УДК 657.62

Методика учета материально-производственных запасов на ЗАО «Муром»

Горбунова Екатерина Александровна – магистр Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: Создание эффективной системы учета является важной задачей для любого предприятия. Во многом это достигается благодаря соблюдению всех требований и предписаний законодательства РФ. В соответствии с ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», установлены основные принципы ведения бухгалтерского учета, одним из которых является обязательное документирование хозяйственных операций.

Ключевые слова: материально-производственные запасы, сырье, материалы, учет, предприятие, анализ.

Для оформления всех хозяйственных операций на ЗАО «Муром» используется первичная учетная документация. На ее основании бухгалтерия учитывает МПЗ – материально-производственные запасы.

Предприятие применяет следующие формы первичных документов для учета материалов:

  • приходный ордер, который оформляется по форме №М-4;
  • доверенность, которая оформляется по формам №М-2 и №М-2а;
  • акт, подтверждающий приемку материалов и заполняемый по форме №М-7;
  • накладную, по которой материалы отпускаются на сторону и которая оформляется по форме №М-15;
  • требование-накладную, которая оформляется по форме №М-11;
  • лимитно-заборную карту, которая оформляется по форме №М-8;
  • учетную карточку материалов, которая оформляется по форме №М-17;
  • акт об оприходовании МТЗ, которые были получены в результате демонтажа и разборки различных объектов, оформляется по форме №М-35.

Контролируют правильность оформления движения МПЗ на предприятии главный бухгалтер, а также и руководители производственных подразделений.

На первом этапе с поставщиком товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по требованиям законодательства подписывается договор на поставку ТМЦ. Этот документ составляется в 2-х экземплярах и содержит ключевые условия проведения гражданско-правовой сделки. В него входят сведения об обязанностях и правах сторон, условиях поставки, порядок проведения расчетов. Неотъемлемой частью договора является Спецификация №1, где оговариваются условия и сроки оплаты, отгрузки и поставки ТМЦ. За доставку в ЗАО «Муром» отвечает водитель, на которого оформляется доверенность.

Отгружая материалы, контрагент прикладывает к ним товарную накладную и счет-фактуру. В первом документе содержатся все реквизиты ЗАО «Муром», обозначение и характеристики товара, его код по ОКЕИ, объем поставки, цена, сумма с НДС и без НДС. Информация из этого первичного документа заносится в запись о поставке в учетной программе ЗАО «Муром» (1С ERP). Оформляется приходный ордер, в котором кладовщик проставляет визу о принятии материалов на основной склад. Этот документ создается в 1 экземпляре материально-ответственным лицом в дату поступления ТМЦ на склад предприятия. Приходный орден выписывается на то количество ценностей, которое фактически поступило на склад. После оформления ордера ТМЦ считаются принятыми на складское хранение. С использованием счетов-фактур ЗАО «Муром», которые используются вместе с товарной накладной, заполняется книга покупок. Счет-фактура составляется в 2-х экземплярах, первый из которых остается на предприятии, а другой отдается контрагенту.

Материальная ответственность за полученные от поставщиков ценности в ЗАО «Муром» возлагается на материально-ответственное лицо. Договорные отношения с материально-ответственным лицом подразумевают его полную индивидуальную материальную ответственность. В договоре подробно описываются обязанности и права сторон. Также для материально-ответственного лица составляется должностная инструкция.

Чтобы осуществлять эффективный учет движения ТМЦ материально-ответственное лицо ЗАО «Муром» регулярно вносит данные в журнал прихода товарно-материальных ценностей. В записях оно фиксирует дату, когда поступили товарно-материальные ценности, порядковый номер записи, название поставщика, перечень, объем и цена поступивших на склад ЗАО «Муром» ТМЦ. Главный бухгалтер постоянно просматривает журнал прихода и заверяет его.

Записи в журнале группируются по поставщикам товарно-материальных ценностей. Учет по видам ТМЦ в ЗАО «Муром» ведется с помощью карточек складского учета, каждая из которых включает сведения об отдельном наименовании ТМЦ, а именно: название материала, его начальный складской остаток материала, цена, объемы его месячного поступления и расхода. На карточках проставляются визы лиц, которые являются материально-ответственными сотрудниками предприятия.

Материалы в ЗАО «Муром» обычно отпускаются в полном объеме об объемах поступления. С учетом данных товарной накладной составляется требование-накладная на материалы. В этом документе отражаются получатель и отправитель материалов, их названия, количество и цена.

Требование-накладная предназначена для учета внутреннего движения МТЦ, их отпуска в разные структурные подразделения предприятия.

Накладная оформляется в 2-х экземплярах подразделениями-получателями и материально-ответственными лицами. Экземпляры используются для списания МТЦ материально-ответственным лицом и для их получения принимающей стороной. Так что требование-накладная является – главным документом для материально-ответственного лица предприятия. Именно эта бумага нужна для того, чтобы материально ответственный сотрудник мог списать с себя материальную ответственность.

По итогам месяца с использованием карточек складского учета сверяют данные складского учета на каждый материал с данными бухгалтерии. После этого происходит полное расходование материалов в одном производственном цикле, а их стоимость переносится на стоимость готовой продукции.

Сведения о поступлении материалов и сырья отражается на счете 10 «Материалы» и на субсчете 1 «Сырье и материалы». В данных дебета счета 10 «Материалы» указывается стоимость ТМЦ, поступивших на склад ЗАО «Муром» за отчетный период. В данных кредита того же счета 10 указывается стоимость ТМЦ, выбывших со склада за тот же период. В графе «Дебетовое сальдо» указанного счета отражается стоимость ТМЦ, которые находятся на складском хранении в текущий момент времени.

На анализируемом предприятии открыты субсчета к счету 10 «Материалы». Их описание можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1. Аналитический учет ЗАО «Муром».

Название субсчета

Назначение субсчета

1 «Материалы и сырье»

Указывает факты наличия и движения материалов и сырья, необходимых для производственных нужд

2 «Комплектующие изделия и приобретенные полуфабрикаты, детали и конструкции»

Учитывает имеющиеся на предприятии готовые комплектующие и приобретенные на стороне полуфабрикаты

3 «Топливо»

Отражает движение и наличие ГСМ для эксплуатации ТС, производства и прочих технологических нужд

4 «Тара и материалы для нее»

Отображает закупку, расходование и списание разных видов тары и материалов, с помощью которых она производится и ремонтируется

5 «Запчасти»

Отражает количество запчастей для выполнения ремонта и решения прочих задач

6 «Прочие материалы»

Указывает на наличие и движение производственных отходов, продукции с неисправимым браком и т. д.

7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

Не применяется

8 «Стройматериалы»

Не применяется

9 «Инвентарь и хоз.принадлежности»

Указывает на количество инструментов и инвентаря, которые поступают на предприятие, используются и списываются

10 «Спецоснастка и спецодежда на складе»

Отражает, какое количество специальных приспособлений, инструмента, оборудования и одежды находится на складе

11 «Спецоснастка и специодежда в эксплуатации»

Отражает, какое количество специального инструмента, приспособлений, оборудования и одежды находится в эксплуатации

Изучим бухгалтерские записи по поступлению МТЗ в ЗАО «Муром» (таблица 2).

Таблица 2. Бухгалтерские записи по поступлению МТЗ в ЗАО «Муром».

Факт хозяйственной жизни

Документ-основание

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

Перечислена предварительная оплата поставщику смолы КФК

Договор, платежное поручение, счет на оплату

60-1

51

1452000

Материалы от поставщика взяты в учет

Товарная накладная, счет-фактура

10

60-1

1452000

Учтен НДС, который предъявлен поставщиком к оплате

Счет-фактура

19

60-1

242000

В фактическую стоимость сырья включены расходы по доставке

Акт выполненных работ

10

76

60000

Учтен НДС по транспортным услугам

Счет-фактура

19

76

10000

Принят к вычету НДС

Бухгалтерская справка-расчет, Книга покупок

68

19

252000

Оплачены услуги доставки

Платежное поручение

76

51

60000

Когда МПЗ поступают на склад ЗАО «Муром», они принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической себестоимости (в соответствии с требованиями ФСБУ 5/2019).

Список литературы

  1. Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" (вместе с "ФСБУ 5/2019...") (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2020 N 57837).
  2. Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 №402-ФЗ.

Интересная статья? Поделись ей с другими: