УДК 316.772.4

К постановке вопроса о значимости коммуникативных навыков для профессионального становления студентов психологов

Иванова Марина Николаевна – магистрант Забайкальского государственного университета

Научный руководитель Плотникова Маргарита Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент Забайкальского государственного университета

Аннотация: Происходящие в России социально-экономические и политические изменения диктуют необходимость совершенствования многих социальных институтов, в том числе и системы образования. Психология, как активно развивающаяся наука, требует высокого уровня подготовки профессиональных кадров. Современный психолог должен обладать различными видами компетентности, среди которых можно выделить профессиональную, психологическую, социально-психологическую и коммуникативную. Коммуникативная компетентность является основополагающей для эффективной работы психолога. Ввиду того, что коммуникация является основным процессом, который происходит во время психологического консультирования, развитые коммуникативные навыки являются важным фактором для профессионального становления студентов психологов.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, студенты психологи, профессиональное становление.

В настоящее время в России происходят явные социально-экономические и политические изменения, диктующие необходимость совершенствования многих социальных институтов, в частности, системы образования. Постоянно меняющиеся образовательные стандарты приводят к возникновению качественно новых требований по вопросам подготовки кадров востребованных профессий, одной из которых является и «Психология».

Стремительное развитие психологии приводит к постоянному появлению новых форм и подходов к психологическому консультированию, что, безусловно, требует высокого уровня подготовленности психологических кадров.

Высокий уровень подготовленности психологических кадров подразумевает овладение специалистами различный компетенций, среди них одной из основных является коммуникативная компетентность, которая представляет собой использование ресурса коммуникации для решения различных учебно-профессиональных задач [2, c. 57].

Профессия психолога предполагает наличие и развитие следующих качеств: проявление эмпатии, ответственность, рефлексивность, гибкость, изобретательность, наличие критического мышления, эмоциональная устойчивость, высокий уровень интеллекта, способность к рефлексии. Одними из основополагающих качеств выступают развитые коммуникативные навыки: умение слушать, передавать информации доступным для клиента языком, стремление и готовность к общению и т.д.

В основе коммуникативной компетентности наряду с коммуникативными способностями, умениями и знаниями лежат коммуникативные навыки.

В настоящее время в научной литературе дается множество определений понятия «коммуникативный навык». Так, например, по мнению С.Л. Рубиншейна, коммуникативные навыки представляют собой компонент сознательного действия человека, укрепляющегося упражнения и тренировки способов воздействия [3, c. 314]. Е.А. Кудрявцева считает коммуникативные навыки психологическим образованием, которое закладывается на основе коммуникативных задатков [2, c. 58]. С.В. Есина отмечает, что коммуникативные навыки – это необходимые для социального взаимодействия возможности речи, различных лингвистических средств (например, паузы, интонации), а также оптико-кинетические возможности (жесты, мимика) [1, c. 187].

Основными компонентами коммуникативных навыков являются:

Когнитивный компонент, представляющий собой возможность ориентации в ситуации общения, осознания и понимания коммуникативной ситуации.

Самооценочный компонент, представляющий собой собственное отношение к уровню развития своих коммуникативных навыков.

Коммуникативно-деятельностный компонент, который является показателем готовности индивидуума к построению зрелой коммуникации в соответствии с принятыми в обществе нормами и традициями.

Все вышеназванные компоненты находятся в тесной связи между собой и обеспечивают успешное развитие коммуникативных навыков.

Как отмечает С.В. Есина, основными коммуникативными навыками, которые необходимы для профессиональной деятельности психолога являются:

  1. Грамотная и ясная формулировка своих мыслей;
  2. Осуществление основных речевых функций;
  3. Возможность строить целостное высказывание;
  4. Прогнозирование предполагаемого исхода коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  5. Возможность программировать процесс общения, опираясь на собственные знания;
  6. Осуществление управления процессами общения в коммуникативной ситуации [1, c. 188].

Коммуникативные навыки при этом обеспечивают соблюдение трёх основных принципов эффективного профессионального психологического общения: принятие, искренность и эмпатия.

Посредством грамотного использования коммуникативных навыков можно создать такую обстановку, в котором человек будет чувствовать себя в безопасности и сможет максимально раскрепоститься. В связи с этим студентам-психологам необходимо знать о невозможности высказывания оценочных суждений по поводу жизни клиента и его поступков. При этом создается атмосфера доверия, как важная составляющая процесса коммуникации.

При этом стоит учитывать, что принятие не должно означать утрату клиентом самостоятельности, все решения он должен принимать сам, однако с помощью хорошо развитых коммуникативных навыков психолог может незаметно управлять процессом коммуникации.

Искренность. Эффективность психологического консультирования напрямую зависит характера прямого личного диалога с клиентом, который основан на открытости и честности. Любая наигранность со стороны психолога недопустима. Студентам-психологам необходимо знать, что им важно при общении с клиентами оставаться самими собой, тем самым демонстрируя свою аутентичность. Такая атмосфера процесса консультирования максимально способствует раскрытию эмоций и чувств, которые человек, возможно, тщательно скрывает.

Эмпатия. Основой для развития профессиональных коммуникативных навыков студентов психологов является стремление помочь окружающим, возможность поставить себя на место другого, осознать его потребности и чувства. Эмпатия через коммуникативные навыки проявляется в способности распознавать, о чем думает клиент, что больше всего его тревожит. Исходя из результатов коммуникации психолог может направить человека именно туда, куда необходимо для разрешения его запроса.

Обобщив вышеуказанные принципы профессионального психологического общения, можно сделать вывод о том, что эффективность работы психолога напрямую зависит от зрелости его личности, возможности использования различных поведенческих реакций в процессе психологического консультирования.

Благодаря развитию коммуникативных навыков, в процессе осуществления профессиональной деятельности возможно создать максимально благоприятную атмосферу, способствующую раскрепощению клиента. Так, например, благодаря активному слушанию, проявлению внимания к вербальным и невербальным сигналам, возможно помочь клиенту понять свой основной запрос и грамотно выстроить психологическую работу. Молчание в качестве коммуникативного навыка способствует повышению рефлексии клиента [2, 60].

Для более детального изучения коммуникативных навыков психологов было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО «Забайкальский Государственный Университет». Обследовали 30 человек, студентов 1 и 4 курсов, обучающихся по специальности «Психология». Возрастные рамки респондентов от 18 до 24 лет.

Средний возраст респондентов – 20 лет.  

21 респондент (70%) – лица женского пола, 9 человек (30%) – лица мужского пола.

В ходе исследования использовался следующий диагностический инструментарий: «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) и тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха).

Результаты теста коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) у студентов первого года обучения представлены на Рисунке 1.

В рамках данного теста в зависимости от типа ситуации определялся вид стиля поведения.

Партнерский стиль – для данного стиля поведения характерны зависимые от собеседника и социальной ситуации реакции.

Уверенный стиль – для данного стиля поведения характерны более агрессивные, напористые реакции поведения.

Компетентный стиль – для данного стиля поведения характерны реакции с учетом анализа сложившейся ситуации, с обдуманным использованием зависимых и агрессивных моделей, в зависимости от контекста.

image001

Рисунок 1. Результаты теста коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) у студентов психологов первого года обучения.

Было выявлено, что у студентов психологов первого года обучения в ситуациях, где нужна реакция на положительные высказывания, в ситуациях, когда к ним обращаются с просьбой и в ситуациях беседы преобладает партнерский стиль поведения, для которого характерны зависимые от собеседника и социальной ситуации реакции. В ситуациях, где требуется реакция на отрицательные высказывания, студенты психологи первого года обучения реагируют преимущественно в соответствии с уверенным стилем поведения, для которого характерны более агрессивные, напористые реакции поведения. В ситуациях, где требуется проявление эмпатии, студенты психологи первого года обучения реагируют преимущественно в соответствии с компетентным стилем поведения.

Результаты теста коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) у студентов четвертого года обучения представлены на Рисунке 2.

image002

Рисунок 2. Результаты теста коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) у студентов психологов четвертого года обучения.

Было выявлено, что для студентов психологов 4 года обучения в ситуациях, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнёра, на отрицательные реакции партнёра, в ситуациях, когда к ним обращаются с просьбой, в ситуациях беседы и в ситуациях, которые требуют проявления эмпатии, ведут себя в соответствии с компетентным стилем поведения.

Результаты диагностики студентов психологов первого года обучения по методике КОС представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты диагностики студентов психологов первого года обучения по методике КОС.

Шкала

Kком

% респондентов

Kорг

% респондентов

1

0,10–0,45

10% (2 человека)

0,2–0,55

40% (6 человек)

2

0,46–0,55

30% (3 человека)

0,56–0,65

60% (9 человек)

3

0,56–0,65

50% (8 человек)

0,66–0,70

4

0,66–0,75

10% (2 человека)

0,71–0,80

5

0,75–1,00

0,81–1,00

                 

Было выявлено, что для большинства студентов психологов первого года обучения характерен средний уровень проявления коммуникативных способностей и уровень развития организаторских способностей ниже среднего.

Результаты диагностики студентов психологов четвертого года обучения по методике КОС представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты диагностики студентов психологов четвертого года обучения по методике КОС.

Шкала

Kком

% респондентов

Kорг

% респондентов

1

0,10–0,45

0,2–0,55

2

0,46–0,55

0,56–0,65

5% (1 человек)

3

0,56–0,65

10% (2 человека)

0,66–0,70

4

0,66–0,75

10% (2 человека)

0,71–0,80

70% (10 человек)

5

0,75–1,00

80% (11 человек)

0,81–1,00

25% (4 человека)

Для студентов психологов четвертого года обучения характерен очень высокий уровень коммуникативных склонностей и высокий уровень организаторских склонностей.

Результаты диагностики по методике коммуникативной социальной компетентности (КСК) в группе студентов первого года обучения представлены на Рисунке 3.

image003

Рисунок 3. Результаты диагностики по методике коммуникативной социальной компетентности (КСК) в группе студентов первого года обучения.

Большинство респондентов имеют высокие оценки по фактору А, В, Д и К. Таких студентов можно охарактеризовать как открытых, легких, общительных, с развитым логическим мышлением, сообразительных, жизнерадостных, беспечных, весёлых, чувствительных, тянущихся к другим, с художественным мышлением.

Большинство респондентов имеют низкие значения по таким факторам как С, Д, М и Н. Таких студентов можно охарактеризовать как эмоционально неустойчивых, изменчивых, поддающихся чувствам, трезвых, молчаливых, серьёзных, зависимых от группы, компанейских, следующих за общественным мнением, импульсивных и неорганизованных.

Результаты диагностики по методике коммуникативной социальной компетентности (КСК) в группе студентов четвертого года обучения представлены на Рисунке 4.

Большинство респондентов имеют высокие оценки по факторам А, В, С, М и Н. Им можно охарактеризовать как открытых, легких и общительных, с развитым логическим мышлением, сообразительных, эмоционально устойчивых, зрелых, спокойных, предпочитающих собственные решения, независимых, ориентированных на себя, контролирующих себя, умеющих подчиняться правилам.

Большинство респондентов имеют низкие оценки по факторам Д и К. В соответствии с этим их можно охарактеризовать как трезвых, молчаливых серьёзных, полагающихся на себя, реалистичных, рациональных.

image004

Рисунок 4. Результаты диагностики по методике коммуникативной социальной компетентности (КСК) в группе студентов четвертого года обучения.

Было выявлено, что у студентов психологов первого года обучения наблюдается преимущественно высокие значения по таким факторам коммуникативной социальной компетентности, которые относятся к группе, к зависимости от социума, жизнерадостности и беспечности. У студентов психологов четвертого года обучения наблюдается преобладание факторов, связанных с ориентацией преимущественно на себя и собственную жизнь. На наш взгляд, такие различия можно объяснить тем, что у студентов четвертого года обучения уже происходит профессиональное самоопределение, они готовятся стать полноценными специалистами, думают о своей будущей карьере, семье, поэтому становятся более серьезными и менее зависимыми от группы, в то время как для большинства студентов первого года обучения перспективы стать специалистом еще очень далеко, поэтому их больше заботит взаимодействие в группе.

Таким образом, у студентов психологов первого года обучения наблюдается преимущественно высокие значения по таким факторам коммуникативной социальной компетентности, которые относятся к группе, к зависимости от социума, жизнерадостности и беспечности. У студентов психологов четвертого года обучения наблюдается преобладание факторов, связанных с ориентацией преимущественно на себя и собственную жизнь. На наш взгляд, такие различия можно объяснить тем, что у студентов четвертого года обучения уже происходит профессиональное самоопределение, они готовятся стать полноценными специалистами, думают о своей будущей карьере, семье, поэтому становятся более серьезными и менее зависимыми от группы, в то время как для большинства студентов первого года обучения перспективы стать специалистом еще очень далеко, поэтому их больше заботит взаимодействие в группе.

Список литературы

  1. Есина С. В. Психологические аспекты коммуникативной компетентности участников современного образовательного процесса / С. В. Есина // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. В 2-ух ч., Москва, 25 января 2020 года. Том Ч. 2. – Москва: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования", 2020. – С. 186-189.
  2. Кудрявцева Е. А. Психологические особенности развития коммуникативных навыков студентов / Е. А. Кудрявцева, С. А. Карпова // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: сборник научный статей III-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 07 октября 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 57-60.
  3. Рубиншейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2012, 705 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: