УДК 330

Особенности организации «Host-family» как формы гостеприимства в Якутии

Винокурова Марфа Александровна – старший преподаватель кафедры Социально-культурного сервиса и туризма Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова.

Аннотация: В статье освещены актуальные вопросы гостеприимства, которое на сегодняшний день является самой значимой и прибыльной частью сферы туризма. С каждым годом развиваются методы подачи и реализации качества услуг в сфере гостеприимства, разрабатываются нововведения для потребителей на рынке услуг размещений. Организация «Host Family» – это уникальный продукт на рынке, который может дать новый толчок развитию образовательного туризма в Якутии, способствовать развитию интернациональных отношений, уровню культуры и патриотизма у местного населения. Представлен анализ результатов исследования в виде социологического опроса среди местного населения и иностранных студентов, описаны особенности организации деятельности «Host Family» в Якутии.

Ключевые слова: Якутия, гостеприимство, «Host-Family», принимающая семья, размещение в семье, образовательный туризм.

Сегодня индустрия гостеприимства – это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма [1].

Гостеприимство – одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации, по мере развития которой оказание гостеприимных услуг людям, оказавшимся по тем или иным причинам вне дома, превращалось в профессию для большего и большего числа людей, пока не превратилось в подлинную индустрию [2, стр.11].

«Host-Family» (Принимающая семья) – тип проживания во время туризма (обычно образовательного туризма), предполагающий размещение в доме определенной семьи, добровольно, с материальным вознаграждением или без.

Способ проживания в другой стране – в принимающей семье, в действительности является отличным дополнением к языковым курсам в частности разговорной практики в непринужденной домашней обстановке, которая является одним из лучших способов сломать разговорный языковой барьер. У иностранных гостей будет возможность на собственном опыте посмотреть семейное обустройство в Якутии, понять семейные ценности, якутский расклад жизни.

Актуальность данной темы заключается в уникальности предлагаемой услуги на рынке Якутии, а также во вкладе в развитие туристского бренда республики. Посредством размещений в семье, иностранными гостями будет изучен и глубоко усвоен традиционный быт и культура различных народов Якутии. Это позволит повысить уровень межкультурной коммуникации, развитию интернациональных отношений между иностранными гостями и местным населением. Также будет достигнута цель приезда иностранных студентов, а именно глубокое изучение и усвоение русского и якутского языков.

В российской системе образования с каждым годом увеличивается доля иностранных студентов. Для всесторонней оценки процессов их социализации и адаптации к новым для себя условиям, требуется проводить их изучение различными методами социологии. Со стороны принимающих семей тоже полезно провести опрос с целью выявления спроса потребности со стороны местного населения в межкультурной коммуникации. Результаты подобных исследований могут быть полезны для развития туризма в Якутии, в частности для образовательного туризма. В различных литературных источниках рассматриваются результаты исследований, изучающих адаптацию иностранных студентов к условиям проживания и новой среде, однако не сформирована целостная методика оценки результативности этого процесса.

Целью данного социологического является выявление спроса на предлагаемую услугу.

Практическая база исследования. Анкетный опрос 51 иностранных студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова из 4 стран мира и 50 людей местного населения.

Объектом исследования стали студенты СВФУ им. М.К. Аммосова, имеющие гражданство иностранного государства: студенты 1-4 курсов бакалавриата и 1 курса магистратуры в возрасте от 18 до 25 лет. Также местное населения в виде принимающей семьи в возрасте от 20 и более лет.

Опросная анкета для иностранных студентов состояла из ряда вопросов. В итоге исследования, появились следующие результаты:

Всего 51 ответ от иностранных студентов. Из них 85,7% - девушки, 14,3 % - молодые люди. У 85,7 % возраст варьируется от 22 до 26 лет, у 14,3 % - от 18 до 22 лет. 80 % опрошенных из КНР, остальные - Вьетнам, Чешская Республика, Монголия, Перу, Южная Африка.

Большинство из них изучают русский язык – лингвистику, остальные заняты в таких специальностях, как образование, туризм, реклама и связь с общественностью, финансы и экономика, медицина.

Все 100% проживают в общежитии. Далее, 14,3% отозвались об уровне проживания в общежитии на «отлично», 57,1 % - на «хорошо», 14,3 % - «удовлетворительно», и 28,6% высказали свое мнение таким образом: «Если вода из кранов всегда есть и чистая, продукты в холодильнике не крадут, тогда все отлично», «Мне не нравится работа вахтовых сотрудников внизу».

71, 4% довольно быстро адаптировались в незнакомой окружающей среде, подмечая что все местные жители старались им помочь, 28,6 % из них не так быстро адаптировались, как того хотелось.

Далее, 44,9% из опрошенных признались, что не часто общаются на русском языке в общежитии с друзьями и соседями по комнате, как ежедневная практика для усвоения изучаемого ими языка. 40,9% ответили, что часто практикуют русский язык вне учебного времени, а 14,3% студентов разговаривают на русском языке только на уроках, в остальное время они говорят на родном языке.

Как цель приезда было названо – полноценное изучение русского языка и глубокое погружение в культуру местных жителей. 42,9 % согласились с тем, что достигли этой цели, 57,1% - не уверены на этот счет.

71,4% с удовольствием бы выбрали вариант размещения в семье, 28,6 % чувствуют себя хорошо в общежитии.

На вопрос «Выбрали бы вы вариант проживания в принимающей семье, если ее стоимость составила бы в два раза дороже от стоимости проживания в общежитии? (при условии, что готовое ежедневное питание, коммунальные услуги и интернет входят стоимость)» - 85,7% ответили утвердительно, остальные 14,3% - отрицательно.

Эти данные, несомненно, показывают перевес процентов в пользу выбора вида проживания как размещения в семье.

Результаты исследования показывают, что данная услуга имеет большую возможность спроса со стороны иностранных гостей. Несомненно, данная предлагаемая услуга помогла бы гостям быстрее и глубже изучить русский язык, а это значит изучить не только литературный архаичный русский, но и свободный современный язык с использованием разговорных выражений.

Далее, были опрошены местные жители. В итоге исследования, получились следующие результаты:

Было опрошено количеством 50 людей среди местного населения. Из них 75,8% это женщины, 24,2% - мужчины. Из них 27,3% возраст от 25 до 35 лет, 18,2% составляет население в возрасте от 35 до 45 лет, 15,2% - 45 – 55 лет, 30,3% из них – молодые ребята от 20 до 25 лет, 9,1% - группа людей пожилого возраста, а именно от 55 до 60 лет.

Из опрошенных жителей местного населения - 48,5% не часто путешествуют, но стараются по мере возможности расширять кругозор, выезжая даже в соседние районы. 33,3% путешествуют за границей раз в год, 18,2% - два и более раза в год.

На вопрос: «Как вы думаете, вы бы смогли стать принимающей семьей для иностранного студента или туриста на условиях, которые описаны выше и, конечно, за материальное вознаграждение?», 51,5% опрошенных изъявили желания принять у себя иностранных гостей, но отмечали некоторую нехватку свободного места в жилище, то есть квадратных метров. 18,2% опрошенных согласились принять у себя иностранного гостя, но желали узнать больше подробностей и деталей о международном проекте. 12,1% населения согласились с удовольствием разместить у себя иностранцев. 9,1% ответили, что им это не интересно.

Далее они описали корень мотива и личного интереса в участии в международном проекте. 48,5% из них желали бы стать частью международного проекта, содействовать развитию туризма в РС (Я). Также 36,4 % - «узнать особенности другой культуры, открыть для себя страну иностранного гостя». И так же 36,4% - видимо это группа молодых людей – «найти друга из другой страны, весело проводить свое время». Это показывает высокий уровень интереса и потребности в межкультурной коммуникации со стороны местного населения.

В завершающем вопросе, все 100% без исключения оставили мнение, что «Host-Family Program» повысила бы уровень развития туризма в частности, образовательного туризма Якутии.

Итак, можно сделать выводы, что данный опрос, целью, которой было выявление спроса на предлагаемую услугу, был успешно проведен и сами цели достигнуты. Данный анализ по анкетированию граждан дает представление о том, что есть свободная ниша в туристском бизнесе, потенциал и уникальность которой высок.

Таким образом, размещение в семье - это уникальная услуга на рынке, а также вклад в развитие туристского потенциала Якутии. Посредством размещений в семье, иностранные гости будут изучать, и знакомиться с традиционным бытом и культурой различных народов Якутии. Это позволит повысить уровень межкультурной коммуникации, развитие интернациональных отношений между иностранными гостями и местным населением. Также будет достигнута цель приезда иностранных студентов, а именно глубокое изучение и усвоение русского и якутского языков.

Список литературы

  1. ГОСТ РФ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»
  2. Васильева В.С. Новые тенденции развития гостиничной индустрии // ЦИТИСЭ. – 2016. - № 2. – С. 11.
  3. Майерс Д. Социальная психология – СПб: Питер Ком, 1998.
  4. Мирзоев Э.Д. Адаптация иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(39).

Интересная статья? Поделись ей с другими: