УДК 33

Методика оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в России

Чернышов Александр Борисович – аспирант кафедры Экономики Северо-Восточного государственного университета

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Отдельно предложена классификация критериев эффективности государственной поддержки. Представлены примеры расчета прироста прибыли малых предприятий в результате государственной поддержки и относительной экономии от снижения себестоимости. Обозначена последовательность действий при проведении оценки.

Ключевые слова: поддержка, малый бизнес, оценка, эффективность.

В современных условиях хозяйствования важным является развитие малого предпринимательства (МП) для обеспечения прогресса и устойчивости экономики России. Неотъемлемая составляющая успеха функционирования МП заключается во всесторонней и стабильной его поддержке со стороны государства. Государство, выполняя свои функции в различных сферах развития, является стабилизирующим фактором общественного роста в целом, поскольку выступает субъектом рыночных отношений, сочетая в себе особенности производителя, потребителя, покупателя, продавца, инвестора, кредитора и должника.

В то же время, в современных условиях существует мнение о том, что уровень государственной поддержки МП можно оценить исключительно в зависимости от размера бюджетных ассигнований, которые направляются в этот сектор, и что их увеличение способно улучшить положение предпринимателей. Кроме того, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов для поддержки МП государство заинтересовано в рациональном и эффективном их использовании с целью максимального достижения запланированных результатов [1].

В данном контексте актуальными становятся вопросы оценки результативности и эффективности государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Это, в свою очередь, предполагает необходимость разработки научно обоснованной системы показателей, которая учитывала бы специфику данного сектора экономики.

Таким образом, обозначенные обстоятельства обуславливают выбор темы данной статьи.

Проблемы развития государственной поддержки МП в России исследуются многими учеными, в частности такими, как: Батрасова А.Д., Коновалова Т.В., Комаров П.И., Рыкова И.Н., Губанов Р.С., Морина В.А. Над разработкой критериев влияния государственных программ на процесс развития МП трудятся Елисеева А.А., Екатериновская М.А., Чернова И.И., Сенаторов Д.В.

Однако, несмотря на многочисленные исследования по указанной теме, проблема выработки комплексного методического подхода для анализа результативности государственной поддержки предприятий малого бизнеса остается нерешенной.

Итак, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в обосновании методики оценки эффективности государственной поддержки МП в России.

На практике эффективность государственной поддержки оценивается такими показателями, как: удельный вес прибыльных хозяйственных структур от общего количества, расходы бюджетных средств в расчете на одну единицу выпущенной продукции. Однако такой подход имеет ряд существенных недостатков, основными из них являются:

  • отсутствие взаимосвязи между объемами государственных ресурсов, выделяемых на поддержку бизнеса, с основными результатами его функционирования;
  • измерение уровня, а не эффективности бюджетных ресурсов, которые выделяются по поддержку и развитие малых предприятий;
  • общие показатели не отражают конкретный вклад гос. помощи.

Некоторые ученые в качестве критериев оценки эффективности предлагают использовать параметры отдачи от реализуемых государственных программ на микроуровне [2]. Однако такие индикаторы не позволяют получить совокупный эффект, и в большей степени предназначены для оценки результативности отдельных проектов или инициатив, а также анализа социально-экономической эффективности отдельных субъектов хозяйствования. В связи с этим можно сделать вывод, что подобный подход не является полным, поскольку существует множество способов манипулирования данными, использование непрозрачных схем распределения средств, предоставление неполной информации о результатах деятельности.

В некоторых случаях эффективность государственной поддержки МП может рассматриваться с точки зрения степени влияния реализуемых мероприятий на конечный результат, т.е. рентабельность производства. Для определения данного показателя используются методы математической статистики, в частности, метод корреляционно-регрессионного анализа [3]. Этот метод позволяет количественно оценить связи между факторами, имеющими вероятностные зависимости. Однако, применение математических моделей для оценки эффективности государственных программ, направленных на развитие МП, может быть ограничено значительным упрощением сложных экономических связей, что не позволяет получить адекватные результаты.

Принимая во внимание вышеизложенное, предлагаем в качестве основы для методики оценки использовать следующую классификацию критериев эффективности (см. таблицу 1).

Таблица 1 Классификация критериев эффективности государственной поддержки МП.

Классификация группы критериев

Базовые оценочные

Опосредованные

Непосредственно оценочные

Характеристика показателей

1. Уровень рентабельности

2. Окупаемость программ государства

Отношение полу­ченной за счет вы­полнения финансо­вых средств валовой продукции на еди­ницу определенного базового показателя

1. Величина прироста на единицу, скорректированная с учетом коэффи­циента финансовой поддержки (производительности, прибыльности).

2. Показатели прироста на 1 денежную единицу выделяемой финансовой помощи

Измерение показателей

Соотношение прибыли и расходов

Коэффициент или процент роста

Полученные результаты (руб.) на 1 денежную единицу государственного финансирования

В таблице 1 приведены критерии эффективности, которые в большинстве своем являются критериями максимизации. Считаем, что программы государственной поддержки МП будут эффективными и качественными тогда, когда динамика совокупных критериев по завершению периода реализации, по сравнению с началом, будет возрастающей. В обратном случае эффективность реализуемых мероприятий будет неоднозначной, что потребует дополнительного всеобъемлющего оценивания.

Приведем примеры расчета некоторых показателей.

Прирост прибыли МП (∆Пр) в результате государственной поддержки.

image001

где: Ці1, Ці2 - цена i-го вида продукции соответственно до и после роста государственной поддержки; Сі1, Сі2 - себестоимость единицы i-го вида продукции соответственно до и после роста государственной поддержки; Оі1, Оі2 - объем производства i-го вида продукции соответственно до и после роста государственной поддержки.

Относительная экономия для МП от снижения себестоимости продукции или услуг (ΔЗм)

image002

где: Змі1, Змі2 – уровни материальных затрат на i-й вид продукции, работ или услуг соответственно до и после роста государственной поддержки.

В целом считаем, что методика оценки эффективности государственной поддержки МП в РФ должна включать в себя следующие этапы.

Первый этап – выбор критериев с учетом намеченных задач поддержки, экономических и социальных эффектов, которые должны быть получены в результате ее выполнения.

Второй этап – вычисление базовых коэффициентов качества бюджетных расходов в разрезе каждой из реализуемых мер и расчет оптимального значения с целью сравнения.

Третий этап – корректировка коэффициентов эффективности на размеры финансирования и действие внебюджетных факторов.

Четвертый этап – расчет интегрального показателя эффективности государственной поддержки.

Методика оценки эффективности государственной поддержки МП в России необходима для проверки ее соответствия потребностям субъектов малого бизнеса, а также для анализа результативности и целесообразности расходуемых на подобные программы бюджетных средств.

Таким образом, подводя итоги, отметим, что методика оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в России должна позволять получить представление об абсолютной и относительной результативности предпринимаемых мер, а также давать возможность проводить сравнительный и ретроспективный анализ.

Список литературы

  1. Ахметова Г.З., Иванов В.Н., Маковецкий М.Ю., Маковецкая Е.Н. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России в условиях новых вызовов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 10. С. 163-165.
  2. Кундухова З.О. Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России // Экономические исследования и разработки. 2023. № 9. С. 75-81.
  3. Амангелдинова А.Э., Ибыжанова А.Д. Методические подходы к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 5. С. 167-172.

Интересная статья? Поделись ей с другими: