УДК 351.74

Материально-техническое обеспечение ОВД по безопасности дорожного движения

Гуртовой Сергей Александрович – магистрант Академии управления МВД России.

Аннотация: В статье представлен анализ дорожно-транспортных происшествий в России за последние 20 лет и причин снижения их количества. Отражены цели, задачи и принципы материально-технического обеспечения органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения; причины неэффективного материально-технического обеспечения и направления деятельности по их устранению.

Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, безопасность дорожного движения, автотранспортное обеспечение.

Общая политическая, экономическая и социальная ситуации в стране и в мире оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе на безопасность дорожного движения. В настоящее время количество автомобильных аварий в нашей стране вызывает тревогу на всех уровнях общества – от законодательной и исполнительной власти Российской Федерации до рядовых представителей российского населения.

Ежегодно на дорогах России погибают десятки тысяч человек, сотни тысяч получают травмы. Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с 2000 года [11] показывает повышение числа погибших в первые из рассматриваемых лет, достигая максимума в 2003 году (35602 смертей). Наибольшее количество ДТП произошло в 2007 году, характеризующемся одновременно пиком числа людей, получивших ранения в результате автомобильных аварий. После 2012 года наблюдается поступательное снижение количества ДТП и числа пострадавших и погибших в них людей. Так, в 2020 году в ДТП погибли 16152 человека, пострадали более 183 тысяч.

Примечательно, что в период нелинейного, но существенного снижения количества ДТП с человеческими жертвами, наблюдаемого с 2006 по 2020 годы, действовала федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения» [9]. Тенденция к снижению количества ДТП и смертей в результате автомобильных аварий, наблюдаемая с 2017 года, коррелирует с началом реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» [6], сменившего указанную федеральную целевую программу.

Как подчеркивает С.В. Бабин, снижение числа погибших в ДТП достигнуто во многом благодаря успешной реализации указанных федеральных целевых программ, где большое внимание уделено улучшению технического состояния автодорог и средств регулирования движения [1].

При этом в сфере непосредственной надзорной деятельности дорожно-постовой службы (ДПС) ГИБДД ситуация существенно не изменилась. С 2010 года по 2016 год на 42,4 % возросло количество ДТП, совершенных по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения; на 32,4 % увеличилось количество пострадавших в этих ДТП [1].

Тем не менее, по данным ГИБДД России, в 2021 году дорожная аварийность, по сравнению с предыдущими годами, снизилась. В 133,3 тысячах аварий, сопровождавшихся человеческими жертвами и пострадавшими, погибли 14874 человека, получили травмы 167856 человек.

Соответственно, можно с уверенностью говорить об устойчивой тенденции снижения аварийности и количества жертв ДТП, происходящих в России. С каждым годом удается сохранить сотни и тысячи жизней, в том числе благодаря усилиям Госавтоинспекции.

Вместе с тем, очевидна необходимость повышения эффективности деятельности ГИБДД, направленной на снижение количества ДТП, повышения безопасности дорожного движения. Существенную роль в этом играет качественное материально-техническое обеспечение органов внутренних дел (ОВД).

«Материально-техническое обеспечение – это комплекс мероприятий по истребованию, получению, приобретению, подвозу, хранению и выдаче продовольствия, вещевого имущества, горюче-смазочных материалов, боеприпасов, ремонтных и эксплуатационных материалов, хозяйственного инвентаря и оборудования, материалов и других материальных средств» [3, с. 45]. Наряду с финансовым, материально-техническое обеспечение является основой для других разновидностей обеспечения и включено в единую систему тылового обеспечения МВД России.

Целями и задачами материально-технического обеспечения являются:

  • организация централизованного снабжения материальными ресурсами подразделений МВД России в соответствии с нормами положенности;
  • поддержание обеспеченности подразделений МВД России материально-техническими ресурсами в объемах, необходимых для выполнения ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач;
  • реализация МВД России функций генерального заказчика на поставку материально-технических средств для нужд ОВД;
  • сохранение и поддержание имеющихся материально-технических средств в постоянной готовности к служебно-боевому применению;
  • разработка новых технических средств;
  • реализация контроля за учетом, хранением, рациональным и экономным использованием и расходованием материальных и финансовых средств в подразделениях МВД России [3].

К числу основных принципов материально-технического снабжения ОВД России Г.В. Гиоев, В.А. Титов относят:

  • поддержание постоянной готовности к материальному обеспечению повседневной работы ОВД и деятельности в особых условиях;
  • экономичность, что предполагает экономное и целевое использование ресурсов, а также применение эффективных экономических методов управления;
  • плановость снабжения в соответствии с нормами положенности;
  • соответствие системы ресурсного снабжения структуре ОВД;
  • приоритетное снабжение подразделений ОВД, обеспечивающих важнейшие направления оперативно-служебной деятельности;
  • возможность автономной, самостоятельной работы подразделений службы тыла в определенных условиях;
  • устойчивость и маневренность, что позволяет эффективно работать в изменяющейся оперативной обстановке;
  • наличие и постоянное поддержание необходимых резервов материально-технических средств;
  • твердость, гибкость и непрерывность управленческих действий, что обеспечивает эффективное выполнение сотрудниками тыловых подразделений своих функций;
  • ответственность управленческого звена тыловой службы перед конкретного сотрудника в доведении до него материальных средств, то есть конечного продукта тылового обеспечения [10].

В.И. Долинко дополняет указанные принципы следующими:

  • приоритетность материально-технического обеспечения подразделений ОВД, прямым образом задействованных в борьбе с преступностью, а также выполняющих первоочередные служебно-боевые задачи;
  • взаимодействие тыловых подразделений с силами и средствами технического обеспечения и иными поддерживающими подразделениями ОВД;
  • упреждающий характер материально-технического обеспечения;
  • соответствие материально-технической оснащенности решаемым органами внутренних дел служебно-боевым задачам;
  • централизация управления тыловыми подразделениями ОВД;
  • пропорциональное распределение и размещение запасов материальных ценностей [5].

Одно из важных направлений материально-технического обеспечения ОВД – автотранспортное обеспечение, ориентированное на удовлетворение потребностей ОВД в соответствии со стоящими перед ними задачами, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Автотехническое обеспечение в ОВД организует автомобильная служба, реализующая ряд задач, к числу которых относятся: обеспечение подразделений автомобильной техникой и автомобильным имуществом; учет и перераспределение, организация эксплуатации, поддержание технической готовности этой техники; техническая подготовка водителей и других специалистов автомобильной службы; совершенствование работы автомобильной службы и др. [8].

Согласно позиции В.В. Новикова [7], в совершенствовании деятельности тыловых подразделений ОВД следует ориентироваться не столько на современные технические и информационные разработки, сколько на более фундаментальную основу – реализацию специальных принципов эффективного управления инфраструктурой.

Реализуя материально-техническое обеспечение ОВД, как бюджетного учреждения, следует «исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств» [4, с. 15].

Как указывает В.Ю. Бажанов, опираясь на результаты контрольных проверок оснащенности подразделений ОВД по основным видам материально-технических ресурсов, существует дисбаланс распределения выделяемых средств: сверхнормативная обеспеченность одних видов ресурсов и существенная недостаточность других. Причинами неэффективного материально-технического обеспечения являются просчеты и нарушения в организации хозяйственной деятельности, такие как: «приобретение имущества без согласования с окружными управлениями; необоснованное списание материально-технических средств без учета нормативных сроков их эксплуатации, выдача имущества сверх установленных норм положенности; приобретение товарно-материальных ценностей без проведения конкурсов и заключения договоров; незаконное списание топлива на неэксплуатируемый автотранспорт и путем фальсификации показаний спидометров; неустранение недостатков, отмеченных в актах ревизий прошлых лет; нарушения требований противопожарных норм и правил эксплуатации электроустановок, хранение в гаражных боксах легковоспламеняющихся веществ» [2, с. 262].

Устранение этих недостатков требует не дополнительных финансовых затрат, а совершенствования организационных и плановых процессов материально-технического обеспечения ОВД; повышения принципиальности в работе сотрудников, обслуживающих и использующих в работе материально-технические средства, и контроля со стороны руководителей; предупреждения и профилактики коррупционных проявлений [2].

А.Н. Богданов также указывает на необходимость более интенсивной работы по повышению «эффективности, экономности, адресности и целевого использования бюджетных средств в области автотранспортного обеспечения» [4, с. 18]. Кроме того, автор видит резервы оптимизации материально-технического обеспечения в упрощении порядка снабжения – организации прямого взаимодействия Департамента тыла МВД России с МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, минуя управление материально-техническим снабжением (УМТС).

Снижение аварийности на дорогах России в последние годы приобрело довольно устойчивую тенденцию, однако динамика падения остается недостаточной для кардинального изменения смертности и количества аварий. Одним из значимых факторов повышения безопасности дорожного движения, снижения количества ДТП и, соответственно, сохранения тысяч жизней граждан нашей страны является материально-техническое обеспечение ОВД. 

В соответствии с Законопроектом о бюджете на 2021 год на национальную безопасность и правоохранительную деятельность было выделено 2,4 трлн рублей. Причем наибольший бюджет был запланирован на обеспечение органов внутренних дел (более 711 млрд рублей в 2021 году, 745 млрд рублей – в 2022 году и 762 млрд рублей – в 2023 году).

Однако, как показывают практика и многолетние исследования специалистов в области материально-технического обеспечения ОВД, повышение безопасности дорожного движения зависит не столько от объемов материально-технического обеспечения, сколько от рационального и эффективного использования материальных и технических средств.

Список литературы

  1. Бабин С.В. Направления совершенствования деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России в сфере охраны и обеспечения общественного порядка / С.В. Бабин // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2017. – № 2 (27). – С. 94-102.
  2. Бажанов В.Ю. Актуальные проблемы организации хозяйственной деятельности в системе органов внутренних дел / В.Ю. Бажанов // Проблемы экономики и юридической практики. – 2009. – № 2. – С. 261-263.
  3. Барикаев Е.Н. Проблемы экономической безопасности материально-технического обеспечения в системе МВД России. На материалах Республики Ингушетия : монография / Е.Н. Барикаев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. – 143 с.
  4. Богданов А.Н. Организационное развитие системы автотранспортного обеспечения органов внутренних дел / А.Н. Богданов // Труды Академии управления МВД России. – 2011. – № 2 (18). – С. 15-18.
  5. Долинко В.И. Материально-техническое снабжение ОВД МВД России: принципы, процессы, субъекты и объекты / В.И. Долинко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 1 (53). – С. 163-166.
  6. Национальный проект «Безопасные качественные дороги» // https://rosavtodor.gov.ru/about/upravlenie-fda/nacionalnyj-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-avtomobilnye-dorogi
  7. Новиков В.В. Контрольно-ревизионная составляющая управления инфраструктурой органов внутренних дел в области материально-технического обеспечения / В.В. Новиков // Вестник экономической безопасности. – 2010. – № 11. – С. 83-85.
  8. Организация материально-технического и финансового обеспечения территориальных органов внутренних дел : учебное пособие / [Воротнев А.С., Гиоев Г.В., Загинайлов В.И. и др.] ; под редакцией Н.Н. Кузина ; МВД России, Санкт-Петербургский университет. – Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та МВД России, 2018. – 255 с.
  9. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 (ред. от 16.05.2020) «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах"» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152847/
  10. Титов В.А. Основы концепции тылового обеспечения органов внутренних дел / В.А. Титов, Г.В. Гиоев // Организационно-экономические, тыловые и гражданско-правовые проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел и внутренних войск : сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции (Москва, 21 декабря 2011 г.) / под ред. Ю.Г. Наумова, В.В. Новикова. – М. : Академия управления МВД России, 2011. – 258 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: