УДК 349.3

Социально-регулирующая функция Российского государства в условиях пандемии

Скоробатюк Анастасия Ивановна – магистрант Юридического института Тихоокеанского государственного университета.

Научный руководитель Степенко Артём Валерьевич – кандидат юридических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье показана сущность регулирующей функции государства и возможности ее реализации в социальной сфере. Особое внимание уделено вопросам реализации регулятивной функции государства в условиях пандемии. Проведен анализ комплекса мер, которые были применены в отношении граждан Российского государства в период пандемии в 2020-2022 г.

Ключевые слова: пандемия, государство, социально-регулирующая функция, меры социальной поддержки, социальная защита населения.

Любое государство независимо от исторического этапа своего существования выполняет комплекс функций. Они обусловлены общей обстановкой развития общества. Исторические условия, сложившийся уровень представлений о государстве, формируют общую модель управления обществом.

Среди функций государства особое значение имеет регулирующая функция. Ее суть состоит в организации правового воздействия, призванного обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Благодаря регулирующему воздействию государства решаются вопросы функционирования экономики страны, финансовой системы, а также социальной защиты граждан.

Обратим внимание на социальную составляющую в работе государства. Государство инициирует конституционное закрепление социально-регулирующей функции государства, формируя посредством конституционных норм правовой статус личности и спектр средств, направленных на их защиту. В статье 7 Конституции РФ общий смысл социально-регулирующей функции государства показан через представление о социальном государстве как "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Социальное государство, по мнению О. Е. Кутафина, определяет деятельность государства в социальной сфере и «представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни» [1].

Социально-регулирующая функция государства, по мнению Е. А. Лукашевой, состоит в «под­держания и нормальном закреплении социально-эко­номических условий жизни индивида, определяют по­ложение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть сво­бодны от страха и нужды» [2].

 Особенно актуален вопрос о социальной поддержки населения государством был в период пандемии COVID-19, которая поразила весь мир в 2020-2022 г. Она коснулась жизни каждой семьи, отдельных социальных групп во всех странах, в том числе и в России. Во многих государствах ввиду отсутствия заработка пандемия поставила семьи на грань выживания. Возникли трудности у мигрантов, рабочих, представителей туристического бизнеса, ресторатов и служб такси и многих других сфер. В этих условиях потребности населения были компенсированы государством. В этом ярко нашло отражение особое предназначение России как социального государства. Конкретный набор действий государства отражал регулирующую функцию государства.

В качестве социальных мер поддержки были выполнены следующие действия:

  • повышены суммы социальных выплат для граждан;
  • осуществлялось субсидирование выплат предпринимателям и гражданам, использующим патентную систему налогообложения;
  • предоставление грантов, льготных кредитов, ваучеров для заинтересованных лиц;
  • предоставление налоговых каникул на для предпринимателей и юридических лиц;
  • стимулирование нетрадиционных форм трудовой занятости (удаленная работа, кратковременная занятость);
  • поддержка самозанятых лиц и др.
  • единовременные выплаты пенсионерам и детям;
  • продление субсидий на оплату жилья.

Важной частью социальной политики Российского государства стало реализация мер косвенной поддержки семей и граждан. К таким мерам можно отнести:

  • выплаты государственных субсидий для предпринимателей и юридических лиц, испытывающих трудности с выплатой заработной платы работникам;
  • смягчение законодательства для трудовых мигрантов;
  • предоставление льгот для стимулирования бизнеса;
  • единовременные выплаты семьям, имеющим детей, и пенсионерам и др.

Оценивая механизм реализации регулирующей функции государства в условиях пандемии, необходимо отметить эффективность предпринятых мер. Представляется, что проводимая политика позволила снизить социальную напряженность в обществе. Она была направлена на поиск взвешенных мер антикризисной политики социального обеспечения граждан, бюджетного планирования, регионального развития, кредитно-финансовой, налоговой и экономической сферы.

Нормативной основой действий Российского государства стал «Национальный план предупреждения завоза и распространения коронавирусной инфекции», принятый в феврале 2020 года. В нем был предложен ряд антикризисных мер в области социальной поддержки населения, предпринимателей, финансовой системы и др. В работу были включены как федеральные, так и региональные власти. Причем в субъектах Федерации были предложены ряд инициатив об оказании адресной помощи населению. В этом видится активная помощь субъектов Федерации в реализации помощи пострадавшим в рамках реализации регулирующей государственной функции.

Необходимо позитивно оценить достигнутые результаты в области поддержки бизнеса. Среди них предложенные налоговые каникулы, запрет проведения проверок бизнеса, а также активное использование дистанционных форм взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса.

Важное значение имела работа в сфере здравоохранения. В частности, были изменены профили лечебных учреждений, организовано эффективное лечение ковидных больных. От государства поступили тест-системы, а также вакцины для лечения COVID-19. Улучшено положение врачей и увеличена оплата лиц, работающих с зараженными больными. Антикризисные меры, направленные на поддержание финансового сектора экономики, отдельных отраслей производства (туристический бизнес, общественное питание, сфера досуга и др.), позволили снизить риски социального кризиса в условиях пандемии.

Таким образом, роль государства в условиях пандемии в рамках реализации регулирующей функции состояли в сохранении рабочих мест, защите доходов, в том числе и занятых в неформальном секторе, обеспечении альтернативной работой. Административные меры позволили решить успешно отдельные вопросы государственного управления и позволили экономике и социальной сфере сохранить свой потенциал после пандемии. Можно сказать, что во время пандемии регулирующая функция государства была успешно реализована. В перспективе следует осознать возможности комплексной реализации регулирующей функции государства в условиях чрезвычайной ситуации. Выработанная стратегия позволит оптимизировать принятые решения.

Список литературы

  1. Козлова, Е.И. Конституционное право России : учебник. – / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2020. – С. 120
  2. Права человека : учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М., 2015. – С. 217.
  3. Трутаева, А. В. Трансформация функций государства под воздействием условий пандемии / А. В. Трутаева // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2022. – № 46. – С. 208-216.

Интересная статья? Поделись ей с другими: