УДК 33

Бенчмаркинг как направление повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Бульзов Сергей Евгеньевич – аспирант Балтийской академии туризма и предпринимательства.

Аннотация: Целью статьи является представление концепции использования бенчмаркинга как инструмента, позволяющего повысить уровень конкурентоспособности предприятия в отношении других субъектов. Бенчмаркинг как один из немногих инструментов может использоваться не только для повышения конкурентной позиции гостиничных предприятий в данный момент, но и, благодаря его гибкости и систематичности применения, может стать основой для повышения конкурентоспособности предприятия, особенно в долгосрочной перспективе. Гостиничные предприятия, действующие в конкурентной среде, должны постоянно совершенствовать свою деятельность, адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, решать рыночные проблемы, требования клиентов и заботиться о развитии собственных сотрудников.

Ключевые слова: бенчмаркинг, конкурентоспособность, конкуренция, гостиничные предприятия, матрица мер.

Бенчмаркинг – это один из методов управления, который, реализованный и продолжающийся непрерывно и систематически, может позволить предприятию выработать лучшие практики и, таким образом, занять соответствующее конкурентное положение по отношению к конкурентам.

Достижение намеченной цели станет возможным благодаря выработке следующих частичных целей:

  • представление сути бенчмаркинга;
  • обсуждение концепции конкурентоспособности предприятия;
  • выявление факторов конкурентоспособности предприятия;
  • определение способа и сферы применения бенчмаркинга на предприятии;
  • перестановка преимуществ, которые могут быть достигнуты при использовании бенчмаркинга.

Понятие бенчмаркинга первоначально использовалось как технический термин в геодезии и строительстве. Только в 70-е гг. это слово вошло в деловой словарь и использовалось для обозначения процесса анализа, проводимого в сравнительных целях. В 1979 г. американская корпорация «Xerox» приняла бенчмаркинг, способ сравнения компании с конкурентами, как важнейший элемент стратегии оздоровления предприятия. Корпорация предприняла такой шаг, когда конкуренция начала предлагать продукты по цене ниже затрат, которые «Xerox» понесла на само производство таких продуктов. «Xerox» был пионером в применении бенчмаркинга и, таким образом, восстановил ранее утраченные позиции на рынке. Генеральный директор этой корпорации Д. Кернс сформулировал следующее определение бенчмаркинга: бенчмаркинг – это непрерывный систематический процесс оценки компаний, признанных лидерами отрасли, для определения операционных факторов и рабочих процессов, которые представляют лучшие практики и устанавливают рациональные цели производительности [4, с. 282].

С точки зрения научного развития бенчмаркинга, более заметной фигурой в «Xerox» был менеджер по бенчмаркингу R.C. Camp, который считается первопроходцем этого метода управления как в теоретическом, так и в практическом плане. R.C. Camp создал одно из основных определений, которое гласит, что бенчмаркинг – это поиск наиболее эффективных методов для данной организации, позволяющих достичь конкурентного преимущества. Американский ученый, объясняя это понятие, уделяет наибольшее внимание целевой точке, которую предприятие хочет достичь с помощью бенчмаркинга.

При рассмотрении различных определений бенчмаркинга стоит обратить внимание на особенности, которые выделяют и характеризуют бенчмаркинг. Это прежде всего: применение различных вспомогательных методов и приемов, систематичность, универсальность и непрерывность процесса, получение подробных выводов из общих закономерностей в отношении процессов, происходящих на предприятии, а также анализ результатов и процессов с помощью измерений, оценок и сравнений с передовым опытом. Целью использования бенчмаркинга является, по крайней мере, среднее значение, достигаемое конкурентами в той же отрасли. В этом случае обучение у других представляет собой предложение собственных решений на основе полученных знаний, шаблонов, а не пассивного подражания [6, с. 13].

В литературе можно найти различные подходы к процессу внедрения бенчмаркинга. Представленные концепции отличаются, прежде всего, количеством предлагаемых этапов и количеством действий, проводимых в рамках данного этапа. Разные взгляды на фазы этого процесса имеют общий знаменатель, т.е. четыре основных этапа внедрения бенчмаркинга, которые можно выделить в большинстве предлагаемых решений. Это: планирование, сбор данных, анализ, внедрение. Выделение конкретных этапов этого процесса облегчает реализацию найденных решений и больший контроль над правильностью сравнений. Процесс бенчмаркинга выполняется правильно, когда сохраняется порядок соответствующих этапов. Также важно, чтобы этот процесс повторялся регулярно, так как систематичность предпринятых действий может повлиять на достигнутые результаты.

Конкурентоспособность любого предприятия, как и в гостиничном бизнесе, определяется как способность преуспевать в экономической конкуренции, способность противостоять конкуренции или способность конкурировать, следовательно, действовать и выживать в конкурентной среде. Н.Н. Абаева определяет конкурентоспособность как способность предприятия постоянно развиваться, повышать производительность и осваивать новые рынки сбыта при создании конкурентами новых, лучших и более дешевых товаров [1, с. 159]. Иначе рассматривает это понятие Н.И. Березов, который считает, что конкурентоспособность выражается определенными навыками и внутренними характеристиками предприятия, и воздействием окружающей среды на этого субъекта в определенном месте и времени (способен ли индивид в определенных условиях конкурировать) [2, с. 168].

Однако конкурентоспособность всегда относится к конкретным субъектам и является относительным явлением, поскольку требует сравнения с другим субъектом. Это также связано с конкурентной борьбой, в которой каждый субъект четко определяет свою цель и поле боя, на котором он хочет получить преимущество. Конкурентоспособность в каждом аспекте является ценностным понятием и указывает на желаемое состояние. Он имеет статические и динамические элементы, связанные с текущей и будущей деятельностью субъектов.

Модель конкурентоспособности гостиничного предприятия основана на следующем определении конкурентоспособности. Конкурентоспособность – это многомерная характеристика предприятия, обусловленная внутренними свойствами и способностью справляться с внешними условиями на рынке.

Для применения бенчмаркинга на гостиничном предприятии необходимо реализовать надлежащим образом спланированный процесс внедрения бенчмаркинга, который, введенный в деятельность предприятия, будет постоянно и систематически повторяться. В предметной литературе этапы применения бенчмаркинга представлены по-разному, однако все они направлены на проведение сравнений предприятия с другими организациями и адаптацию наилучших решений для нужд предприятия. Автор предлагает использовать колесо бенчмаркинга. Этот круг состоит из пяти частей, т.е. этапов реализации бенчмаркинга. В то же время форма круга показывает в этом случае непрерывность бенчмаркинговых исследований.

Начальным этапом этого решения является план, который в основном сводится к выбору основных целей и типу используемого бенчмаркинга. Затем предприятие собирает информацию и выбирает партнеров по бенчмаркингу. На этапе наблюдения предприятие пытается понять способ управления, который использует партнер, а также собирает любые данные о его результатах и практике. Следующим шагом является анализ, который заключается в обнаружении отклонений на предприятии по отношению к лидеру, идентифицированному в данной области. Затем предпринимаются шаги по устранению этих различий. Заключительным этапом является отбор всех охарактеризованных практик и выбор наилучшего, который реализуется в деятельности предприятия.

Важно, как и на какой основе извлекаются факторы успеха предприятия, что является источником данных в процессе бенчмаркинга, какие показатели предприятие извлекло и с помощью какого метода оно намерено проводить сравнения [5, с. 122]. Выделяя факторы успеха для данного предприятия, необходимо определить факторы конкурентоспособности, которые определяют экономическую деятельность в данной отрасли. Специфика отрасли определяет как тип факторов успеха, так и интенсивность их влияния на положение предприятия на рынке. Какое-то ограничение может обеспечить источник данных для сравнения. Не все предприятия соглашаются сотрудничать в сравнительных целях, в то время как внешние источники информации не всегда являются общедоступными и надежными.

Наиболее часто используемые инструменты бенчмаркинга, используемые для оценки эффективности гостиничного бизнеса, – это точечные сравнения с лидерами, использование контрольных показателей и использование матрицы мер. Точечные модели позволяют комбинировать ценные, количественные и качественные показатели при сравнении результатов экономических единиц. Этот метод состоит из следующих элементов: обзора поставленных целей, определения степени достоверности отдельных целей по отношению друг к другу, проверки вариантов действий с точки зрения реализации частичных целей в определенной области и выбора наиболее подходящего варианта.

Применение мер-эталонов позволяет формулировать оценку эффективности для конкретного предприятия по отношению к лидерам рынка. Предприятие может быть оценено в различных измерениях в зависимости от специфики его деятельности, в экономическом, фактическом, культурном или ином измерении. Использование показателей-эталонов позволяет провести анализ эффективности предприятия и наглядно представить проводимые сравнения.

Метод, сочетающий в себе преимущества точечных моделей и мер-эталонов, – это матрица мер. Использование этого метода требует определения показателей, которые отражают ситуацию конкретного предприятия, а также стандартизации размеров показателей, чтобы их можно было выразить в точечной шкале. Матрица мер позволяет представить результаты сравнений в числовой и графической форме. При таком способе размеры отдельных метров могут выражаться в разных единицах (в евро, долларах, единицах, процентах и т.д.). Использование этого метода сравнения позволяет визуализировать как положение предприятия в данных сферах деятельности, так и степень эффективности всей организации. Матрица мер наиболее полно позволяет идентифицировать изменяющиеся условия окружающей среды и гибко приспосабливаться к ним предприятия.

Бенчмаркинг станет эффективным инструментом в адаптации деятельности гостиничного предприятия к требованиям рынка в конкурентной среде, когда будут правильно определены наиболее важные факторы, определяющие конкурентное положение предприятия. Сопоставление показателей, используемых в качестве точки сравнения при использовании матрицы мер, при использовании надежных и точных источников информации, позволит предприятию повысить свою конкурентоспособность по отношению к соперникам [3, с. 109].

Говоря о преимуществах бенчмаркинга, стоит отметить, что данный процесс ориентирован на долгосрочные результаты, что повышает вероятность достижения запланированных результатов. Эта концепция ясно подчеркивает необходимость построения эффективных и действенных процессов посредством анализа и оценки, основанных на пяти основных вопросах: как, что, почему, где и когда. Преимуществом такого подхода является также сосредоточение внимания на действиях конкурентов, лидеров, применяющих лучшие практики в рамках экономической деятельности.

Систематическое наблюдение за изменениями, происходящими в окружающей среде, позволяет предприятиям использовать возникающие возможности и предотвращать потенциальные угрозы. Это также заставляет предприятие постоянно совершенствовать свои собственные процессы и учиться у других экономических субъектов.

Преимущество для клиентов предприятия, использующего бенчмаркинг, заключается в постоянном повышении стоимости продуктов и услуг за счет постоянного улучшения ключевых процессов. Благодаря этому методу управления процесс внедрения усовершенствований значительно быстрее, чем при использовании других решений. В то же время новые решения, возникающие в окружающей среде, постоянно адаптируются предприятием. Постоянное сравнение предприятия с шаблонами предотвращает его переход в состояние самоуспокоенности и пассивности. Бенчмаркинг вызывает необходимость проведения постоянных измерений, оценки полученных результатов и применения соответствующих решений.

Р. Лессер, финансовый директор подразделения американских операций Sandoz Corporation, обратил внимание на причину эффективности бенчмаркинга. По словам Р. Лессера, главным преимуществом этой концепции является ее универсальность, то есть возможность применения на различных предприятиях к произвольно выбранной функции. В. Р. Келер, руководитель отдела развития качества Bath Ironworks, увидел в бенчмаркинге возможности для более быстрого и дешевого создания и реализации новых стратегических планов.

Д.О. Месхия к наиболее важным причинам использования бенчмаркинга относится само стремление к совершенству и внедрение новых решений, которые вытекают из наблюдений лидеров. Также важно черпать идеи и усовершенствования из внешних источников, других подразделений, отраслей, стран [4, с. 283].

Новыми элементами в этом методе являются не только активный процесс обучения, но и внедрение его в организационную традицию. Это также полезно для тщательного анализа процессов, происходящих внутри руководителя. Это позволяет выявить сильные стороны и потенциальные области изменений. Бенчмаркинг посредством конкурентного анализа облегчает руководителю создание стратегических целей, которые позволят бизнесу расти до уровня лидера, но в то же время достижимы. Преимуществом данной концепции является возможность сравнения эффективности предприятия по отношению к внешним ориентирам, эффектам других субъектов.

Предприятие может получить мотивацию для принятия новых инициатив, улучшения или работы над слабыми сторонами бизнеса, когда в результате сравнительного анализа другая организация демонстрирует гораздо лучшие результаты. Также преимущество заключается в выявлении меняющихся потребностей клиентов и совершенствовании продуктов для удовлетворения их потребностей.

С.В. Хайниш и Э.Т. Климова также отмечают преимущества использования бенчмаркинга. Они отмечают полезность этого метода управления для решения проблем. Как правило, проблемы на предприятиях решаются на основе внутренних наблюдений, в то время как использование бенчмаркинга позволяет смотреть на собственные трудности через призму окружающей среды. Это часто помогает правильно оценить ситуацию и принять соответствующие меры. Бенчмаркинг является своего рода катализатором изменений, то есть делает изменения, вносимые в бизнес, более понятными для сотрудников и, следовательно, их легче реализовать [7, с. 44].

В турбулентной и очень изменчивой экономической среде, в условиях глобализации, не существует постоянных определяющих факторов конкурентоспособности гостиничного предприятия, которые необходимо было бы усовершенствовать, чтобы сохранить конкурентное преимущество перед другими предприятиями. Одной из постоянных характеристик предприятий, которые хотят быть важным противником в борьбе с конкуренцией, должно быть отношение к изменениям. Именно бенчмаркинг, благодаря динамичному характеру, позволяет адаптировать бизнес к возникающим изменениям. Конечно, только в случае систематического проведения процесса бенчмаркинга, проверки ключевых факторов успеха и их достоверности, путем присвоения им соответствующих весов.

В наше время получить прибыль от предприятия – это слишком мало. Прибыль – это всего лишь средство, с помощью которого предприятие может достичь целей более высокого порядка, которые могут быть социальным признанием или развитием компании. С этими целями тесно связано стремление к повышению уровня конкурентоспособности субъекта, так как его достижение гарантирует внутреннее и внешнее развитие деятельности. Бенчмаркинг – это инструмент, который может способствовать повышению конкурентоспособности предприятия по отношению к конкурентам. Следовательно, предприятия, использующие бенчмаркинг, могут повысить эффективность своей деятельности, опираясь на лучшие практики, применяемые в данной отрасли или в рамках конкретных процессов в других отраслях; таким образом, они могут развивать свой конкурентный потенциал, что влияет на конкурентное преимущество и, в конечном итоге, на конкурентное положение предприятия на рынке.

Список литературы

  1. Абаева Н.П. Конкурентоспособность организации / Н.П. Абаева, Т.Г. Старостина. Ульяновск: УлГТУ, 2019. 259 с.
  2. Березов Н.И. Конкуренция в экономике / А.И. Березов. М.: Инфа-М, 2021. 768 с.
  3. Грачева Е.С. Экономика организации: учебник для вузов / Е.С. Грачева. М.: ГНОМ и Д, 2020. 309 с.
  4. Месхия Д.О. Сущность системы бенчмаркинга как современного управления организацией // Проблемы теории и практики современной науки: сборник трудов конференции. 2020. №4. С. 282-287.
  5. Кириллов Т.С. Экономика фирмы: учебное пособие. / Т.С. Кириллов. М.: Теис, 2020. 222 с.
  6. Логинова Е. Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ. М.: Научная книга, 2022. 53 c.
  7. Хайниш С.В., Климова Э.Т. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями. М.: URSS, 2019. 144 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: