УДК 159.942

Отечественные и зарубежные теории эмоционального интеллекта: сравнительный анализ

Тисленков Георгий Михайлович – студент Института иностранных языков Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Научный руководитель Бобрышева Инна Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Психологии профессиональной деятельности Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению сходств и отличий ведущих теорий эмоционального интеллекта российских и зарубежных ученых. В ходе исследования устанавливается, что Теории П. Сэловея, Дж. Мейера, Д. Гоулмана и Р. Бар-Она являются универсальными для представителей разных культур, в то время как российские теории могут быть более специфичными для определенных социально-культурных условий. Теории разных стран применяют данную концепцию в практических областях, таких как образование, бизнес и психотерапия.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоции, саморегуляция, самосознание, личностные характеристики.

Успех и благополучие человека в обществе зависят не только от его интеллектуальных способностей, но также от характеристик социально-эмоциональных навыков и компетенций. Эмоциональный интеллект является одной из ключевых концепций в современной психологии, которая привлекает все большее внимание исследователей [1]. В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые активно изучают и разрабатывают теории, связанные с этой областью [2, с. 119].

Цель исследования заключается в обзоре и сравнении современных теоретических подходов к эмоциональному интеллекту, разработанных учеными России и европейских стран. Задача работы включает выявление сходств и различий между ведущими теориями эмоционального интеллекта.

Современное понятие эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект в психологии рассматривается как гибкое свойство личности индивида, которое обеспечивает сознательную регуляцию эмоций, умение считывать цели и потребности окружающих, распознавать истинные мотивы действий людей и верно реагировать на эмоциональные проявления собеседника. Высокая степень развития эмоционального интеллекта формирует в человеке оптимистическую жизненную позицию, в то время, как низкий его показатель служит причиной психосоматических расстройств и нереализованности в семейной жизни и профессиональной деятельности [3].

Эмоциональный интеллект позволяет личности действовать на основе собственных чувств и желаний, контролировать их, а также адаптироваться к изменениям окружающей среды. Данная способность отражает особенности взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Структура эмоционального интеллекта включает мотивацию, сознательность, самооценку и приспособляемость [4]. Составляющие эмоционального интеллекта определяются общественными нормами, развиваются и изменяются, содержат в себе ведущие характеристики личности.

Теории эмоционального интеллекта российских ученых

Наука исследует эмоциональный интеллект более сорока лет. В настоящее время (2013 - 2023 гг.) внимание ученых сосредоточено на детальном исследовании структурных компонентов этого феномена. Также, происходит разработка и внедрение в практику диагностических методик, шкал и тестов на основе уже имеющихся теорий в различных диссертационных исследованиях.

Отечественная психология рассматривает эмоциональный интеллект в единстве эмоциональных и когнитивных процессов психики [5, с. 119].

Одной из ведущих теорией российской школы эмоционального интеллекта является теория Д. В. Люсин (2004), которая исключает присутствие личностных характеристик человека в ее модели. Автор дефинирует эмоциональный интеллект как способность к детекции своих и чужих эмоций и управлению ими. Таким образом, ученый связывает указанную способность с пониманием и объяснением мотивов, детерминантов и исходов основных эмоциональных переживаний индивида [6].

В настоящее время на основе данной теории российские психологи изучают специфику эмоционального интеллекта людей, занятых различной деятельностью или принадлежащих тем или иным возрастным и социальным группам общества [7; 8].

Теории эмоционального интеллекта в зарубежной психологии

В зарубежной психологии выделяют две наиболее популярных теории эмоционального интеллекта, связанные с социальным интеллектом. Остановимся на них подробнее.

Так, в 1990 году П. Сэловей и Дж. Мейер обосновали теорию способностей, базирующуюся на когнитивных способностях, обеспечивающих переработку эмоциональной информации. Ученые трактуют эмоциональный интеллект как умение различать особенности собственных чувств и эмоциональных проявлений окружающих с целью регуляции направленности своих размышлений и действий. Индивид анализирует данные, содержащиеся в эмоциях, оценивает их значение, взаимосвязи, делая их основой для принятия определенных решений [9]. 

Другими теориями являются смешанные модели Д. Гоулмена и Р. Бар-Она (1995), соединяющие когнитивные способности и личностные характеристики (энтузиазм, настойчивость и 18 социальных навыков).

В структуру эмоционального интеллекта Д. Гоулмен помещает такие элементы, как 1) самосознание - осмысление собственных эмоций и их воздействия на свои поступки; 2) саморегуляция - управление своими чувствами для реализации цели; 3) понимание эмоций окружающих; 4) управление взаимоотношениями [10].

В своей теории Р. Бар-Он добавляет к вышеперечисленным компонентам эмоционального интеллекта, способствующим успешной социализации человека адаптивность – умение приспособиться к изменяющимся условиям среды и настроение - поддержание положительного мировосприятия и осуществление самомотивации [11].

Базируясь на этих теориях, изучаются характеристики эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности [12; 13;14].

Сравнительный анализ

Отечественные и зарубежные теории эмоционального интеллекта выявляют условия и технологии его становления и развития в социуме. В качестве условий развития эмоционального интеллекта определяют особенности социальной и природной среды, национальные и культурные особенности.

Все вышеперечисленные теории объединяет утверждение о том, что эмоциональный интеллект есть совокупность способностей к пониманию и управлению своими эмоциями и эмоциями других людей. Отечественные и зарубежные подходы к данному феномену в аспекте личностного развития подчеркивают значимость развитого эмоционального интеллекта в формировании способности к саморегуляции, гибкости и улучшению отношений с другими людьми; в межличностных отношениях способствует развитию эмпатии и социальных навыков, построению более гармоничных отношений на основе взаимопонимания; в профессиональном плане имеет прямое влияние на профессиональную успешность, помогает развивать лидерские качества, эффективно управлять конфликтами, эффективно взаимодействовать, мотивировать себя и других. Российский подход подчеркивает социально-культурные аспекты эмоционального интеллекта, в то время как зарубежные теории акцентируют внутренние процессы и индивидуальное развитие.

Как российские, так и зарубежные теории выделяют основные компоненты эмоционального интеллекта, такие как эмоциональная осведомленность, саморегуляция эмоций, социальные навыки и мотивация. Авторы придают различный уровень важности каждому компоненту или добавляют дополнительные аспекты, такие как эмоциональное восприятие или эмпатия.

Ученые предлагают различные методы измерения эмоционального интеллекта, включая самоотчетные шкалы, тесты и задания ситуационного поведения. Д. Гоулмен и Р. Бар-Он предлагают более структурированные и стандартизированные инструменты измерения, в то время как Д. В. Люсин использует более контекстуальные и культурно-специфичные подходы.

Теория эмоционального интеллекта Д. Гоулмана исключает психологические качества, которые являются независимыми друг от друга концептуально и эмпирически. В отличие от российского подхода, теория Р. Бар-Она не относит когнитивные способности к эмоциональному интеллекту. 

Вывод

Общим положением отечественных и зарубежных теорий эмоционального интеллекта является то, что направленное развитие личностью своего эмоционального интеллекта позволяет ей обрести умение моделирования собственных эмоциональных состояний в любых ситуациях и успешно взаимодействовать с окружающими людьми. Как российские, так и зарубежные теории применяют данную концепцию в практических областях, таких как образование, бизнес и психотерапия. Теории П. Сэловея, Дж. Мейера, Д. Гоулмана и Р. Бар-Она являются универсальными для представителей разных культур, в то время как российские теории могут быть более специфичными для определенных социально-культурных условий.

Список литературы

  1. Шингаев С. М. Современное состояние изучения проблемы эмоционального интеллекта в отечественной науке // Методология современной психологии. – 2022. –№. 16. – С. 433-444.
  2. Верхотурова Н. Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы». – 2021. – №. XVII. – С. 112-120.
  3. Останина А. М., Кобзарева И. И. Обзор ведущих теорий эмоционального интеллекта // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – №. 2. – С. 244-246.
  4. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности. – 2004. – Т. 6. – С. 22-26.
  5. Манойлова М. А. Анализ исследований эмоционального интеллекта: история и современность // Святой благоверный князь Александр Невский-800 лет на страже России: Материалы XII Международных Александро-Невских чтений. Псков. – 2021. – С. 118-121.
  6. Люсин Д. В., Овсянникова В. В. Связь эмоционального интеллекта и личностных черт с настроением // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2015. – Т. 12. – №. 4. – С. 154-164.
  7. Дегтярев А. В., Дегтярева Д. И. Развитие эмоционального интеллекта, психологической границы личности и самоотношения у будущих специалистов-психологов (на примере студентов факультета юридической психологии МГППУ) // Психология и право. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 57-71.
  8. Fatikhova L. F., Saifutdiyarova E. F. Computer technology in the development of emotional intelligence of children with intellectual disabilities // Review of European Studies. – 2015. – Vol. 7. – № 1. – P. 130—135.
  9. Дегтярёв А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психолого-педагогические исследования. – 2012. – Т. 4. – №. 2.
  10. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ. – 2011. – С. 115-129.
  11. Панкратова А. А. Эмоциональный интеллект: смешанные модели способностей и методики диагностики // Вопросы психологии. – 2020. – №. 1. – С. 154-164.
  12. Wagstaff C. R. D., Hanson Sh., Fletcher D. Developing Emotion Abilities and Regulation Strategies in a Sport Organization: an Action Research Intervention // Psychology of Sport and Exercise. – 2013. – Vol. 14. – № 4. – P. 476-487.
  13. Oliver T. The Importance of Subordinate Emotional Intelligence Development in the Workplace // International Trade Journal. – 2020. – Vol. 34. – № 1. – P. 162-172.
  14. Cobos-Sanchez L., Flujas-Contreras J.M., Gomez I. Resultados diferenciales de la aplicación de dos programas en competencias emocionales en contexto escolar [Электронный ресурс] // Psychology Society And Educational. – 2019. – Vol. 11. – № 2. – P. 179-192. URL: http://ojs.ual.es/ojs/index.php/psye/article/view/1927 (дата обращения: 03.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: