УДК 159.923.2

Роль Я-концепции в различных теориях самооценки

Заславский Дмитрий Александрович – аспирант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируется связь между Я-образом и Я-концепцией, с одной стороны, и самооценкой – с другой. Определены основные различия в интерпретации этих понятий, а также их роль в основных психологических теориях самооценки; когнитивно-опытной теории Я, теории самодетерминации, теории управления страхом смерти, теории социометра.

Ключевые слова: самооценка, Я-образ, Я-концепция, идентичность, самосознание.

Введение

В психологии широко используются несколько важных понятий, которые описывают, как человек воспринимает себя и относится к себе: Я-образ (Образ Я), Я-концепция, (само)идентичность, самооценка, самоотношение и др. При этом концептуальный аппарат характеризуется неопределенностью: многие термины используются в разных, даже противоположных значениях, и находятся в разных отношениях друг с другом [1; 2]. Это регулярно вызывает сложности в интерпретации и выявлении связей между различными переменными. Несмотря на это, можно сказать, что в самом общем смысле такие понятия как Я-образ и Я-концепция относятся, как правило, к содержательным, качественным аспектам понимания человеком самого себя, а самооценка – к оценочным, количественным.

Благодаря тому, что самооценка рассматривается как обобщенная количественная оценка человеком самого себя, своей ценности и достижений, именно она регулярно выступает в качестве характеристики личности, психологического благополучия, предиктора поведения и других значимых феноменов. Теории самооценки по этой причине играют более важную и универсальную роль в психологии, что позволяет рассмотреть взаимосвязь качественных и количественных аспектов самопознания через призму таких теорий. Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы определить роль Я-концепции и/или Я-образа и связанных конструктов в основных психологических теориях самооценки. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Когнитивно-экспериенциальная (когнитивно-опытная) теория Я (CEST)

Теория CEST, разработанная С. Эпштейном, претендует на роль всеобъемлющей теории человеческого Я, и самооценка играет в ней очень важную роль [3]. CEST относится к категории т.н. «дуальных концепций», рассматривая человеческую личность и психику как образованную двумя качественно различающимися системами обработки информации: когнитивной (рациональной, сознательной) и опытной/экспериенциальной (бессознательной, автоматической). Опытная система является эмоциональной и стремится к позитивным аффектам, а когнитивная оценивает возможные последствия действий и реакцию социального окружения.

Как опытная, так и когнитивная система способны оценивать собственное положение и являются источником, представлений человека о себе. Такие представления могут быть имплицитными либо эксплицитными. В этом CEST существенно отличается от традиционных представлений, согласно которым Я-концепция является частью самосознания и может быть только сознательной. В CEST это не так; представления человека о себе могут носить неявный характер; такие представления лежат в основе имплицитной самооценки. При этом имплицитная самооценка характеризуется эмоциональной предвзятостью и мотивационным стимулом оценивать себя положительно. Она может совпадать с эксплицитной самооценкой, основанной на работе когнитивной системы, либо не совпадать с ней. Во втором случае высокая эксплицитная самооценка становится защитным механизмом. Таким образом, сочетание и взаимодействие положительно-предвзятых, эмоционально нагруженных представлений о себе с более реалистичной оценкой и пониманием окружающего мира лежат в основе двух типов самооценки, характер отношений между которыми и определяет психологические и поведенческие эффекты.

Теория самодетерминации

Разработанная Э.Деси и Р.Райаном, теолрия самодетерминации является одной из главных современных теорий человеческой мотивации, противопоставляющей внешнюю и внутреннюю мотивацию [4]. Если первая основана на внешних стимулах, то вторая возникает в том случае, если деятельность обеспечивает удовлетворение фундаментальных психологических потребностей в автономии, компетентности и социальной включенности. Два типа мотивации лежат в основе разных типов самооценки: контингентной (основанной на соотношении с внешними стандартами и ожиданиями) и подлинной, менее зависящей от оценок со стороны внешнего окружения и опирающейся на фундаментальные представления человека о себе.

Теория самодетерминации не использует напрямую понятия Я-образа или Я-концепции. Однако общая логика теории позволяет предположить, что различие между двумя типами самооценки опираются на разные наборы представлений о себе. При контингентной самооценке человек опирается на внешние сигналы, которые формируют образ Я исходя из потребностей и интересов окружения. Напротив, подлинная самооценка предполагает формирование целостной, непротиворечивой и отчетливой Я-концепции, в которой человек рассматривает себя и свою деятельность как имеющие ценность сами по себе. Контингентная самооценка в этом смысле может быть барьером на пути формирования такого представления о себе, препятствуя подлинной самооценки.

Тем самым, как и CEST, теория самодетерминации также дифференцирует между двумя типами самооценки, однако соотносит их не с двумя системами обработки информации, а двумя типами мотивации: внешней и внутренней. В рамках этой теории, разумно рассматривать контингентную самооценку как опирающуюся на один или множество образов Я, создаваемых на основе внешних источников оценки, а подлинную самооценку – как результат развития целостной и непротиворечивой Я-концепции.

Теория управления страхом смерти (TMT)

Центральной идеей TNT является представление о том, что человеческая психика и поведение в значительной мере определяется фундаментальной экзистенциальной проблемой: осознанием неотвратимости собственной смерти при общебиологическом стремлении к жизни. Эта дилемма порождает глубинный страх (ужас смерти), и самооценка выступает в качестве психологического механизма, разрешающего эту экзистенциальную проблему. Согласно теории, самооценка является не просто рядовым психологическим феноменом, но эволюционно необходимым психологическим защитным механизмом [6]. Человек стремится к высокой (позитивной) самооценке, потому что она выступает в качестве буфера, снижающего тревожность, вызванную экзистенциальным страхом смерти.

Центральный тезис TMT является хорошо подтвержденным эмпирически: люди с высокой самооценкой действительно отличаются меньшей тревожностью и меньшей склонностью к защитным поведенческим стратегиям. Однако было бы неверно сводить действие самооценки исключительно к интрапсихическим процессам. Ориентация на социальные и культурные представления и стандарты позволяет человеку убедиться в собственной ценности, и одновременно мотивирует к деятельности, результаты которой могут восприниматься как имеющие ценность и говорящие о достоинстве и ценности самого человека.

Понятие Я-концепции в TMT используется, но не играет самостоятельной роли, фактически отождествляясь с самооценкой. Некоторые психологи, в частности, К. Лашович-Табачек и Ж. Снежинска, полагают, что внешние стандарты (на которые ориентируется человек, чтобы убедиться в собственной ценности) должны рассматриваться как часть Я-концепции [6]. Однако в логике TMT такие стандарты имеют ценность именно как внешние рамки референции, а потому вряд ли могут рассматриваться как часть образа Я. Вопрос о связи самооценки и Я-концепции поэтому в TMT остается, по сути, нерешенным.

Теория социометра

Одна из самых известных теорий самооценки, теория социометра, предложенная М. Лири, обосновывает полностью социально-психологическую природу самооценки [7]. Самооценка является способом и инструментом измерения, позволяющим отслеживать свое социальное окружение и определять свое место в системе социальных отношений. Самооценка позволяет человеку понять, как он выглядит в глазах других и какую ценность он для них представляет как актуальный или потенциальный партнер по взаимодействию. Как и TMT, теория социометра опирается на эволюционные аргументы, однако использует их применительно к оценке важности социальных контактов и отношений, жизненно необходимых навыков обработки социальной информации и существования внутри больших групп. Любой человек критически зависим от других, а потому существует потребность в социально-психологических механизмах, обеспечивающих соблюдение общих норм, кооперацию и выстраивание стабильных социальных отношений. Самооценка выполняет именно такую функцию, своевременно информируя человека о негативном восприятии со стороны окружающих и заставляя его корректировать свое поведение.

Теория социометра редко использует понятие Я-концепции или Я-образа. Однако ее логика подразумевает тесную связь самооценки и социальной идентичности. Справедливым будет утверждение, что самооценка обеспечивает валидацию, подтверждение социальной идентичности человека, то есть, его восприятия как полноправного члена определенной социальной группы. Низкая самооценка подвергает сомнению этот статус, является угрозой идентичности и создает риски социальной эксклюзии. В свою очередь, социальная идентичность может рассматриваться как часть Я-концепции, относящаяся к связи с социальным окружением. При этом можно предположить, что чем большую роль в Я-концепции человека играет социальная идентичность, тем выше значимость самооценки как фактора регуляции социального поведения.

Заключение

Хотя представленный обзор не исчерпывает многообразия современных психологических концепций самооценки, даже он показывает существование серьезных концептуальных и теоретических расхождений в выявлении связи между различными аспектами понимания и оценки человеком себя и своей ценности. Отсутствие четкого разграничения понятий Я-концепции и Я-образа, с одной стороны, и содержательных и оценочных описаний себя, с другой – препятствует анализу механизмов формирования самооценки и ее психологических функций.

Несмотря на эти расхождения, наименее противоречивым можно считать следующее теоретическое описание связи самооценки и Я-концепции. Я-концепция (как набор содержательных представлений о себе) является одновременно предпосылкой и объектом самооценки, а также ее результатом. Последнее связано с тем, что самооценка соотносит фактические знания о себе с некоторыми стандартами оценивания, как правило внешними, и используют сигналы из внешней среды для саморегуляции. Внутренняя несогласованность Я-концепции, несоответствие между Я-концепцией и внешним Я-образом либо стандартами оценивания (внутренними или внешними) являются основной причиной снижения самооценки и соответствующих негативных последствий.

Список литературы

  1. Bailey J.A. Self-image, self-concept and self-identity revisited // Journal of the National Medical Association. 2003. Vol. 95. No. 5. P. 383-386.
  2. Baumeister R.F. Self-concept, self-esteem, and identity // Personality: Contemporary Theory and Research / Ed. by V.J.Derlega, B.A. Winstead, W.H. Jones. Chicago: Nelson-Hall Publishers, 1999. P. 339-375.
  3. Epstein S. Conscious and unconscious self-esteem from the perspective of Cognitive-Experiential Self-Theory // Self-Esteem Issues and Answers: A sourcebook of current perspectives / Ed. by M.H. Kernis. New York: Psychology Press, 2006. P. 69-76.
  4. Deci E., Ryan R. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum Press, 1985. 371 p.
  5. Pyszczynski T., Greenberg J., Solomon S. et al. Why do people need self-esteem? A theoretical and empirical review // Psychological Bulletin. 2004. Vol. 130. No. 3. P. 435-468.
  6. Lachowicz-Tabaczek, Sniecinska J. Self-concept and self-esteem” how the content of the self-concept reveals sources and functions of self-esteem // Polish Psychological Bulletin. Vol.42. P. 24-35.
  7. Leary M. Sociometer Theory and the pursuit of relational value: getting to the root of self-esteem // European review of Social Psychology. 2005. Vol. 16. P. 75-111.

Интересная статья? Поделись ей с другими: