УДК 622.8

Экологические риски – основа управления на предприятиях в нефтегазовой отрасли

Александрова Виктория Евгеньевна – магистрант Самарского государственного технического университета.

Аннотация: Отсутствие оценок экологических рисков на предприятии в будущем оборачивается значительными убытками при возникновении социальных конфликтов и ликвидационных ситуациях, приводящих к катастрофическим последствиям. Управление экологическими рисками и их минимизации рассмотрим на конкретном производственном объекте - ОАО «АК «Транснефть», которое владеет всеми магистральными нефтепроводами России и является крупнейшей трубопроводной компанией в мире.

Ключевые слова: риски, нефтедобывающие предприятия, чрезвычайная ситуация, катастрофы.

Характерным примером негативного антропогенного воздействия последствий хозяйственной деятельности на природную среду в нашей стране является нефтяная промышленность. Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ управления экологическими рисками на предприятиях, расчет экологических рисков и разработка направлений повышения экологической безопасности.

Экологическое регулирование, основанное на нормах и нормативах ПДК и других воздействий на природу, часто оказывается неэффективным. Это связано с множеством объективных и субъективных трудностей при разработке таких норм. В связи с этим в последние годы оценка экологического риска становится все более приоритетным направлением экологической политики.

Для большей наглядности рассмотрим применение минимизации рисков на конкретных производственных объектах. Бугурсланское районное нефтепроводное управление расположено на самом восточном конце Волжского магистрального нефтепровода. Оно эксплуатирует более 1000 км магистральных нефтепроводов, включая часть трансрегионального нефтепровода Нижневартовск-Курган-Куйбышев. В состав сектора входят четыре блочно-комплектные станции Кротовской ЛПДС и четыре нефтеперекачивающие станции, резервуарные парки и нефтеналивные эстакады. ЛПДС "Кротовка" - крупнейший технический центр системы нефтепроводов Бугланского РНУ АО "Транснефть-Приволга", где консолидируются все потоки нефти. На ее территории расположен резервуарный парк из 28 резервуаров и эстакада для налива нефти по железной дороге.

Возможные сценарии аварии. Молния ударяет в дыхательный клапан РВС № 22, что приводит к взрыву паровоздушной смеси в резервуаре, повреждению крыши, затоплению понтонов и возгоранию горючей жидкости на поверхности. Количество опасного материала в наиболее вероятном сценарии - нефти - до 5 000 единиц т. (Рис. 1).

1

Рисунок 1. Отображение вероятного сценария аварии.

Плата за аварийный разлив нефти на рельеф при аварии нефтегазосборных трубопроводов определяется в каждом конкретном случае по результатам акта обследования с участием представителей Управления по охране окружающей среды.

Оценка риска произведена на основе построения логической схемы, в которой учитываются различные инициирующие события и возможные варианты их развития, а также на основе сведений об опасном веществе.

Таблица 1. Статистические вероятности различных сценариев развития аварии, прописанные в ГОСТ Р 12.3.047-98.

Сценарий аварии

Вероятность

Факел

0,0574

Огненный шар

0,7039

Горение пролива

0,0287

Сгорание облака

0,1689

Сгорание с развитием избыточного давления

0,0119

Без горения

0,0292

­­­­­­Итого

1

Вероятность реализации аварии, связанной с образованием факельного ­­горения истекающей струи, определяется произведением вероятностей аварийного выброса горючего вещества, воспламенения истекающего продукта, возникновения факельного горения, разрушения близ расположенной железнодорожной цистерны под воздействием огненного шара. Данные берутся из таблицы 1.

Таким образом: Q(A1) = 0.0287*0.0119*0.0574*0.22 = 4.3*10-6

Вероятность возгорания разлива определяется по формуле:

Q(A5) = Qa*Qмг*Qвпз*Qош,      (1)

где Рз – вероятность предотвращения пожара благодаря применению противопожарных средств или облако газопаровоздушной смеси рассеялось. Принимается равным 0,95. Qвп – вероятность воспламенения разлива горючих веществ в результате аварии. Принимается равным 0,0287.

Тогда: Q(A5) = 0.0292*0.9713*0.05*0.0287*0.78 = 3.2*10-6

Вероятность сгорания облака парогазовоздушной смеси определяется по формуле:

Q(A6) = Qa*Qмг*Qвп*Qсо*Qo,      (2)

Q(A6) = 0.0292*0.9713*0.05*0.1689*0.75 = 1.7*10-4

Вероятность сгорания облака парогазовоздушной смеси определяется по формуле:

Q(A7) = Q*Qмг*Qвп*Qсо*Qз      (3)

где Qсо – вероятность воспламенения облака парогазовоздушной смеси.

Q(A7) = 0.0287*0.9881*0.05*0.9713*0.1689*0.78 = 1.8*10-4

Вероятность сгорания облака парогазовоздушной смеси с развитием избыточного давления определяется по формуле:

Q(A9) = Q*Qмг*Qвп*Qсд*Qз,      (4)

Тогда: Q(A9) = 0.0287*0.9881*0.05*0.9713*0.1689*0.22 = 5,1*10-5

Определение индивидуального риска производилось по формуле R:

f1,      (5)

где Qпi – условная вероятность поражения человека.

R = 1.5*10-5 год-1      (6)

Величина социального риска оценивается по формуле:

S = Q(A9) + Q(A5) = 5*10-5 + 3.2*10-5 = 8.2*10-5 год-1,      (7)

Таким образом, полученные данные показали, что основными поражающими факторами в случае аварии являются ударная волна, тепловое излучение, открытое пламя, обломки разрушенных железнодорожных цистерн и химическое воздействие от мест разлива парящих нефтепродуктов.

Все мероприятия по устранению экологических рисков можно разделить на устранение причин возникновения факторов риска и устранение последствий возникновения факторов риска. При подготовке технологической документации и выборе технологий для реализации конкретных процессов необходимо учитывать следующие факторы [1].

Выброс средних и мелких частиц пыли в атмосферу является наиболее трудно контролируемым параметром. Максимальное количество пылевых частиц выбрасывается в атмосферу. Кроме того, в процессах, связанных с механическим воздействием на твердые материалы, рекомендуется увлажнять обрабатываемую поверхность во время работы [2]. Это приводит к осаждению частиц пыли, их связыванию с водой и последующему смыву строительными отходами.

Проведенный анализ показал, что потенциальные характеристики экономического ущерба, количественно связанные с техническими факторами промышленного производства, могут быть использованы в качестве критерия для оценки реальных экологических рисков, формирующихся в локальном или региональном масштабе. По сравнению с нормативным подходом, механизм экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, основанный на теории риска, позволяет более полно учесть последствия воздействия антропогенных факторов на загрязняющие вещества и их источники с финансовой точки зрения. В этом случае появляется возможность прогнозировать экологические условия и потенциально опасные для здоровья человека факторы, связанные с загрязнением окружающей среды.

Список литературы

  1. Акинин Н.И. Промышленная также экология: служить принципы, режима подходы, вещества технические графкина решения: которой Учебное только пособие / Н.И. Акинин. - Долгопрудн: учебник Интеллект, 2011. - 312 c.
  2. Брюхань, Ф.Ф. Промышленная экология [Текст]: учебник для студентов, обучающихся по направлению 270100 «Строительство» / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е. Сдобнякова. - М.: Форум, 2011. - 207 с.
  3. ГОСТ Р 12.3 047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».
  4. Комарова, Н.Г. Геоэкология и природопользование [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «География» / Н.Г. Комарова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2010. - 253 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: