УДК 331.45

Исторические аспекты охраны труда

Урбан Валерий Евгеньевич – аспирант Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Любская Ольга Геннадьевна – профессор, доктор медицинских наук, доцент кафедры Энергоресурсоэффективных технологий, промышленной экологии и безопасности Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: В статье раскрываются этапы создания охраны труда как государственной системы обеспечения безопасности на рабочем месте в исторической ретроспективе в нашей стране; показана реформа данного направления в Новой России.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, государственное регулирование, предпосылки, Трудовой Кодекс, подготовка кадров.

Одним из главнейших стратегических рисков угрозы национальной безопасности РФ в долгосрочной перспективе является дефицит трудовых резервов. Одним из путей, восполняющим недостаточность кадрового состава на предприятиях России, является проведение мероприятий, связанных с заботой о здоровье работающих на своих рабочих местах. Для этого необходимо заниматься выявлением состояний, отрицательно влияющих на производительность и безопасность трудового процесса, снижая трудоспособность сотрудников, то есть проводить работу по выявлению и оценке риска здоровью на объектах народного хозяйства.

Последнее десятилетие отличает повышенная забота государства к здоровью граждан нашей России, поскольку именно уровень здоровья населения определяет производительность общественного труда, влияя тем самым на показатели динамики экономического развития общества. Здоровье является одним из основных показателей физического развития человека, определяет качество рабочей силы и, следовательно, трудовых ресурсов страны. В зависимости от показателей состояния организма человека оценивается его возможность участия в определенных сферах трудовой деятельности.

Спрос на здоровье, согласно своей возрастной группе, имеет всеобъемлющий характер, являясь главным запросом как отдельных индивидов, так и общества в целом, поскольку в последние годы имеется озабоченность по снижению уровня здоровья граждан, что ведет к последующему снижению работоспособности [4].

Задачей государственной политики РФ декларирована социальная забота о сохранении и преумножении трудового потенциала страны, обеспечение профессионального здоровья и долголетия работников. Данная задача решается за счет использования прогрессивных производственных технологий, способствующих снижению заболеваемости и травматизма на рабочих местах. В конечном итоге именно эти факторы определяют темпы и потенциал экономического развития нашего государства.

В настоящее время профессиональная среда развивается стремительно, а исторические этапы развития человека и общества изменили доминирующее представление, что профессиональный человек должен отдавать «всего себя», свое здоровье на общественное благо, полностью посвятив себя работе, служению другим людям. Изменение государственных, социально-экономических и политических укладов организации жизни общества в новой России привели к изменению мышления со стороны как самого человека, так и власти по отношению работнику. Задачей стало сохранение профессионального здоровья сотрудника как производственной единицы, ведь только гармоничное взаимодействие с трудовыми и другими жизненными сферами позволяет человеку хорошо выполнять свою работу, обеспечивает высокую надежность и профессиональное долголетие [2].

Основоположником охраны труда в России считается Михаил Васильевич Ломоносов, который впервые в 1763 году на уровне властных структур заявил о необходимости правильной организации под землей безопасных работ горняков при добыче руды, использовании специальной одежды у рудокопов, а также запрете на применение детского труда в горных работах.

В царской России в конце XIX века охраны труда на фабриках и заводах появилась, благодаря заслуге самих работников. Только после революции 1917 года инициатива по улучшению условий труда работников стала исходить от правительства молодой страны, поскольку уровень охраны труда является показателем уровня жизни граждан, залог социальной и политической стабильности в государстве.

Были приняты общие Положения и правила, действующие во всех республиках Советского Союза. Появилась новая сфера производственных отношений, в обиход вошло привычное нам словосочетание «охрана труда», был начат сбор сведений о промышленной безопасности, и учет этих сведений при издании государственных законов и утверждении правил производства работ.

Правительство СССР подошло к охране труда вдумчиво и основательно: была создана упорядоченная система, в которой законодательно закрепило правовые гарантии работников; отдельной строкой в бюджете страны выделены значительные средства на улучшение условий труда, разрабатываются правила безопасности, санитарные и технические нормы и правила, за соблюдением которых следят специально созданные структуры и профсоюзы; нерадивые руководители привлекаются к ответственности за неисполнение законов, относящихся к охране труда сотрудников. Во внутренний трудовой распорядок работы предприятий и организаций прописываются законодательные нормы по охране труда, свои отраслевые нормы и правила создаются для различных производств (например, деревообрабатывающей, добывающей, транспортной, легкой, хлопчатобумажной промышленностей и других).

Конституция Новой России (ст. 37) делегировала ответственность за труд самому человеку, декларировав, что «труд свободен, и каждый гражданин имеет право распоряжаться им по своему усмотрению». Федеральный закон № 5600-1 от 6 августа 1993 года «Основы законодательства РФ об охране труда» передало управление охраной труда в РФ от профсоюзов - новой государственной структуре - Министерству труда и социального развития РФ.

Данный ФЗ впервые определил охрану труда как систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников, реализуемой в процессе его трудовой деятельности, и включающей следующие мероприятия: правовые (нормативно-законодательные), социальные, экономические, технические, технологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и др. Кроме того, также впервые, законодательно был установлен унитарный порядок регулирования отношений в области охраны труда между всеми участниками трудового процесса: государством, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, работодателями и работниками.

Указанный ФЗ заявлял о приоритетах государственной политики в области охраны труда. В нем нашли четкие разграничения прав, обязанностей и ответственности всех участников производственного процесса, начиная от работодателя и кончая сотрудником.

Последующее развитие нормативно-правового законодательства в РФ в области охраны труда претворилось в принятии в1999 году нового ФЗ [3], который возвел законодательное регулирование по охране труда на качественно новый, современный уровень, а именно:

  • существенно повысил защищенность работника в трудовом процессе;
  • расширил права работающего: например, право «отказа работником от выполнения работы при возникновении опасности для его жизни и здоровья, вследствие нарушений требований охраны труда» без дисциплинарных взысканий за это; «право на получение работником достоверной информации об условиях и охране труда на своем рабочем месте», причем источник информации может быть различный - не только от работодатель, но и государство, общественные объединения, таких как профсоюзы;
  • увеличил обязанности работодателя по отношению к сотруднику;
  • прописал условия и порядок создания службы охраны труда на предприятии вне зависимости от его формы собственности;
  • создал целевые установки для улучшения работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • наделил Государственную инспекцию правом контроля за мелкими, средними и крупными предприятиями;
  • предоставил большие полномочия на уровне муниципалитетов органам местного самоуправления по управлению охраной труда на предприятиях, расположенных на их территории.

Еще одной важной вехой в законодательной истории охраны труда является принятие Трудового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 г., который всенародно обсуждался и создавался, учитывая принципы и положения международного трудового права. Как отмечают эксперты, это прогрессивный документ, учитывающий все лучшее, что было в российском законодательстве по охране труда и защите прав трудящихся.

Трудовой кодекс в новой редакции пересматривал 300 статей из 423 существующий, добавлял 13 новых статей, которые сглаживали смысловые противоречия, восполняли «правовые пустоты», исключали возможность двусмысленного толкования, и были направлены на упрощение разрешения трудовых конфликтов на производстве. Такая трактовка закона позволила сделать данный документ четким, конкретным и логичным.

В дальнейшем произошло реформирование структуры государственного управления данной сферой деятельности, а именно: Министерство труда и социального развития РФ было слито с Министерством здравоохранения РФ, в результате чего образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Его подразделениями стали следующие службы:

  • Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор).

Специалисты в области охраны труда единодушно признали решение о реформировании ошибочным, поскольку эти структурные изменения снизили статус государственных органов, ответственных за охрану труда на производстве, что, естественно негативно сказалось на общем состоянии дел по охране труда в РФ, а уровень производственного травматизма показывал тенденцию к активному росту, превышая аналогичные показатели в несколько десятков раз по сравнению с США, Японией и странами Европы.

Ситуацию изменил, принятый Президентом РФ В.В. Путиным Указ [1], воссоздающие вновь Министерство труда и социальной защиты РФ.

В заключении следует подчеркнуть, что благодаря сохранению и мощному развитию имеющейся системы охраны труда Советского Союза, Правительству РФ удалось в переходный период избежать множество убытков. Остающейся проблемой на данный момент времени является недостаточное образование в вопросах охраны труда. Однако, за последние 5 лет открыто большое количество образовательных центров, обучающих науке соответствия законодательства каждого служащего, ИТР, руководителя организации; отраслевые предприятия открывают образовательные программы.

Список литературы

  1. Урбан В.Е., Зязев Б.Ю., Любская О.Г. Особенности работы водителей городского наземного пассажирского электротранспорта «Наукосфера» № 3 (2), 2022, с.190-194.
  2. Федеральный закон № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принят17 июля 1999 г.
  3. Указ Президента РФ Путина В.В. № 661 от 21 мая 2012 «Об утверждении Министерства труда и социальной защиты РФ».
  4. Чистенко Г.Н. История отечественной гигиены и эпидемиологии в ХХ веке: лекции / Г.Н. Чистенко, Е.Г. Эльяшевич. – Минск: БГМУ, 2011. – 91 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: