УДК 629.7.02

Исследование и разработка новых методов дизайна интерьеров воздушных судов

Сагитов Дамир Ильдарович – кандидат технических наук, доцент кафедры Систем автоматизированного управления Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени главного маршала авиации А. А. Новикова.

Батурова Ксения Евгеньевна – студентка факультета Летной эксплуатации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени главного маршала авиации А. А. Новикова.

Багаутдинова Карина Равилевна – студентка факультета Летной эксплуатации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени главного маршала авиации А. А. Новикова.

Дадаян Максим Сергеевич – студент факультета Летной эксплуатации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени главного маршала авиации А. А. Новикова.

Аннотация: В начале 2020 года охватившая мир эпидемия COVID-19 оказала огромное влияние на отрасль гражданской авиации. По сравнению с процветанием мировой транспортной отрасли гражданской авиации до вспышки, объем бизнеса глобальной отрасли технического обслуживания авиации упал более чем на 50%. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную и эффективную работу мирового рынка авиаперевозок в постэпидемическую эпоху, авиационные инженеры и дизайнеры модификаций салонов с разных точек зрения разработали различные инновационные «эпидемически защищенные» кабины.

Ключевые слова: дизайн, воздушные судна, авиаперевозки, кабина пилота, дизайн интерьеров воздушных судов, гражданская авиация.

Многие дизайнеры интерьеров салонов стараются внедрить новые инновации, чтобы повысить уверенность пассажиров в безопасности полетов. Но некоторые дизайнеры думают о будущем и о том, как изменятся авиаперевозки в эпоху после Covid-19.

Сегодня спрос на авиаперевозки резко упал. Но такой подход экономически неустойчив в долгосрочной перспективе. В то же время большинство авиакомпаний находятся в тяжелом финансовом положении: большая часть самолетов приостановлена, и авиакомпании не спешат инвестировать в новые салоны. Вместо этого авиакомпании внедряют многоуровневые меры по гигиене салона, чтобы обеспечить безопасность пассажиров во время пандемии [1].

Оглядываясь назад, принимая во внимание влияние некоторых важных событий (таких как финансовый кризис 2008 года) на экономику отрасли, на этот раз индустрии интерьеров салонов может потребоваться пять лет. Компании считают расходы на ремонт и модернизацию салонов ненужными. Авиакомпании теперь больше заинтересованы в том, чтобы самолеты летали как можно быстрее и продавали как можно больше мест

Согласно исследованию TAC Aviation Consulting, потенциальное будущее развитие интерьера салона включает в себя следующие направления:

  • Технологии бесконтактных усовершенствований и дополнительные персональные электронные устройства, которые можно подключить к беспроводным бортовым развлекательным системам (IFE).
  • Бесшовный, чистый дизайн экстерьера и интерьера, включая светлую цветовую палитру;
  • Поверхностные материалы с антибактериальными свойствами;
  • Ионизация воздуха салона. [4]

Инновационная концепция дизайн салонакомпания PriestmanGoode Design называется «Чистое небо», и все проекты включают в себя три основных элемента: личное пространство для пассажиров, вопросы гигиены и бесконтактные путешествия. Кроме того, план также включает комплексную оценку бизнес-класса и экономического класса самолета, а также меняет компоновку салона с понятия «класс» на понятие «комната и зона».

Концептуальный план «Чистое небо», анонсированный компанией, включает в себя концепцию защиты окружающей среды. Компания органично сочетает устойчивую деятельность авиакомпаний с гигиеной салона.

Основная концепция плана дизайна «Чистое небо» заключается в преобразовании существующей концепции разделения зон салона по «классам» на «Зону Чистое небо» для экономического класса и «Номер Чистое небо» для бизнес-класса.

«Зона чистого неба» включает в себя перегородку в каждом втором ряду, шахматное расположение сидений, а экран бортовых развлечений (IFE) на каждом сиденье удален и заменен собственным электронным устройством пассажира. Небольшой столик позади также исчез, замененные прикрепляемыми обеденными тарелками, которые раздаются из тележки-ресторана.

«Номер Чистое небо» представляет собой полностью закрытое личное пространство, отделенное шторами от потолка до потолка. В каждом пространстве имеется бортовая развлекательная система (IFE), управляемая жестами, которая синхронизируется с электронными устройствами пассажиров, а также полностью переработанные сиденья, в которых используется минимальное количество швов и минимальные зазоры между склеиванием ткани для уменьшения удержания грязи.

1

Рисунок 1. Макет «Номер Чистое небо» [3].

Существует также модульное конструктивное решение, позволяющее добавить шкафчик над головой пассажиров для хранения постельных принадлежностей и личной одежды для отдыха пассажиров. Изменения цвета освещения кабины также несут разное значение. Чистый (с голубым и фиолетовым светом), тихий и спокойный (с персиковым и желтым светом). Введение фиолетового освещения помогает пассажирам переключаться между режимами посадки и полета, создавая роскошную и защищенную атмосферу.

В основе этого инновационного проекта лежит безопасность пассажиров и персонала авиакомпаний, это важное обязательство и требует значительных инвестиций со стороны авиакомпаний. Таким образом, мы не только решаем текущие проблемы, с которыми сталкиваются люди. лицом при посадке в самолет.

Priestman&Goode утверждает, что получила зарегистрированные товарные знаки «Pure Sky Room» и «Pure Sky Zone».

Многие компании, занимающиеся дизайном и производством интерьеров салонов, начали сотрудничать для совместного решения трех основных проблем, с которыми сталкиваются салоны самолетов в условиях нынешней эпидемии COVID-19: антибактериальная обработка поверхностей, физическая изоляция и безопасное дыхание.

Три компании: Tapis из Нью-Йорка, компания-производитель пластмасс SIMONA Boltaron из Огайо и MolonLabeSeating из Колорадо работают вместе, чтобы решить эти проблемы, используя передовые материалы и инновации в области сидений. [2]

Продукты, которые они совместно разработали, включают использование суперантимикробной ткани Tapis на сиденьях эконом-класса Molon S2, которые можно использовать в шахматном порядке, а также антимикробное нагревание Boltaron, соответствующее требованиям Федеральных авиационных правил (FAR). Кроме того, материал торговой марки Promise, используемый для тканей сидений Molon S2, можно очищать многими типами чистящих и дезинфицирующих средств, сертифицированных Агентством по охране окружающей среды США (EPA), и выдерживает строгие процессы очистки.

Очистка воздуха отличается от очистки поверхностей внутри салона. Компания Teague Company, базирующаяся в Сиэтле, занимающаяся дизайном и инновациями, берется за решение проблемы отрасли и ориентируется на вентиляционные отверстия над каждым пассажирским сиденьем. Компания считает, что это можно сделать за счет оптимизации нисходящего потока воздуха и разделения каждого пассажира воздушной навесной стеной, что обеспечивает дополнительную защиту пассажиров и предотвращает распространение вируса.

2

Рисунок 2. Макет компании Teague Company ««Воздушный щит» [3].

В июне 2021 года Тиг запустил продукт под названием «Воздушный щит». Это запатентованный продукт, который изолирует микробы. Он регулирует поток воздуха в салоне и останавливает распространение вирусов, создавая защитный воздушный барьер вокруг каждого пассажира.

Системы генерации воздуха, используемые в настоящее время на пассажирских самолетах, предназначены в основном для комфорта пассажиров и не играют защитной роли. Но продукт «Воздушный щит» может помочь системе повысить эффективность воздушного потока и замедлить распространение инфекционных заболеваний.

«Воздушный щит» — это компонент, напечатанный на 3D-принтере, который можно установить прямо над вентиляционными отверстиями над головами пассажиров. В компании заявили: «Используя поток воздуха от генератора воздуха над головами пассажиров, устройство «Воздушный щит» может формировать свежий очищенный воздух в экран воздушного потока, подобный «воздушной лопастью», тем самым эффективно предотвращая распространение капель в салоне». [1]

Таким образом, «капли аэрозоля, образующиеся при дыхании, кашле или чихании пассажиров, останутся в пространстве, где находятся пассажиры, быстро стекают вниз вместе с газом и фильтруются через высокоэффективное устройство фильтрации воздуха твердых частиц (HEPA). Он вынесен снаружи салона, чтобы предотвратить попадание капель тумана в личное пространство соседних пассажиров».

В условиях быстро растущего спроса на рынке некоторые авиакомпании Европы надеются быстро изменить компоновку салона, например, быстро заменить места эконом-класса на места бизнес-класса. RECARO Aircraft Seating, известный немецкий поставщик сидений, быстро уловил этот спрос и изобрел кресло-трансформер под торговой маркой 7410 CVS (кресло-трансформер CVS).

Это кресло позволяет быстро превратить трехместное кресло эконом-класса в более просторное двухместное кресло бизнес-класса без необходимости дополнительных модификаций. Впервые это кресло было представлено на Парижском авиасалоне 1993 г. [2] На авиасалоне Lufthansa стала первым пользователем этого кресла. Впоследствии все больше авиакомпаний стали обращать внимание на модульные сиденья.

До сих пор модульная конструкция сидений и кабины стала сервисным бонусом, предоставляемым авиакомпаниям многими авиационными производителями и поставщиками интерьеров самолетов. огромная гибкость, а для авиакомпаний, которые непосредственно выходят на передовую линию транспортного рынка, любое сэкономленное время может принести больше прибыли.

В E195-E2, основной модели Embraer последних лет, модульная конструкция кабины является одним из преимуществ.

На сегодняшний день модульный салон, который может обеспечить пассажирам комфорт, находится на стадии разработки. От трансформируемого сиденья «Баттерфляй», получившего награду Crystal Cabin Design Award 2014, до решений для сидений, которые могут соответствовать социальному дистанцированию, появившихся в эпоху эпидемии. [2]

В 2014 году известная в отрасли премия Crystal Cabin Design Award (премия Crystal Cabin Award) была присуждена модульному дизайну сидений «Бабочка».

34

Рисунок 3. Дизайн сидений «бабочка» [2].

Дизайн сидений «бабочка» специально разработан для дальнемагистральных рейсов, и авиакомпании могут быстро настроить его в премиум-эконом или бизнес-класс. Если используются оба сиденья, это Премиум-Эконом. При использовании в бизнес-классе внутренние сиденья просто переворачиваются, образуя ровную поверхность. Затем модуль сидения превращается в отдельную каюту для пассажира с сиденьем и боковым диваном. Во время сна пассажиры могут перевернуть сиденье у прохода и добавить соседний диван, чтобы создать большую спальную поверхность.

В 2020 году итальянская компания по производству интерьеров самолетов Aviointeriors представила решение для сидений Janus.

5

Рисунок 4. Сидения «Janus», компания Aviointeriors [3].

Янус означает «двуликий бог», а сиденье спроектировано так, чтобы быть двусторонним: среднее сиденье повернуто лицом к задней части самолета.

По данным Avionteriors, прозрачный экран, окружающий среднее сиденье, «обеспечивает максимальную изоляцию между пассажирами на соседних сиденьях».В то же время компания Aviointeriors предложила и другой дизайн сидений Glassafe.

6

Рисунок 5. Сидения «Glassafe», компания Aviointeriors [3].

Прозрачная конструкция, похожая на кокон, прикреплена к верхней части существующих сидений самолета. Преимущество этого купола сиденья заключается в «способности создать изолированное пространство вокруг пассажира, чтобы избежать или свести к минимуму контакт между пассажирами и взаимодействие с воздухом».

В 2021 году японская компания Toyota Boshoku также предложила многослойный ромбовидный модуль сиденья для широкофюзеляжных пассажирских самолетов.

78

Рисунок 6. Ромбовидный модуль сиденья для широкофюзеляжных пассажирских самолетов, компания Toyota Boshoku [1, 4].

Уникальность этой конструкции заключается в том, что она обеспечивает прямой доступ для каждого пассажира премиум-эконома без ущерба для пассажировместимости. Суть данной компоновки — расположение четырех мест премиум-класса по диагонали в центре эконом-класса. По обе стороны ромбовидной компоновки также может разместиться группа из трех пассажиров эконом-класса.

Для путешественников, которые путешествуют семьей или хотят посидеть со своими спутниками, диагональные сиденья имеют очевидные преимущества и могут создать приватное пространство для 4 человек.

Однако многослойная конструкция сидений в форме ромба также имеет некоторые недостатки. Наиболее очевидным является то, что такая конструкция объединяет сиденья премиум-эконом-класса в центре салона, что устранит более независимую концепцию премиум-эконом-класса и создаст некоторые неудобства для обслуживания экипажа.

Выводы. Безусловно, мировая авиация претерпела значительные изменения за последние десятилетия, и интерьеры самолетов не стали исключением. Каковы же основные тенденции в дизайне салонов самолетов?

Во-первых, стоит отметить, что современные самолеты становятся все более комфортными и удобными для пассажиров. Это достигается за счет использования новых материалов, технологий и дизайнерских решений. Например, многие авиакомпании начали использовать более удобные кресла с регулируемой спинкой и подлокотниками, а также дополнительные подушки и одеяла для сна во время длительных перелетов.

Кроме того, современные интерьеры самолетов становятся все более экологичными. Многие авиакомпании уделяют внимание использованию экологически чистых материалов и технологий, таких как светодиодные лампы, которые потребляют меньше энергии и не производят вредных выбросов.

Также стоит отметить, что интерьеры самолетов стали более разнообразными и индивидуальными. Некоторые авиакомпании предлагают пассажирам выбрать из нескольких вариантов дизайна салона, включая различные цветовые схемы, материалы и стили мебели. Это позволяет пассажирам чувствовать себя более комфортно и уютно во время перелета.

В целом, мировая авиация постоянно развивается и совершенствуется, и это касается не только технических характеристик самолетов, но и их интерьеров. Дизайны салонов становятся все более удобными, экологичными и индивидуальными, что делает перелеты более приятными и комфортными для пассажиров.

Список литературы

  1. Василец А.С. Концептуальный дизайн самолета «Blueraven (Голубая ворона)». В сборнике: Перспективы развития современного дизайна в контексте художественно-эстетических проблем. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Посвящается памяти Гамова Евгения Степановича и 25-летию со дня основания кафедры дизайна и художественной обработки материалов. Липецк, 2023. С. 68-72.
  2. Вешкин Е.А., Сатдинов Р.А., Постнов В.И., Баранников А.А. Современные материалы для салонов самолета. В сборнике: Полимерные композиционные материалы нового поколения для гражданских отраслей промышленности. Сборник докладов Всероссийской научно-технической конференции, посвященой 90-летию со дня рождения профессора, д.т.н. Б.В. Перова. Москва, 2020. С. 6-23.
  3. Усов С.Н., Максименков В.И. Исследование звукоизоляции панелей интерьера самолета. В сборнике: Научная опора Воронежской области. Сборник трудов победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ВГТУ по приоритетным направлениям развития науки и технологий. Воронеж, 2019. С. 108-110.
  4. Чуев А.В., Самохвалов В.В. Сравнительный анализ методов изготовления деталей интерьера самолета из ПКМ. В книге: Авиакосмические технологии (АКТ-2018). Тезисы XX Международной научно-технической конференции и школы молодых ученых, аспирантов и студентов. 2019. С. 51-53.

Интересная статья? Поделись ей с другими: