использованием влиятельных личностей. Сотрудничество с бывшими выпускниками, которые достигли определенных высот в обществе будет являться хорошей рекламой для организации.

Шестой вид – маркетинг мероприятий. В данный вид маркетинговой стратегии можно отнести организацию и участие в образовательных мероприятиях, ярмарках и семинарах для продвижения образовательных услуг и привлечения потенциальных студентов.

Седьмым видом стратегий может служить реферальный маркетинг. Поощрение студентов, выпускников и персонала рекомендовать новых студентов в учебное заведение через различные стимулы и вознаграждения могут иметь положительный эффект на образовательную организацию.

Эти стратегии направлены на повышение осведомленности, привлечение потенциальных студентов и формирование положительной репутации образовательных учреждений.

В зависимости от того, какие цели преследует образовательное учреждение и какими средствами они могут быть достигнуты, используются различные маркетинговые стратегии. Например, если организация стремится увеличить свою долю на рынке или расширить ее до определенного уровня, то применяется стратегия завоевания доли на рынке. Если же целью является создание новых и уникальных образовательных продуктов, то используется стратегия инноваций. Дифференциация образовательных услуг означает внесение изменений и модификаций в условия обучения. Когда тенденции спроса на образовательные услуги и развития конъюнктуры неясны, применяется стратегия выжидания. Интернационализация предполагает работу с иностранными рынками, а кооперация — сотрудничество с другими организациями в сфере образовательных услуг на взаимовыгодной основе [1, с. 235].

Маркетинговые стратегии играют большую роль в развитии, узнаваемости и успехе образовательной организации. В условиях рынка и все более конкурентной среды важно разработать план действий, который позволит привлечь и удержать потенциального клиента (студента), повысить репутацию самой образовательной организации и достичь поставленных целей. Ниже будут приведены шаги, благодаря которым возможно реализовать более успешную маркетинговую стратегию для образовательно организации.

Первым и главным шагом является изучение целевой аудитории образовательной организации. Следует также проанализировать клиентское ядро, возрастную группу потенциальных обучающихся, их потребности и интересы. Подробный и четкий анализ данных поможет в будущем определить потенциальную аудиторию и сформировать более точные маркетинговые стратегии.

Вторым шагом является определение конкурентных преимуществ образовательной организации. Для успешной маркетинговой стратегии необходимо определить и подчеркнуть уникальные преимущества вашей образовательной организации. Выгодно отличать образовательную организацию от других конкурентов могут опытные преподаватели, современные технологии обучения, инновационные курсы или широкий спектр услуг. Такие особенности будут более привлекательными для потенциальных клиентов (обучающихся).

Разработка маркетинговой коммуникации будет являться третьим шагом, благодаря которому возможно реализовать более успешную маркетинговую стратегию для образовательно организации. После изучения аудитории и определения конкурентных преимуществ необходимо разработать эффективную маркетинговую коммуникацию. Сюда относится создание привлекательного веб-сайта, наличие активного присутствия в социальных сетях образовательной организации, проведение рекламных кампаний, организация мероприятий и многое другое. Каждый канал коммуникации должен быть проработан и адаптирован под целевую аудиторию образовательной организации, чтобы привлечь ее внимание и заинтересовать.

Последний четвертый шаг – создание программ лояльности для удержания потенциальных клиентов (в нашем случае обучающихся). Не менее важным аспектом маркетинговой стратегии образовательной организации является создание программ лояльности и удержание клиентов. Построение долгосрочных отношений с аудиторией поможет сократить затраты на привлечение новых клиентов и повысит уровень удовлетворенности. Это может включать проведение опросов, организацию дополнительных мероприятий и предоставление индивидуальной поддержки.

Маркетинговая стратегия образовательной организации необходима для успешного развития и достижения целей. Изучение целевой аудитории, определение конкурентных преимуществ, разработка маркетинговой коммуникации и создание программ лояльности – это ключевые шаги при разработке маркетинговой стратегии. Осознанное планирование и реализация всех этих шагов помогут вашей организации выделиться среди конкурентов, привлечь и удержать клиентов, а также достичь успеха на рынке образования. 

Список литературы

  1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник -6-е изд., испр. – Минск: Выш. Шк., 2014. – 511 с.
  2. Ганаева, Е. А. Разработка маркетинговой стратегии образовательной организации: учебное пособие / Е.А. Ганаева. – Москва: Флинта, 2015. – 112 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/php?page=book&id=271818.
  3. Малых, В. В. Современные методы практического маркетинга. Стратегии, прикладные методы, тренинги и практикум / В. В. Малых. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2015. – 232 с.
  4. Самагина, О. А. Маркетинг: учебно-практическое пособие / О. А. Самагина. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2012. – 66 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/iphp?page=book&id=39411.
  5. Хруицкий, В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2013. – 267 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: