УДК 34

Особенности проведения финансового контроля в бюджетных организациях

Хоменко Людмила Павловна – магистрант факультета Экономики Южно-Российского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель Арсеньева Валерия Александровна – доктор экономических наук, доцент Южно-Российского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье рассматривается финансовый контроль в бюджетных организациях. Наличие такого вида контроля сопровождается рядом особенностей, которые также необходимо изучить.

Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетные организации, особенности, экономика.

Под финансовым контролем понимается деятельность органов государственного контроля, которые создавались специально для осуществления контроля за соблюдением финансовой дисциплины. [1]

Наличие такого вида контроля необходимо на любом предприятии, но в данной статье подробно будут рассмотрены бюджетные организации. Это связано с тем, что необходимо осуществлять эффективный контроль за расходованием бюджетных средств.

Финансовый контроль в бюджетных организациях имеет ряд особенностей. Во-первых, строгое соблюдение законодательства. Такая особенность характеризуется тем, что бюджетное финансирование идёт за счёт государственных средств. У таких организаций есть обязательство по использованию средств в соответствии с бюджетом и долгосрочными планами. [2] Во-вторых, контроль расходов. Эта особенность позволяет обеспечить эффективное использование бюджетных средств. В-третьих, бюджетирование и планирование. Бюджетный план таких организаций утверждается государством или муниципалитетом. В-четвёртых, подотчётность и отчётность. Такая особенность характеризуется тем, что в обязанности бюджетных организаций входит предоставление отчётов о расходовании средств и достижении целей. В-пятых, учёт грантов и субсидий. Государство на конкурсной основе может выделить бюджетным организациям гранты или субсидии. Исходя из этого, появляется необходимость в мониторинге целесообразного расходования данных средств. В-шестых, прозрачность. Данная особенность характеризуется тем, что на бюджетные организации возлагается обязанность по опубликованию статистических данных о расходах и доходов для общественности. В-седьмых, специфические правила учёта. В бюджетных организациях могут действовать специфические правила учёта и финансовой отчетности, установленные государственными органами.

Все вышеуказанные особенности финансового контроля обеспечивают эффективное использование государственных средств и соблюдение правил и нормативов, установленных для бюджетных организациях.

Помимо особенностей финансового контроля в таких организациях, стоит отметить и субъекты, которые его осуществляют. [3]

Для начала стоит сказать о контролирующих органах – аудиторские палаты или агентства по финансовому контролю. Такие органы следят за соблюдением бюджетных норм и нормативов, а также эффективность использования бюджетных средств.

Особую роль занимает министерство финансов. В их обязанности входит разработка бюджетной политики, установка правил учёта и отчётности, а также контроля за распределением и использованием бюджетных средств.

Также выделяют контрольные комитеты и комиссии. Такие органы следят за выполнением бюджетных обязательств и могут проводить аудит в вышеуказанных организациях

Существуют и внутренние финансовые службы. Они осуществляют мониторинг и учёт финансовых операций на местном уровне. Помимо этого в их полномочия входит соблюдение бюджетных правил и нормативов внутри организации.

Ранее в данной статье рассматривалась такая особенность, как прозрачность. Так вот из неё и вытекает определение следующего субъекта – граждан. Они имеют право на доступ к информации о бюджете и финансах, и могут играть особую роль в мониторинге деятельности бюджетных организаций.

Для эффективной и оперативной работы все вышеперечисленные органы должны тесно взаимодействовать между собой. Это обеспечит надлежащий финансовый контроль и надзор за бюджетными организациями.

Говоря об эффективности работы, стоит отметить, что нельзя ограничиваться изучением бухгалтерского учёта только в рамках отечественного государства. Необходимо также анализировать состояние и степень разработанности такого вида учёта и за рубежом тоже. Именно эти положения легли в основу принятых Правительством РФ Правил осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита. [4]

Рассматривая данные правила подробнее, можно выделить виды методов, которые осуществляют внутренний контроль: сплошной и выборочный, а также уровни его реализации. [5]

Под сплошным контролем понимается охват всех финансовых потоков, которые подконтрольны объекту проверки, тщательно изучается вся финансовая документация бюджетной организации. Такой метод контроля чаще всего применятся при проведении ревизий.

Выборочный контроль характеризуется проведением проверок и обследований. Предмет контрольных действий определяется темой проверки и касается только части финансовой деятельности подконтрольного объекта.

Данные способы реализации внутреннего финансового контроля не являются идеальными. Недостатками являются: результат проверки зависит от полноты должностной инструкции, уровня квалификации, опыта работы и личностных особенностей должностного лица. Кроме того, руководитель не всегда может проверить каждый документ, подготавливаемый должностными лицами, на предмет их соответствия законодательству, бюджетным процедурам. К тому же принимаемые меры далеко не всегда спасают организации от незаконного присвоения активов, мошенничества в сфере закупок, манипулирования данными бухгалтерского учета.

Для того чтобы организовать внутренний финансовый контроль в учреждении необходимо выполнить следующие шаги.

Во-первых, определить субъект, который будет осуществлять контроль. В зависимости от объёма работ, организационной структуры, количества контрольных мероприятий можно остановиться либо на распределении функций между сотрудниками или подразделениями, либо сформировать комиссию для проведения проверок.

Во-вторых, разработать порядок проверки. Считается целесообразным оформить порядок как отдельный раздел в учетной политике учреждения. Необходимо обязательно отразить: цель и задачи проверки, её процедуры, субъекты, ответственность должностных лиц и порядок, в котором отражаются результаты и устраняются нарушения.

В-третьих, сформировать карту внутреннего контроля, в которой будут отражаться данные о каждой операции, об ответственном должностном лице за её выполнение, сроках и периодах операций и другие действия.

Для начала стоит определиться с предметом контроля после чего сформировать перечень действий. Если проверочные действия запланированы, следует прописать способы их осуществления в зависимости от бюджетных рисков. Особое внимание стоит уделить коррупционным рискам.

Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что финансовый контроль обладает рядом особенностей, но даже они не позволяют в полной мере эффективно осуществлять проверки за деятельностью бюджетных организаций. Для успешной финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций необходима система внутреннего контроля, целями которой будут являться своевременное выявление отклонений от «нормальных» условий совершения финансовых операций, а также контроль за освоением бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств. Взаимодействие бухгалтерского учета и внутреннего контроля способны организовать максимально эффективную систему внутреннего контроля, которая будет способна не только выявлять ошибки и нарушения, но и предотвращать их.

Список литературы

  1. Акимова О. Е. Основы финансового мониторинга. Учебное пособие / О.Е. Акимова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 925 c.
  2. Гарина А. О., Жукова К. Р. Взаимосвязь понятий "государственный финансовый контроль" и "финансовый контроль" // Инновационная наука. 2023. № 4-2. С. 70-72.
  3. Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. – 6-е изд. – Москва: Норма: ИНФРАМ, 2021. – 504 с.
  4. Об утверждении правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд: постановление Правительства РФ от 10.02.2014 № 89.
  5. Орешкина С. А. Внутренний контроль в бюджетном учреждении // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 524–527.

Интересная статья? Поделись ей с другими: