УДК 34

Роль правового регулирования в системе профилактики преступлений

Мурин Дмитрий Анатольевич – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры Теории и истории права и государства Омской академии МВД России.

Аннотация: Целью статьи является изучение правового регулирования в области предупреждения преступлений. В статье анализируется роль права в системе профилактики преступлений. Автор акцентирует внимание на направлениях осуществления такого регулирования. В заключении отмечается, что место и роль права в профилактике преступлений определяются с помощью указанных автором факторов.

Ключевые слова: правовое регулирование, профилактика преступлений, предупреждение преступности, норма права.

Система профилактики преступлений включает множество составляющих элементов и охватывает различные социальные связи и отношения, что делает её правовое регулирование довольно сложным [1, с. 46].

Право играет ключевую роль в нормализации функционирования этой системы, устанавливая юридические рамки и направляя взаимодействие другими социальными системами. Основной метод правового регулирования в этой сфере – стабилизация и упорядочение профилактической деятельности. Важно организовать профилактику преступлений и осуществлять соответствующие мероприятия в соответствии с законом. Для этого необходимо последовательное правовое регулирование профилактической деятельности.

Правовое регулирование предупреждения преступности – нормотворческая деятельность государства и его органов, определяющая в законах и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения преступности, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, основные формы и методы данной работы [2, с. 85].

Сущность правового регулирования заключается в том, что правовые нормы стимулируют социально полезное поведение и борются с факторами, отрицательно влияющими на формирование и жизнедеятельность личности, тем самым создавая условия для эффективной профилактической деятельности. Помимо этого, законы и другие нормативные акты определяют задачи и меры предупреждения преступности, порядок, формы и методы осуществления этой деятельности, функции различных участников, а также координацию и взаимодействие между ними. Эти акты также регламентируют ответственность субъектов профилактической деятельности, обеспечивают защиту личных и имущественных прав, законных интересов граждан и организаций, которые подпадают под сферу предупреждения преступности.

Предупреждение преступности предполагает такое развитие экономики, политики, идеологии, культуры и быта, которое способствовало бы устранению или подавлению негативных сторон общественной жизни, которые могут проявиться в качестве причин и условий преступности. Такая организация общественной жизни должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием [3, с. 37].

Главная роль права в предупреждении преступности заключается в таком регулировании общественной жизни, при котором криминогенные факторы либо устраняются, либо их воздействие минимизируется [3]. Право не может устранить экономические, социально-культурные причины и условия преступности, но может влиять на их отрицательные проявления, локализовать и предотвращать негативные явления и процессы. Для эффективного предупреждения преступности необходимо постоянное совершенствование законодательства, точная реализация законов и нормативных актов, а также наличие надежных механизмов такой реализации.

Правовое регулирование в области предупреждения преступлений осуществляется посредством законов и подзаконных актов различных отраслей права, которые содержат требования о мерах и средствах профилактической деятельности. Такое регулирование осуществляется в трех основных направлениях: материально-правовом, процессуально-правовом и организационно-управленческом.

Первый аспект предупреждения преступности направлен на воздействие на причины и условия преступлений, а также на социальные процессы, которые влияют на преступное поведение, с целью их устранения и поддержки антикриминогенных факторов. Это включает меры, воздействующие на отдельных лиц, причины и условия совершения преступлений, а также стимулирующие граждан к предупреждению и пресечению преступлений.

Второй аспект предупреждения преступности связан с юридическим закреплением прав и обязанностей, установлением ответственности должностных лиц и граждан, а также организацией профилактической деятельности и мероприятий. В некоторых случаях эти два аспекта переплетаются.

Организационно-управленческие нормы определяют субъектов предупреждения преступлений, их статус, материально-техническое обеспечение, а также объекты профилактической деятельности.

Успешная профилактика преступлений может быть осуществлена в рамках существующей правовой системы, однако нормы, регулирующие профилактическую деятельность, должны подвергаться изменениям и переоценке в соответствии с развитием политики профилактики преступлений. Правовое регулирование профилактической деятельности должно опираться на определенную теорию и отражать общественные интересы.

Правовое регулирование должно соответствовать особым общественным отношениям. Нормы права, которые регулируют профилактическую деятельность, регулируют именно эти особые отношения. Поэтому, механизм правового регулирования в профилактике преступлений, являясь частью общего механизма правового регулирования, применяется только в определенной сфере общественных отношений.

Регулирование общественных отношений в этой сфере также означает охрану общественного порядка. Право одновременно служит средством охраны порядка и устранения преступности. Данные функции права – охранительная и регулятивная – способствуют успешной профилактике преступного поведения.

Таким образом, место и роль права в профилактике преступлений можно охарактеризовать, учитывая следующие факторы. Во-первых, нормы права, обеспечивающие профилактику преступлений, основаны на знании закономерностей и тенденций этой деятельности. Во-вторых, нормы права определяют цели и основные задачи профилактики преступлений, выражая реалистичную политику предотвращения преступности и контроля над ней. В-третьих, правовые нормы закрепляют наиболее эффективные методы, формы и средства профилактики преступлений, определяют основные права и обязанности субъектов и объектов профилактического воздействия на лиц, ведущих преступный образ жизни.

Сегодняшние положения требуют обновления, необходимы решения организационного и практического характера, связанные с оптимизацией управления профилактической деятельностью. Обновленная теория и практика профилактики преступлений должны комплексно решать вопросы в сфере профилактики преступлений. Необходим концептуально новый подход к решению проблем правового регулирования профилактической деятельности, а также решению вопросов управления и обоснования эффективности такой деятельности.

Список литературы

  1. Титуш­кинаЕ. Ю. Государственная система предупреждения преступлений и иных правонарушений, место в ней органов внутренних дел : курс лекций. – Москва : Академия управления МВД России, 2021. – 180 с.
  2. Павленко О. В. Криминология : учебное пособие / Тюменский государственный университет. – 2-е изд., доп. и перераб. – Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2008. – 169 с.
  3. Симонова С. С. Теория и практика профилактики преступлений: учебное пособие / Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2022. – 76 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: