УДК 159.99

Роль школьного психолога в профилактике и коррекции суицидального поведения1

Болеев Талант Калдыбекович – доктор педагогических наук, профессор Международного Таразского инновационного института имени Ш. Муртазы (Республика Казахстан, Тараз).

Жаркинбаева Динара Сабитовна – преподаватель Международного казахско-турецкого университета имени Х. А. Ясави (Республика Казахстан, Туркестан).

Ускенбаева Джулдуз Аманкелдиевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель Международного Таразского инновационного института имени Ш. Муртазы (Республика Казахстан, Тараз).

Аннотация: Данная статья обсуждает важную роль, которую играют школьные психологи в предотвращении и лечении суицидального поведения среди школьников. В свете растущей проблемы суицида среди подростков, статья подчеркивает необходимость активного вмешательства школьных психологов для обеспечения безопасной и поддерживающей образовательной среды.

Авторы анализируют ключевые аспекты работы школьных психологов, включая идентификацию рисков и признаков суицидального поведения, проведение профилактических мероприятий, а также предоставление эффективной коррекции и поддержки для учеников, страдающих от этой проблемы. Статья также обсуждает важность сотрудничества школьных психологов с другими специалистами, учителями и родителями для создания комплексного подхода к суицидальной профилактике.

Исследование подчеркивает, что школьные психологи имеют потенциал изменить жизни учеников, предостерегая и помогая им в борьбе с суицидальными мыслями и поведением. Знание и понимание роли школьных психологов в этой области могут способствовать созданию более безопасной и поддерживающей школьной среды, способствуя психологическому благополучию учеников.

Ключечевые слова: школьный психолог, профилактика суицидального поведения,коррекция суицидального поведения, суицидальное поведение, подростки, риски суицида, здоровье подростков, комплексный подход, мониторинг суицидальных признаков, стратегии профилактики.

Суицидальное поведение среди подростков – это серьезная и распространенная проблема, требующая немедленного внимания. Подростки, переживающие непростой период становления, подвержены большому психологическому давлению, и, к сожалению, это может привести к самоповреждающему и даже суицидальному поведению [1].

Школьный психолог играет важную роль в профилактике и коррекции этой проблемы. Он/она обеспечивает поддержку и помощь учащимся, которые испытывают психологические трудности и стрессовые ситуации, которые могут привести к суицидальным мыслям или попыткам [2].

Во-первых, школьный психолог проводит профилактическую работу, направленную на освещение проблемы суицида среди учащихся. Он/она организует представления, беседы, тренинги и лекции, рассказывает о признаках и факторах риска суицида. Эта информация помогает учащимся и педагогам более глубоко понять проблему и быть готовыми к действию.

Во-вторых, школьный психолог предоставляет индивидуальную и групповую поддержку учащимся, страдающим от психических проблем или самоубийственных мыслей. Он/она создает доверительную атмосферу, где ученики могут выразить свои эмоции и проблемы. Психолог обеспечивает консультации, слушает и помогает развивать адаптивные стратегии решения проблем.

В-третьих, школьный психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами – педагогами, медицинским персоналом и родителями, чтобы обеспечить комплексный подход к проблеме суицида. Это включает организацию совместных встреч, где обсуждаются конкретные случаи, и разработка индивидуальных планов действий для каждого учащегося.

Кроме того, школьный психолог осуществляет мониторинг состояния учащихся, особенно тех, которые ранее проявляли признаки риска самоубийства. Он/она внимательно следит за изменениями в поведении и эмоциональном состоянии учеников, проводит регулярные беседы и консультации. В случае обнаружения тревожных признаков, психолог предпринимает незамедлительные меры для предоставления неотложной помощи.

Комплексный и многоуровневый подход к предотвращению суицидального поведения в школе включает индивидуальные, групповые и системные меры. Школьный психолог является важным фактором в работе по предотвращению суицидального поведения, и его вклад может значительно повлиять на благополучие и безопасность учащихся [3].

Однако, роль школьного психолога в профилактике и коррекции суицидального поведения имеет свои ограничения и вызывает несколько вопросов. В частности, важно обеспечить достаточное финансирование и поддержку психологических служб в школах для эффективной работы специалистов. Также важно обучение учителей и другого персонала школы основам психологии и умение заметить, что у ученика могут быть проблемы с психическим здоровьем [4].

Дополнительно к основным функциям и ответственностям школьного психолога в профилактике и коррекции суицидального поведения, существуют еще некоторые действия и подходы, которые можно рассмотреть:

  1. Сотрудничество с внешними организациями: Школьный психолог может установить связи с местными медицинскими учреждениями, центрами по борьбе со суицидом и другими профессионалами, чтобы получать дополнительную поддержку и экспертную консультацию в работе с учащимися.
  2. Знакомство с программами и методиками: Важно, чтобы школьный психолог был ознакомлен с различными программами и методиками, которые могут помочь в предупреждении и коррекции суицидального поведения. Например, использование программ групповой терапии, когнитивно-поведенческой терапии или программ развития навыков управления эмоциями.
  3. Содействие созданию безопасной школьной среды: Школьный психолог может работать вместе с администрацией школы и педагогами для создания безопасной и поддерживающей среды. Это включает проведение тренингов для педагогов по осознанию и реагированию на признаки суицидального поведения, осуществление антибуллинговых программ, обеспечение доступа к профессиональной поддержке и обезопасителям для учащихся.
  4. Сотрудничество с родителями: Школьный психолог может вести беседы с родителями и предоставлять им информацию о проблеме суицида среди молодежи, признаках и факторах риска, а также о том, как быть поддерживающими и помогающими своим детям. Психолог также может организовывать семинары или встречи для родителей с приглашением специалистов.
  5. Образование и осведомленность: Школьный психолог может проводить информационные кампании, мероприятия и предоставлять материалы о проблеме суицида, его предотвращении и доступных ресурсах поддержки. Это помогает учащимся и их семьям быть осведомленными о важности психического здоровья и о том, куда обращаться за помощью.
  6. Вовлечение сообщества: Школьный психолог может связаться с местными организациями и сообщественными группами для проведения совместных мероприятий и кампаний, направленных на профилактику и поддержку психического здоровья учащихся.

Для эффективной работы с учащимися, страдающими от суицидальных мыслей или поведения, школьному психологу может быть полезным использовать следующие подходы и стратегии:

  1. Оценка риска: Первоначально школьный психолог должен провести оценку риска и определить уровень серьезности суицидальных мыслей или поведения у конкретного учащегося. Это включает проведение интервью с учащимся, а также использование специальных опросников и инструментов для оценки риска.
  2. Идентификация факторов риска и защиты: Школьный психолог должен определить факторы риска, такие как наличие психических расстройств, история семейной насилия или злоупотребления наркотиками, а также недостаток социальной поддержки. В то же время, необходимо также выявить факторы защиты, такие как сильные социальные связи и возможности для развития навыков управления эмоциями.
  3. Создание индивидуализированного плана поддержки: На основе оценки риска и идентификации факторов риска и защиты, школьный психолог должен разработать индивидуализированный план поддержки для учащегося. Этот план может включать регулярные индивидуальные консультации, групповые терапевтические занятия, связь с другими профессионалами, такими как психиатры или семейные терапевты, а также регулярную оценку эффективности мероприятий.
  4. Безотлагательное реагирование на кризисные ситуации: Если школьный психолог получает информацию о том, что у учащегося есть суицидальные мысли или планы, необходима немедленная реакция. Психолог должен оценить уровень опасности и принять меры по безопасности учащегося, включая уведомление администрации школы, родителей и/или учебного персонала, а также обеспечение непосредственной поддержки и направление учащегося в экстренную медицинскую помощь [5].
  5. Сотрудничество с родителями и учителями: Школьный психолог должен активно сотрудничать с родителями и учителями для обеспечения непрерывности поддержки и пересекающейся поддержки для учащихся. Это может включать составление планов «Безопасный дом» и «Безопасная школа», регулярную коммуникацию с родителями и обучение учителей в области признаков и реагирования на суицидальное поведение.
  6. Профилактическая работа и образование: Школьный психолог должен включить профилактическую работу и образование среди учащихся, родителей и учебного персонала. Это может включать организацию просветительских мероприятий, тренингов по развитию эмоциональной компетентности и решению проблем, а также создание антибуллинговых программ.
  7. Работа с учебными группами: Школьный психолог может проводить групповые занятия с целью предотвращения суицидального поведения. Это могут быть занятия по развитию навыков управления эмоциями, коммуникации и решения проблем. Групповая работа также может способствовать созданию поддерживающей атмосферы и развитию эмпатии среди учащихся.
  8. Вовлечение родителей: В работе по предотвращению суицидального поведения важно вовлекать и поддерживать родителей. Школьный психолог может проводить индивидуальные консультации с родителями, предоставлять информацию о ресурсах в сообществе и рекомендовать программы поддержки. Сотрудничество с родителями поможет создать лучшие условия для поддержки учащегося как в школе, так и дома.
  9. Системная поддержка: Школьный психолог может сотрудничать с администрацией школы и образовательной системой, чтобы обеспечить адекватные ресурсы и политики по предотвращению суицидального поведения. Это может включать обучение учителей и персонала, разработку протоколов для реагирования на кризисные ситуации и создание безопасной и включающей школьной среды.
  10. Сетевое взаимодействие: Школьный психолог может сотрудничать с другими профессионалами, такими как врачи, психиатры, социальные работники или организации по предотвращению суицида в сообществе. Это сетевое взаимодействие позволяет обмениваться информацией и ресурсами, а также координировать меры поддержки для учащихся.
  11. Оценка эффективности: Школьный психолог должен проводить оценку эффективности своих мероприятий по предотвращению суицида. Это позволяет оценить эффективность и внести коррективы в работу. Оценка может быть проведена с помощью опросников, наблюдений и обратной связи от учащихся, родителей и персонала школы.

Каждая школа и каждый школьный психолог могут иметь свои особенности и ресурсы, поэтому важно адаптировать подходы в соответствии с конкретными условиями. Целью работы школьного психолога является создание безопасной и поддерживающей среды для всех учащихся, что включает охрану и поддержку тех, кто может испытывать суицидальные мысли или поведение [6].

  1. Психообразование: Школьный психолог может проводить психообразовательные программы для учащихся, родителей и учебного персонала, чтобы повысить осведомленность о суицидальном поведении, его причинах и как реагировать на него. Это поможет снять стигму, обеспечить понимание и содействовать более открытому обсуждению проблемы.
  2. Мониторинг: Школьный психолог должен осуществлять систематический мониторинг учащихся, особенно тех, у кого ранее был выявлен риск суицида или кто получал поддержку по этому вопросу. Регулярное общение, следующие встречи и прослушивания могут помочь отслеживать изменения в состоянии учащихся и необходимость более интенсивной поддержки.
  3. Разработка плана безопасности: Школьный психолог должен работать вместе с учащимися, учителями и родителями для разработки индивидуального плана безопасности. Это включает определение стратегий для предотвращения кризисных ситуаций, объяснение, кому и как обратиться в случае необходимости, и обсуждение с учащимся его собственных систем поддержки.
  4. Самоопределение и развитие навыков: Школьный психолог может помочь учащимся в процессе самоопределения и развития навыков, необходимых для противостояния стрессу и трудностям. Это может включать помощь в идентификации личных ценностей, установлении целей, построении резилиентности и развитии стратегий управления эмоциями.
  5. Кураторство и координирование услуг: Школьный психолог может выступать в качестве куратора или координатора услуг для учащихся, требующих дополнительной поддержки. Это означает взаимодействие с другими специалистами, такими как психиатры, социальные работники или специалисты по злоупотреблению наркотиками, чтобы учащиеся получили все необходимые услуги и поддержку.
  6. Самопомощь и ресурсы: Школьный психолог может предоставить учащимся информацию о самопомощи и ресурсах, доступных в сообществе. Это может быть список горячих линий, интернет-ресурсов, поддерживающих групп или организаций, которые могут оказать помощь в кризисных ситуациях или при суицидальных мыслях.
  7. Кризисное вмешательство: Школьный психолог должен быть готов к проведению кризисного вмешательства в случае, если учащийся находится в непосредственной опасности. Это может включать оценку риска, активное слушание, предоставление эмоциональной поддержки и непосредственное уведомление родителей, администрации школы или местных служб скорой помощи, в случае необходимости.
  8. Тренинги для учителей: Школьный психолог может предлагать тренинги для учителей, чтобы помочь им распознавать признаки суицидального поведения и уметь реагировать на них. Это может включать обучение по проведению разговоров с учащимися, признакам тревоги и стресса, а также информацию о доступных ресурсах и поддержке.
  9. Социальные медиа и кибербуллинг: Школьный психолог может предлагать обучение учащимся и родителям по безопасному использованию социальных медиа и предотвращению кибербуллинга. Это может включать обучение по защите личной информации, осведомленности о последствиях онлайн-поведения и стратегиям реагирования на негативные ситуации.
  10. Создание безопасной школьной среды: Школьный психолог может принимать активное участие в создании безопасной и включающей школьной среды, где каждый учащийся чувствует себя принятым и поддержанным. Это может включать разработку программ по принятию разнообразия, антибуллинговых мероприятий и формированию позитивного школьного клуба.
  11. Сотрудничество с местными организациями: Школьный психолог может сотрудничать с местными организациями и участвовать в их программах по предотвращению суицида. Это может включать партнерство с психологическими центрами, государственными службами здравоохранения или благотворительными организациями, которые оказывают поддержку в сфере психического здоровья.
  12. Постоянное обучение и профессиональное развитие: Школьный психолог должен постоянно обновлять свои знания и навыки в области предотвращения суицида. Это может включать участие в конференциях, семинарах, вебинарах и чтение актуальной литературы. Постоянное обучение и профессиональное развитие помогают школьному психологу оставаться информированным о новейших исследованиях и лучших практиках.
  13. Собственная забота и самозащита: Школьный психолог должен заботиться о своем собственном психическом здоровье и самозащите. При работе с учащимися, которые могут испытывать трудности или находиться в кризисе, важно иметь поддержку коллег, участвовать в супервизии и применять стратегии самозаботы, чтобы предотвратить выгорание и сохранить свою эмоциональную нагрузку под контролем.

Школьный психолог играет важную роль в поддержании психического здоровья учеников и в профилактике потенциально опасных ситуаций, таких как суицидальные мысли. Однако поднятие темы суицида должно осуществляться осторожно и в соответствии с определенными принципами.

Частота поднятия темы суицида может зависеть от конкретной ситуации и потребностей ученика. Важно регулярно мониторить состояние учеников и поднимать эту тему, если есть какие-либо признаки риска или изменения в их поведении. Следует также проводить обучение и информирование учеников и родителей о суицидальных признаках и том, как обращаться за помощью.

Чрезмерное и некорректное обсуждение суицида среди подростков может быть вредным и даже увеличить риск суицидального поведения. Однако это не означает, что вообще нельзя обсуждать эту тему. Подход к обсуждению суицида должен быть балансированным и основан на научных рекомендациях.

Важно подходить к обсуждению суицида с уважением и заботой, а не страхом или стигмой. Неправильное обращение с этой темой может привести к нежелательным последствиям, поэтому важно придерживаться научно обоснованных методов и рекомендаций специалистов в области психического здоровья [7].

 Помимо этих подходов, каждый школьный психолог может разрабатывать свои собственные стратегии в зависимости от конкретных потребностей учащихся и доступных ресурсов. Важно помнить, что работа школьного психолога по предотвращению и коррекции суицидального поведения требует чувствительности, эмпатии и тщательной подготовки [8].

В заключение, школьный психолог играет важную роль в снижении риска суицидального поведения среди учащихся. Его/её профилактическая работа, индивидуальная и групповая поддержка, сотрудничество с другими специалистами и мониторинг состояния учащихся являются неотъемлемой частью системы защиты психического здоровья школьников. Однако, для достижения положительных результатов необходима поддержка и сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса – учителями, родителями и администрацией школы.

Список литературы

  1. Джайнакбаев Н.Т., Ешимбетова С.З., Рахменшеев С.К., Жолдыбаева Ж.С., Худаир Ж.Р. «Превенция суицидов у лиц подросткового возраста в системе общеобразовательных и средне-специальных учебных заведений». Учебнометодическое пособие. – Алматы, 2021, 61 с.
  2. Попов В.В., Ерохина А.В., Черкасова С.В. Роль психолога образовательной организации в выявлении и коррекции деструктивной социальной девиации подростков в условиях цифровизации// Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 3. С. 14–23.
  3. Сборник материалов республиканской практической конференции «Технологии работы по профилактике суицидального поведения в подростково-молодежной среде». – Казань: Издательство «Татграф», – 142 с.
  4. Психологические основы профилактики суицидального поведения: учебное пособие / Т.И. Смаглий, Н.В. Белого, Ш.С. Демисенова и др. Костанай: КГПИ, 2016. – 209 с.
  5. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с. (Электронный ресурс).
  6. Barber CW, Miller MJ: Reducing a suicidal person’s access to lethal means of suicide: A research agenda. Am J Prev Med 47(3 Suppl 2):S 264-S272. doi: 10.1016/j.amepre.2014.05.028 Бутрим, Г. А., Колмаков, А. А. и др. Профилактика юношеского суицида: пособие / Г. А. Бутрим, А. А. Колмаков, Н. П. Благенкова, А. А. Урбанович. – Минск : «Пачатковая школа», 2012. – 346 с.
  7. UNICEF Казахстан [Электронный ресурс]. – URL: https://www.unicef.org/kazakhstan.

1 Статья написана в рамках Проекта МНВО РК ИРН АР09259839 "Организация системы психологического профилирования и коррекции суицидального поведения подростков" по грантовому виду финансирования.

Интересная статья? Поделись ей с другими: