УДК 748

Право на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках устойчивого развития приднестровской государственности

Алексеева Елена Николаевна – преподаватель кафедры Социологии и социальных технологий Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, Тирасполь).

Аннотация: В статье представлен анализ законодательной и нормативно-правовой базы Приднестровской Молдавской Республики, которая регламентирует право на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья. Автор рассматривает основные виды поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках выделяемых в научной литературе концепций социальной политики государства по отношению к лицам, имеющим инвалидность.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, право на труд, трудоустройство, социальная политика.

На территории Приднестровской Молдавской Республики активно протекает процесс гуманизации отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), увеличивается уровень интеграции в разные области экономической и социальной жизнедеятельности государства. По данным Министерства социальной защиты и труда ПМР, на территории республики насчитывается 21 883 инвалида старше 18 лет. Из них трудоустроено только 2 890 человек [2]. Трудовая занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из важных и необходимых условий их благополучной социализации, полной включенности их в жизнь общества, успешной самореализации, а также реализацией их прав.

Основной целью политики приднестровского государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение для данной категории граждан правовых, социально-экономических, морально-нравственных, организационных гарантий, которые строятся на основе международно-правовых принципов. Правовую основу работы в области защиты интересов прав инвалидов и их поддержки в ПМР определяет ряд государственных нормативных актов, включая:

  • Конституцию Приднестровской Молдавской Республики [4];
  • Указ Президента ПМР «О создании комиссии при Президенте Приднестровской Молдавской Республики по делам инвалидов», в рамках которого на основе анализа состояния дел и обобщения практики в сфере республиканского законодательства осуществляется подготовка предложений по его совершенствованию в вопросах предоставления инвалидам равных услуг со всеми гражданами, социального обеспечении и социальной поддержки инвалидов [7].
  • Закон ПМР «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» [9];
  • Закон ПМР «О социальной защите инвалидов» [8];
  • Трудовой Кодекс Приднестровской Молдавской Республики [11].

Социальная политика Приднестровской Молдавской Республики направлена на постепенное привидение законодательных актов в соответствии с международными, в связи с этим в 2018 г. в Приднестровье была ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов.

В 2019 г. перечисленный список законодательно закрепленных документов был пополнен Законом ПМР «Об утверждении государственной целевой программы «Равные возможности» на 2019–2022 годы», согласно которой в республике:

  • осуществляется интеграция лиц с ОВЗ, путем обеспечения доступности профессионального образования;
  • создаются условия для трудоустройства инвалидов;
  • открываются центры временной занятости для трудоустройства инвалидов [10].

В целях совершенствования законодательства ПМР в сфере предоставления инвалидам I и II групп равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционного права на труд были разработаны и приняты следующие законы:

  • «О внесении дополнения в Закон ПМР «О социальной защите инвалидов» [5], в соответствии с которым закреплено право инвалидов I и II групп на осуществление сопровождения при содействии их занятости;
  • «О внесении изменения и дополнений в Закон ПМР «О занятости населения», в рамках которого инвалиды I и II групп могут быть зарегистрированы в территориальном органе Единого государственного фонда социального страхования ПМР (ЕГФСС) в качестве лиц, ищущих подходящую работу и готовых приступить к ней, без присвоения им статуса безработного, а также имеют право на обеспечение сопровождения незанятых инвалидов, оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте [6].

Кроме того, закреплен порядок сопровождения при содействии занятости инвалида, так территориальный орган ЕГФСС в целях организации сопровождения при содействии занятости инвалида:

  1. осуществляет информационное обеспечение работодателей по вопросам сопровождения при содействии занятости инвалида;
  2. осуществляет взаимодействие с государственным учреждением «Республиканский консилиум врачебной экспертизы жизнеспособности» и работодателями в целях организации сопровождения при содействии занятости инвалида;
  3. организует профессиональную ориентацию инвалида в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования [6].

Правда, при этом необходимо учитывать, что трудовая деятельность лиц с ОВЗ не может быть реализована таким же образом, как у остальной части населения. Каждый из причисленных к числу лиц, имеющих инвалидность ежедневно встречает на своем пути барьеры, в самых элементарных вещах. Оказание помощи при содействии в трудоустройстве данной категории граждан, с использованием различных видов социальной защиты является одной из главных социальных задач государства.

Отметить стоит и то, что низкий уровень социальных выплат по инвалидности, отсутствие подходящих вакансий, а также невысокий процент трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья государственными службами занятости населения (табл. 1) содействуют тому, что большая часть людей с инвалидностью живет в бедности и в условиях сегрегации.

Таблица 1. Динамика трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в разрезе городов Приднестровской Молдавской Республики.

ЦСС и СЗ города, района

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

 зарегистрировано в качестве ищущих работу

трудоустроено

направленно на курсы

 зарегистрировано в качестве ищущих работу

трудоустроено

направленно на курсы

 зарегистрировано в качестве ищущих работу

трудоустроено

направленно на курсы

 зарегистрировано в качестве ищущих работу

трудоустроено

направленно на курсы

 зарегистрировано в качестве ищущих работу

трудоустроено

направленно на курсы

Тирасполь

144

24

0

97

10

0

115

16

1

76

10

2

94

14

0

Бендеры

90

7

0

63

5

2

66

3

2

66

6

4

42

8

5

Слободзея

66

3

0

64

7

2

78

0

0

56

2

2

56

4

2

Рыбница

111

8

0

73

7

0

92

10

0

84

15

0

63

12

0

Дубоссары

30

1

0

12

3

0

13

1

0

13

1

0

11

3

0

Григориополь

31

1

0

24

1

0

33

6

0

27

0

0

20

4

0

Каменка

38

0

0

21

1

0

26

1

0

25

1

0

11

0

0

Всего:

510

44

0

354

34

4

423

37

3

347

35

8

297

45

7

Рассмотрев нормативно-правовую базу, мы приходим к выводу, что способы государственной поддержки инвалидов можно разделить на две группы, которые соответствуют двум основным концепциям социальной политики государства в отношении инвалидов, сложившимся в научной литературе в контексте рассмотрения моделей инвалидности – концепции гражданских прав и концепции патернализма [1, c. 44], и включают:

  • мероприятия, нацеленные на привлечение инвалидов в жизнь общества;
  • мероприятия, нацеленные на компенсацию воздействия ограничений в здоровье.

К первой категории относят интеграцию / реинтеграцию инвалидов посредством оборудования рабочего места, выделения для создания рабочих мест государственных субсидий, консультирования в процессе поиска работы, трудоустройства на специализируемые предприятия, профессиональной реабилитации работников. Таким образом, с одной стороны, интеграционные мероприятия направлены на включение инвалидов в жизнь социума и, непосредственно, в рынок труда. С другой, перечисленные меры формируют спрос на труд лиц с ОВЗ в силу предоставляемых работодателям различных преференций, например, льготного режима налогообложения.

Ко второй категории причисляют компенсирующие мероприятия – пенсии по инвалидности и льготы на различные виды услуг, – которые поддерживают уровень жизни инвалидов, но в тоже время, являясь не трудовым видом дохода, снижают степень их мотивации к трудоустройству.

В настоящее время законодательные акты на территории республики, которые обеспечивают защиту прав лиц с ОВЗ на трудоустройство сталкиваются с проблемами их реализации. Одной из главных проблем является недостаточное количество рабочих мест, которые соответствуют возможностям такой категории работников. Это может быть связано с недостаточным уровнем осведомленности работодателей об их возможностях и потребностях, а также с отсутствием необходимого оборудования на рабочем месте и особых условий труда. Другой проблемой является стереотипное мышление, когда работодатели считают, что лица с ОВЗ не могут выполнять определенные виды работ, что зачастую приводит к их дискриминации при трудоустройстве.

Решению этих проблем будут способствовать проведение информационных кампаний, которые помогут увеличить уровень осведомленности работодателей о возможностях и потребностях лиц с ограниченными возможностями здоровья, организация специальных курсов для работодателей, в рамках которых они смогут получить знания по основам работы с людьми с ОВЗ и научатся учитывать их потребности при создании рабочих мест. Кроме того, необходимо создавать условия для обучения и повышения квалификации лиц с ограниченными возможностями здоровья, чтобы они могли успешно конкурировать на современном рынке труда и иметь возможность выбирать между различными рабочими местами. Для этого могут быть организованы специальные программы подготовки и переподготовки, а также стимулирующие меры со стороны государства и бизнес-сообщества. Не стоит исключать важность развития социальных предприятий, которые могут предоставлять работу для лиц с ОВЗ. Это не только поможет создать новые рабочие места, но и обеспечит социальную защиту данной категории граждан.

Таким образом, обеспечение в Приднестровье права на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья является важным показателем устойчивого развития приднестровской государственности. Создание условий для реализации этого права через повышение уровня осведомленности работодателей, обучение и подготовку работников с ОВЗ, как в очном формате, так и при помощи дистанционных технологий, развитие социальных предприятий и улучшение условий труда для всех работников не только создают основу для обеспечения социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и способствуют повышению имиджа приднестровского государства в глазах общественности, а также позволяют сформировать устойчивое гражданское общество и создать условия для развития государства в целом.

Список литературы

  1. Абакумова, Е. Б. Концептуально-правовые основы государственной защиты прав инвалидов на труд и предпринимательскую деятельность / Е. Б. Абакумова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. – Текст: непосредственный. – Челябинск, 2020. – № 3. – С. 44–49.
  2. Инвалидам I и IIгрупп помогут с трудоустройством в Приднестровье // Новости Приднестровья. – URL: https://novostipmr.com/ru/news/20-10-20/invalidam-i-i-ii-grupp-pomogut-s-trudoustroystvom-v-pridnestrove (дата обращения: 06.02.2023). – Текст: электронный.
  3. Конвенция о правах инвалидов: принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 г. № 61/106 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 18.02.2023). – Текст: электронный.
  4. Конституция Приднестровской Молдавской Республики: принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 г. (в редакции по состоянию на 01 января 2022 г.) // Официальный сайт Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. – URL: http://www.vspmr.org/legislation/constitution/ (дата обращения: 9.02.2023). – Текст: электронный.
  5. О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О социальной защите инвалидов»: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 20 октября 2020 г. № 172-ЗД-VI // Официальный сайт Министерства по социальной защите и труду. – URL: http://minsoctrud.gospmr.org/zakonyi_i_ukazyi/ (дата обращения: 15.02.2023). – Текст: электронный.
  6. О внесении изменения и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О занятости населения»: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 20 октября 2020 г. № 173-ЗИД-VI // Официальный сайт Министерства по социальной защите и труду. – URL: http://minsoctrud.gospmr.org/zakonyi_i_ukazyi/ (дата обращения: 15.02.2023). – Текст: электронный.
  7. О создании комиссии при Президенте Приднестровской Молдавской Республики по делам инвалидов: Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 18 октября 2017 г. № 577 (САЗ 17-43) // Юридическая литература. – URL: https://www.ulpmr.ru/ul/show/6zXguw6yUGDKdjXv1F0F0TOWwXD+nse89LnE= (дата обращения: 09.02.2023). – Текст: электронный.
  8. О социальной защите инвалидов: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2006 г. № 51-З-IV (САЗ 06-27) // Юридическая литература. – URL: https://www.ulpmr.ru/ul/show/ClVmj3IbNDfoKCkd3aCzELkMwSQZ++weLPTM= (дата обращения: 15.02.2023). – Текст: электронный.
  9. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании): Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 февраля 2005 г. № 529-З-III (САЗ 12-51) // Юридическая литература. – URL: https://www.ulpmr.ru/ul/show/8YCrA02w1lkDmpov3qSpst7pQv3ccLd2JMMw= (дата обращения: 09.02.2023). – Текст: электронный.
  10. Об утверждении государственной целевой программы «Равные возможности» на 2019–2022 годы: Закон ПМР от 19 марта 2019 г. № 31-З-VI (САЗ 19-11) // Официальный сайт Министерства по социальной защите и труду. – URL: http://minsoctrud.gospmr.org/zakon_pmr_ot_19_marta_2019_goda__31-z-VI_ob_utverjdenii_gosudarstvennoy_tselevoy_programmyi_ravnyie_vozmojnosti_na_20192022_godyi/ (дата обращения: 09.02.2023). – Текст: электронный.
  11. Трудовой кодекс Приднестровской Молдавской Республики: от 19 июля 2002 г. № 161-З-III (САЗ 02-29) // Официальный сайт Министерства по социальной защите и труду. – URL: http://minsoctrud.gospmr.org/trudovoy_kodeks/(дата обращения: 06.02.2023). – Текст: электронный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: