УДК 338.22.021.2

Система управления материальными ресурсами образовательной организации

Габдурахманова Татьяна Евгеньевна – магистрант Елабужского института Казанского федерального университета

Аннотация: В научной статье представлены результаты исследования характеристики системы управления материальными ресурсами образовательной организации на примере школы. Рассмотрены методы и инструменты в управлении и бухгалтерском учете материальных ресурсов образовательной организации. Определено по каким критериям и факторам нужно производить бухгалтерский учет и управление материальными ресурсами образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, школа, управление материальными ресурсами, бухгалтерский учет материальных ресурсов, материальные ресурсы.

Актуальность научного исследования на рассматриваемую нами тематику обусловлена тем, что эффективность системы управления материальными ресурсами образовательной организации позволяет гарантировать надлежащее материальное обеспечение образовательного процесс и обучения в школах России. Поэтому вопросы, относящиеся к управлению материальными ресурсами, влияют на эффективность в целом сферы образования.

В современной практике развития России важнейшим вопросом является формирование высокого качества образовательных услуг в учреждениях общего школьного образования. От решения данной задачи зависят практические аспекты формированию человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала, воспитание молодежи и реализация творческих идей, а также создания условия для повышения конкурентоспособности образовательных услуг.

В структуре образования функционируют общеобразовательные школы, которые формируют фундаментальные знания и навыки у детей, способствуя их профессиональной ориентации и правильному выбору в жизни. Работа с детьми и молодежью – трудоемкий процесс, предполагающий под себя необходимость использования не только инструментов педагогики и образования, но и личностной психологии.

Однако управлению качеством образовательных услуг препятствуют различные проблемы и факторы-барьеры, среди которых трудности развития учреждений общего школьного образования в России. Например, к ним можно отнести высокую степень зависимости финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений от государственных финансов и бюджетных средств, что формирует особую актуальность к управлению материальными ресурсами.

Социально-экономическая эффективность деятельности российских школ зависит от рационального и качественного материального снабжения образовательного процесса, в чем помогают материальные ресурсы и запасы. Практическая роль данных активов тесно связана с показателями финансовой устойчивости и безопасности образовательной организации, что свидетельствует о необходимости их тщательного управления, в том числе, за счет бухгалтерского учета. Это делает тематику «управления и учета материальных ресурсов» практически-ориентированной и важной для современных российских организаций школьного образования.

Под понятием «материальные ресурсы» школы подразумеваются разнообразные виды сырья, материалов, комплектующих и т. д., которые используются образовательной организацией в качестве ресурсов хозяйственной деятельности, обеспечивая стабильный образовательный процесс и обучение школьников [4].

Формирование системы управления материальными ресурсами образовательной организации начинается с разработки стратегии и определения структуры ресурсов, а заканчивается контролем за процессами использования материальных ресурсов. В рамках обеспечения эффективного использования материальных ресурсов важно проведение бухгалтерского учета в отношении данного объекта [1].

При осуществлении бухгалтерского учета материальных ресурсов образовательной организации ставятся следующие задачи, как [2; 3]:

  • обеспечение минимальных потерь материальных ресурсов;
  • информационно-аналитическая поддержка управления материальными ресурсами;
  • достижение оптимальных размеров материальных ресурсов в деятельности школы;
  • оптимизация финансовых расходов при осуществлении закупки, хранения и управления материальными ресурсами;
  • достижение максимальной эффективности высвобождения денежных средств при использовании материальных ресурсов, чтобы ускорить оборачиваемость оборотных активов.

Таким образом, вышеперечисленные задачи бухгалтерского учета материальных ресурсов образовательной организации позволяют определить ее ключевую цель. Она заключается в том, чтобы при помощи учетной деятельности определять максимально оптимальный размер всех категорий материалов, сырья и запасов в школе, которые позволяют обеспечивать устойчивый и эффективный процесс обучения школьников. В этом помогают такие показатели, как «фактические запасы» и «норматив запасов» [5].

На схеме рисунка 1 изображены последствия, к которым приводит переизбыток или дефицит материальных ресурсов в школке.

image001

Рисунок 1. Последствия переизбытка или дефицита материальных ресурсов в школе.

Одним из ключевых вектором решения актуальных проблем бухгалтерского учета материальных ресурсов школы является соблюдение правил и принципов учетной политики образовательной организации, качество которых проверяется с помощью механизма внутреннего контроля. Особое внимание к данному подходу сформировалось в период последних лет, когда из-за пандемии ухудшилась учетная деятельность многих российских учреждений образования. Поэтому руководители образовательных организаций нацелены на использование инструментов внутреннего контроля, что позволяло определять внутренние резервы при развитии школы.

Другим вектором решения актуальных проблем бухгалтерского учета и управления материальными ресурсами является цифровизация, в которой необходимо использование информационных технологий и интеллектуальных систем. Однако для этого важно пройти определенный алгоритм развития школы, чтобы успешно решить поставленную задачу. На данный момент, многие образовательные организации сосредоточили свое внимание лишь на интеграции удаленных технологий в образовательный процесс.

Таким образом, система управления материальными ресурсами в общей образовательной школе обеспечивает эффективное распределение, использование, учет и анализ материальных ресурсов. Их объем должен быть оптимальным, поскольку, что дефицит, что переизбыток, приводят к проблемам финансовой устойчивости образовательной организации. Поэтому в целях развития образования важно проводить поиски мероприятий, которые позволят совершенствовать систему управления материальными ресурсами в школах России.

Список литературы

  1. Алексеева А.В. Совершенствование системы управления материальными ресурсами организации // Молодой ученый. 2021. № 46 (388). С. 62-64.
  2. Альшаббани А.Х.А. Теоретические аспекты развития организации учета материально-производственных запасов // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51. С. 1710-1716.
  3. Огурцова В.С., Арская Е.В. Методика бухгалтерского учета материально-производственных запасов // Белгородский экономический вестник. 2022. № 2 (106). С. 106-112.
  4. Турлович Я.В. Сущность и виды материальных ресурсов, их значение для предприятия // Молодой ученый. 2020. № 24 (314). С. 117-119.
  5. Осипова А.И. Анализ и оценка эффективности использования материальных ресурсов // Экономика и социум. 2021. № 9 (88). С. 619-622.

Интересная статья? Поделись ей с другими: