УДК 159.9
Тезисы исследования проблемы самоотношения у матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
Логинова Юлия Александровна – студент магистратуры Забайкальского государственного университета
Плотникова Маргарита Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Теоретической и прикладной психологии Забайкальского государственного университета
Аннотация: Актуальность данной работы обусловлена современным состоянием проблемы изучения самоотношения у матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Основное содержание исследования составляет анализ влияния самоотношения на формирование психологически здоровой личности, способной адаптироваться в современном мире. Цель исследования заключается в изучении особенностей самоотношения у матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в работах отечественных и зарубежных ученых. В заключении работы: влияние самоотношения матерей, имеющих детей с ОВЗ на возможность самосохранения психологически здоровой личности, является одним из важных условий состоятельности человека.
Ключевые слова: самоотношение, адаптированная личность, психологические особенности, психологические проблемы.
Интерес данного исследования заключается в изучении (по данным психологической литературы) особенностей самоотношения у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема самоотношения личности в настоящее время не просто актуальна для психологической науки, но является краеугольным камнем и для будущего развития общества. Психологи, ученые всего мира ищут пути гармоничного развития личности. Женщины, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, представляют интерес для данного исследования. Для того, чтобы исследовать адаптивные возможности матерей, имеющих детей с ОВЗ, проведен первый этап психологического исследования: проанализирован феномен самоотношение (отношения личности к себе), в трудах ученых-психологов.
Феномен самоотношения является объектом психологического анализа в работах как отечественных, так и зарубежных ученых, таких как А.Н. Леонтьев, С.Р.Пантилеев, В.В. Столин, Н.И. Сарджвеладзе, У.Джеймс, К. Роджерс.
Идеи отечественных психологов:
- А.Н. Леонтьев писал об активности сознания личности и личностных особенностях, как об одной из фундаментальных «образующих сознания» [3].
- Продолжает идеи А.Н. Леонтьева, В.В. Столин, рассматривая самоотношение как «специфическую активность субъекта в адрес своего «Я»» [5, с. 276].
- С.Р. Пантилеев в своих работах, более глубоко описывает различие двух подсистем самоотношения – самооценочной и эмоционально-ценностной, ученый подводит к их определению, как «самоуважение». Эмоция позитивного самоотношения рассматривается как «аутосимпатия», негативного самоотношения (самоуничижение) [4].
Американский психолог и философ У. Джеймс полагает, что психические способности сформировались и существуют для обеспечения адаптации: «...наши внутренние способности изначально приспособлены к формам того мира, в котором мы живем, думается с тем, чтобы обеспечить нашу безопасность и благосостояние в его среде, ...различные процессы чувствования и мышления развились до того состояния, в каком они оказываются теперь, благодаря нашим реакциям на внешний мир» [2, с. 32].
Проанализировав структуру самоотношения, можем описать ее как трехкомпонентную систему, состоящую из: позитивных оценочного и эмоционального, и негативного самоотношения, которая представлена в таблице (таблтца 1).
Таблица 1. Структура самоотношения.
Проанализировав работы авторов, изучающих психологические исследования самоотношения, мы пришли к нижеследующим выводам: для формирования Я-концепции одним из главных условий является самоидентификация личности. А самоотношение – это одна из важных составляющих самоидентификации личности. Чтоб иметь возможность спрогнозировать поведение человека и проанализировать его поступки и действия, также необходимы исследования самоотношения.
Самосохранение психологически здоровой личности, является одним из важных условий состоятельности человека, что особенно важно для матерей, воспитывающих детей с ОВЗ. От того каким будет поведение индивида (конструктивным или деструктивным), в прямопропорциональной зависимости находится его здоровье. А способность адаптации в современном мире является важным условием и актуальной задачей успешности. Таким образом, интерес среди ученых только возрастает, на протяжении столетий, к исследованию феномена самоотношения.
Проанализировав и обозначив уровни состоятельности психологически здоровой личности, рассмотрим самоотношение, как личностную состоятельность индивида, представленную в таблице (таблица 2).
Таблица 2. Самоотношение, как личностная состоятельность индивида.
Вопросы, касающиеся сохранения психического здоровья и формирования зрелой личности, способной адаптироваться в современном мире, являются одной из самых важных проблем, стоящих перед человечеством. Но научных материалов по теме, касающейся проблемы самоотношения и сохранения психического здоровья у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, мало.
Список литературы
- Гартманн Г. Эго-психология и проблема адаптации личности / Г. Гартманн. – Москва: Ин-т общегуманит. исслед., 2002 (Тип. АО Мол. гвардия). – 143 с.
- Джемс У. Психология. - М.: «Педагогика», 1991. – 368 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство Московского университета, 2003. – 288 с.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения (МИС). Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. Ред. С.Т. Посоховой. – M.: аст; спб.: Сова, 2006. – С. 269-285.