УДК 33

Характеристика основных составляющих системы менеджмента качества в сфере строительства

Шарко Вера Леонидовна – магистрант Тюменского индустриального университета

Аннотация: В статье представлено исследование актуального вопроса формирования и внедрения системы менеджмента качества в строительстве. Анализируются основные мотивы и проблемы внедрения системы менеджмента качества на строительных предприятиях в современных условиях. Главной задачей для строительной организации является разработка системы менеджмента качества, которая позволит отвечать запросам проектной и нормативно- технической документации, учитывать охрану труда и окружающей среды, строить экономически выгодные объекты, все это позволит удовлетворить потребности Заказчика. В виду того, когда не существует механизмов, формирующие качество продукции либо услуг на всех ее этапах, то сама нормативная база будет не в состоянии обеспечить должного качества. Поэтому на сегодняшний день на территории Российской Федерации приняты международные стандарты ИСО 9000, которые содержат запросы к системам менеджмента качества организаций. Выдвинуты принципы управления в строительных организациях, всего их семь. Также рассмотрены этапы формирования и внедрения системы ИСО 9000 при понятии качества.

Ключевые слова: строительная отрасль, стандарт, строительные работы, объекты, строительная организация, стандарты ИСО 9000, система менеджмента качества (СМК).

В рыночных отношениях достаточно хорошо известен термин «конкуренция». Указанный термин возник благодаря потребителю, который выбирает для себя такие свойства, которые являются для него более предпочтительными.

Современная рыночная экономика выдвигает довольно жесткие требования, предъявляемые качеству. И сфера строительства не является исключением. Так, в каждой строительной деятельности основу исполнения любой выполняемой задачи составляет нормативная документация. Следует подчеркнуть, что при отсутствии ряда соответствующих механизмов, которые и формируют качество продукции на всех этапах, нормативная база не будет способна гарантировать должного качества в конечном результате. В настоящее время на территории нашего государства признаны международные стандарты ИСО 9000 [1].

В представленных выше стандартах закреплены все необходимые и основные требования, которые применяются в отношении системы менеджмента качества (далее – СМК). Согласно рассматриваемому документу, СМК выступает в качестве средства для достижения целей, которые сформулированы и утверждены руководством предприятия. Но далеко не каждая система считается настолько эффективной, что будет способна оправдать ожидания всех заинтересованных сторон. Подчеркивается, что полезная система предоставляет возможность получить достижения поставленных целей при наиболее оптимальных затратах и в установленные сроки.

Исследуемая система предусматривает строго регламентированную деятельность, которая является понятной для менеджеров и линейных сотрудников предприятия. В качестве основной задачи строительного предприятия выступает формирование и последующее внедрение такой СМК, которая предоставит возможность обеспечить полное соответствие готовой строительной продукции требованиям, предъявляемым в отношении проектной и нормативно-технической документации, а помимо этого соблюдать действующие государственные стандарты, строить экономически выгодные объекты для нашего государства, принимать во внимание охрану труда и окружающую среду [2].

Такая СМК призвана организовать деятельность предприятия таким образом, чтобы гарантированно обеспечивать соответствующее качество продукции и реализуемых услуг, а помимо этого настраивать данное качество на определенные ожидания заказчиков. Следует отметить, что в каждой современной строительной организации, обязанность за формирование и внедрение СМК возлагается на генерального директора.

Под «менеджментом» понимается проектирование и эффективное управление абсолютно всеми процессами и видами деятельности. К ним относятся: исследование рынка и маркетинг; юридическое, нормативно-правовое, метрологическое и геодезическое обеспечение; финансово-хозяйственная деятельность предприятия; разработка, внедрение и последующее управление проектно-технической документации; проведение строительных работ, подготовка квалифицированных кадров, а помимо этого обеспечение контроля и проведение оценки качества, приемка всех выполненных работ.

Одной из причин, затрудняющих широкое внедрение СМК на строительных предприятиях, является «отчужденность» менеджмента качества от общего менеджмента предприятий [3]. Руководство не каждого предприятия понимает, что качество работы предприятия и его положение на рынке, а также инвестиционная привлекательность напрямую зависят от качества менеджмента. По этой причине к управлению качеством нередко относятся как к своеобразному довеску, не дающего немедленного результата, но в то же время отвлекающему ресурсы.

 Ситуация усложняется незнанием всех особенностей стандартов ИСО 9001 [4]. При подготовке системы качества в сверхкороткие сроки вероятно внедрение СМК только формально, при этом предприятие не получает изменения показателей работы. Часто путаница с документацией становится причиной низкой эффективности СМК и неудовлетворенности персонала комплексом работ по разработке и внедрению СМК [5]. При низкой результативности функционирования систем затраты на их разработку и внедрение нередко оправдывают появившейся возможностью демонстрировать сертификат качества, поддерживая в определенной мере статус организации.

Главной причиной восприятия проблемы качества и внедрения СМК как маловажной является невысокий уровень общего менеджмента на предприятии. Часть строительных организаций не рассматривает сертификацию по причине своей региональной деятельности и отсутствию планов по работе с зарубежными партнерами [6]. Низкая эффективность СМК также может быть обусловлена необязательностью и низким уровнем дисциплины персонала. Вследствие этого создается большое количество документов, регламентирующих исполнение обязанностей персоналом, т.е. отсутствию условий работы «на доверии». Необходимо организовывать обучение и систематическое повышение уровня знаний в области качества специалистов, занятых при работе СМК [2].

Проблемы могут начаться и с некорректно определенных целей качества - они подменяются общими целями организации. Изначально система целей организации не включает в себя цели по качеству. Впоследствии соподчиненная им политика организации в области качества не может быть сформирована [1]. Из-за этого процессы жизненного цикла производства отстранены от требований качества, решаются лишь инженерные проблемы качества, которые концентрируют внимание на качестве инфраструктуры, контроля продукции и рабочей силы. Качество же самой работы выпадает из круга решаемых проблем.

Строительный комплекс - сложная, постоянно развивающаяся и практически на всех уровнях открытая система [3]. При строительно-монтажных работах задействованы многочисленные заказчики, поставщики, органы снабжения строек площадками под застройку, требуется техническая документация, материалы, транспорт и прочие ресурсы.

Сложные взаимосвязи, многочисленные объекты и исполнители вызывают неопределенности в практической деятельности предприятий, что неблагоприятно влияет на нормативный уровень качества [1]. Для внедрения выбранной СМК необходимо изменять сложившиеся процессы и отношения, пересматривать многие положения. Потребуются значительные преобразования в организационной структуре, корпоративной культуре, менеджменте, зачастую и в номенклатуре продукции.

Для того чтобы сегодня завоевать доверие заказчика, а помимо этого повысить конкурентоспособность строительного предприятия на отраслевом рынке важно получить сертификат СМК. Это обуславливается тем, что данный сертификат наглядно демонстрирует другим субъектам рынка, что система качества организована руководством согласно требованиям отечественных ИСО 9000 или международных ISO 9000, а помимо этого эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и при этом довольно высокое качество реализуемой продукции и услуг.

Действующая система должна быть направлена на удовлетворение потребностей Заказчика, соблюдение сроков строительства, выполнения работ согласно проектно-нормативной документации, в рамках бюджета строительства. Следует особо подчеркнуть, что никто не обязывает разрабатывать и в последующем внедрять СМК, а помимо этого получать сертификат соответствия, но именно наличие сертификата ИСО 9000 говорит о принадлежности строительного предприятия к цивилизованному и профессиональному миру в деловой сфере. Разработка, последующее внедрение и сертификация СМК осуществляется по желанию высшего руководства предприятия.

Как следствие, это приводит к росту конкурентоспособности предприятия на отраслевом рынке, росту его деловой репутации, а помимо этого появлению возможности принимать участие в тендерах на национальном и международном уровне, и выводить продукцию (услуги) на международные рынки.

В заключение отметим, что внедрение СМК позволяет предприятию строительного комплекса: выявить и удовлетворить потребности заинтересованных сторон; снизить себестоимость, управленческие расходы, а также потери при строительстве, брак; увеличивать возможность получения государственного или муниципального заказа на производство проектных или строительных работ.

Положительным является тот факт, что строительные предприятия все чаще рассматривают качество товаров и услуг как степень их соответствия конкретным требованиям потребителей. Также плюсом является и направленность системы контроля качества не столько на выявление дефектов и брака, сколько на их предупреждение.

Список литературы

  1. Боброва Н.Е. Системы менеджмента качества как основной вид контроля качества в строительстве / Н. Е. Боброва, Л. В. Волкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). – С. 54-57. – URL: https://moluch.ru/archive/284/63994/ (дата обращения: 20.09.2023).
  2. Левина Т.А. Особенности формирования системы менеджмента качества в интегрированной корпоративной структуре специализирующейся в сфере строительства и проектирования // Символ науки. 2021. № 9-1. С. 157-162.
  3. Селютина Л.Г. Организация строительного производства. Конспект лекций. Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2020. 160 с.
  4. Фетисова М.А., Козыркин В.А. Современное нормативно-правовое регулирование контроля качества строительной продукции. //Молодой ученый. Ежемесячный журнал № 12. – Казань.: ООО Изд-во «Молодой ученый», 2020. – С. 426- 428.

Интересная статья? Поделись ей с другими: