УДК 34

Внесудебное банкротство граждан: правовое регулирование, анализ результатов

Шленников Андрей Андреевич – магистрант кафедры Гражданского права и процесса Российского государственного гуманитарного университета

Аннотация: Законодательство в каждой отрасли права, с течением времени видоизменяется. Институт банкротства не исключение, и законодательство, регулирующее данную сферу, прогрессирует. В данной статье рассматривается тема введения процедуры внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации, в частности причины возникновения процедуры, правовое регулирование, также рассмотрена текущая востребованность процедуры внесудебного банкротства физических лиц, на примере открытых статистических данных. В статье представлена попытка автора обозначить проблемные аспекты внесудебной процедуры банкротства, а также высказаны меры по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего данную сферу.

Ключевые слова: банкротство, гражданин, несостоятельность, внесудебное банкротство.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) выполняет важную и, несомненно, актуальную роль в жизни нашего общества, так как осуществляет функцию регулятора экономической жизни субъектов правоотношений.

Влияние последних экономических, внешнеэкономических и эпидемиологических негативных субъективных и объективных обстоятельств, требовало от государства осуществления мер, способных оказать содействие самому массовому субъекту правоотношений – гражданину.

Вышеупомянутое законодательство, несомненно, нуждалось во внедрении радикально новых способов регулирования, направленных на сбалансирование экономической сферы жизни, от которой всецело зависит состояние общества в целом.

В этой связи автором данной статьи поставлена задача оценить эффективность нововведения 2020 г., в современных условиях, выявить преимущества и недостатки применения данного закона на практике.

В 2015 г. вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 154-ФЗ (далее – ФЗ N 154-ФЗ), который дал физическим лицам право на участие в процедуре банкротства. Учитывая открытые статистические данные, неизвестно рассчитывал ли законодатель на такой уровень «популярности» вводимых изменений и последующую трудоемкость проведения процедур.

Однако, на сегодняшний день, можно сделать вывод, что количество граждан, желающих «освободиться» от огромных долгов, создал условия повышенной загруженности для деятельности судебной системы.

На основании данных, предоставленных электронным ресурсом «Право.ру», с 2016 г. по 2019 г. число зарегистрированных исковых заявлений о банкротстве граждан выросло более чем в 1,8 раз (с 32 016 до 58 863 заявлений). Причем средняя сумма иска, напротив, за тот же период снизилась в 4,8 раз (27,21 млн. руб. до 5,66 млн. руб.) [1].

Исходя из данных, предоставленных федеральным ресурсом, в период неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой с 2019 года, вызванной распространением коронавирусной инфекции, количество граждан, признанных банкротами, продолжило стремительно увеличиваться. В 2020 г. отмечается рост на 72,6% по отношению к 2019 г. В дальнейшем отмечается небольшой спад динамики: в 2021 г. указанный показатель вырос на 62% по сравнению с 2020 г. Тем не менее, за период существования процедуры потребительского банкротства, с 01.10.2015 года по 01.06.2023 года банкротами признаны уже 916 000 физических лиц.

В этой связи этим нововведения 2020 года должны были одновременно разгрузить судебную систему и облегчить проведение процедуры несостоятельности.

Законодатель определил перечень лиц, имеющих возможность воспользоваться процедурой внесудебного банкротства.

Действующая редакция ст. 223.2 Закона о банкротстве, говорит нам, что гражданин имеет возможность воспользоваться этим правом в случае образовавшейся у него суммарно задолженности в пределах от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а также при наличии возвращенного ранее исполнительного документа его кредитору в связи с «отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание» (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ) [2].

Стоит отметить, что с 03.11.2023 года, минимальный порог для вхождения в процедуру банкротства вне суда, будет понижен до 25 000 рублей. Верхняя граница будет установлена в размере 1 000 000 рублей.

Заявление должно быть направлено в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или месту пребывания лица.

В данном заявлении обращающийся гражданин, должен предоставить информацию обо всех известных ему кредиторах, перед которыми имеется задолженность.

С даты подачи заявления, МФЦ предоставляется один рабочий на проверку сведений, по предмету возвращения органами ФССП, исполнительных документов кредиторам заявителя.

Несмотря на платность публикуемых сведений в ЕФРСБ, сама процедура внесудебного банкротства, так и публикуемые в рамках нее сведения осуществляются, без взимания платы за данные услуги.  

В случае установления фактов возвращения всех исполнительных документов кредиторам, а также отсутствия в реестре действующих исполнительных производств в отношении заявителя, МФЦ в установленный срок 3 рабочих дней публикует сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в ЕФРСБ.

Стоит отметить, что с 03.11.2023 года, будет введено новое требование к состоянию исполнительных документов в отношении должника. Согласно принятым изменениям, исполнительный документ должен быть выдан не позже, чем за 7 лет до подачи гражданином заявления в МФЦ.

С даты публикации сведений на ЕФРСБ, вступают в силу, следующие последствия: кредиторы указанные в заявлении не вправе проводить мероприятия по взысканию данной задолженности; прекращается начисление неустоек, процентов, иных финансовых санкций.

Одновременно с освобождением заявителя от его обязательств должник лишается права на заключение кредитных договоров, получение займов, выдачу поручительства, а также кредитору получают возможность направлять в государственные органы запросы на предмет установления имущества должника.

Законодатель обязал граждан, в случае изменения своего имущественного положения, а именно поступления в собственность имущества, которое позволит исполнить имеющиеся обязательства, сообщить о данном факте МФЦ.

При наступлении данных обстоятельств, МФЦ обязано включить посредством публикации в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства такого гражданина.  

В случае неисполнения обязанности по уведомлению МФЦ об наступивших вышеуказанных обстоятельствах, кредиторы, внесенные в список кредиторов, наделены правом подачи в арбитражный суд с заявления о признании гражданина несостоятельным в судебном порядке.

Со дня вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры реструктуризации долгов, процедура внесудебного банкротства гражданина подлежит прекращению.

Законом установлен шестимесячный срок прохождения процедуры. По истечению шести месяцев, процедура завершается. Сведения о данном факте публикуются в ЕФРСБ, в соответствующем сообщении в карточке должника.

По итогам завершения процедуры, задолженность гражданина, перед всеми кредиторами, которые были указаны при подаче заявления, признается безнадежной.

В целях недопущения неправомерных действий со стороны должника, выразившихся в указании недостоверных сведений о составе задолженности перед тем или иным кредитором, Законом предусмотрено, освобождение должника от исполнения обязательств в размере, указанном должником в своем заявлении.

Стоит отметить, что с 03.11.2023 года, срок на повторное обращение в целях прохождения процедуры будет сокращен в 2 раза, до 5 лет.

При рассмотрении данного нормативного правового акта, пояснительная записка представила следующую мотивировку определяющую необходимость создания «упрощенной процедуры»:

  1. Доля должников, у которых в процессе инвентаризации не было выявлено имущество для погашения долгов, на основании данных ЕФРСБ, достигала 30% вступавших в процедуру банкротства граждан на основании информации ЕФРСБ.
  2. С 2017 по 2018 гг. количество судебных решений о признании граждан банкротами увеличилось на 50%.
  3. Количество реабилитационных процедур уменьшается, доходы граждан не позволяют реструктуризировать долг.

«Указанное свидетельствует, что в большинстве своем судебное рассмотрение таких дел о банкротстве является трудоемким, малоэффективным и дорогостоящим» [3].

С другой стороны, введение внесудебного порядка банкротства, многими гражданами был воспринят, как новый упрощенный способ списания долгов.  Внедряя данный институт, государство несомненно также имело цель осуществить поддержку тех слоев населения, кто, оказавшись в стесненной финансовой ситуации не имел возможности обеспечивать имеющуюся задолженность, а также пройти безусловно платную процедуру банкротства в судебном порядке.

За почти прошедшие два года действия данной законодательной новеллы, можно отметить сложившийся спрос на данную процедуру.

Согласно отчетности, сформированной статистическим релизом Федресурса за период с сентября 2020 года по июнь 2023 года, гражданами было возбуждено не менее 18 697 тысяч процедур внесудебного банкротства, из которых не менее 13 282 тысяч процедур завершились освобождением граждан от дальнейшего исполнения обязательств [4].

Если ознакомиться с основной причиной возврата заявлений граждан, самой преобладающей причиной является основание, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Изложенные данные определяют процедуру внесудебного банкротства, как достаточно специфичную процедуру, подходящую для достаточного малого процента граждан, обремененных долговыми обязательствами, по сравнению с процедурой судебного банкротства граждан.

Данная новация законодательства, имеет свои плюсы и минусы.

Основным, плюсом данной процедуры, для лиц ее проходящих, является ее направленность на списание имеющейся задолженности.

Среди минусов внесудебного банкротства можно отметить сокращение прав кредиторов по сравнению с классической процедурой [5].

Прохождение процедуры внесудебного банкротства фактически позволяет недобросовестным гражданам отказаться от действий направленных на исполнения обязательств по возврату имеющейся просроченной задолженности перед кредиторами.

Обратной стороной вышеуказанного примера, являющейся недостатком внесудебной процедуры, состоит в установленном законом диапазоне размера задолженности для входа в процедуру внесудебного банкротства и необходимого условия об окончания исполнительного производства в связи с отсутствием имущества на которое возможно обратить взыскание. Данная проблема выражается в том, что граждане, имеющие доход чуть выше установленного прожиточного минимума, имея задолженность по верхнему порогу установленную законом для внесудебного банкротства (500 тыс. рублей) остаются в многолетней кабале, поскольку в рамках исполнительного производства, судебный пристав уполномочен производить удержания в счет погашения имеющихся у гражданина задолженностей. Представляется возможным перечень оснований окончания исполнительного производства, достаточных для возможности обратиться в МФЦ с целью пройти процедуру внесудебного банкротства, включив в него основания, предусмотренные п.3, п.5, п.6, ст. 46 ФЗ №229-ФЗ.

Подводя итоги, стоит отметить, что институт банкротства в России появился не так давно и активно претерпевает многочисленные корректировки, изменяется и совершенствуется. С момента введения Федерального закона N 127-ФЗ 27 сентября 2002 г. общая сумма изменяющих его документов достигла количества 125 федеральных законов, вносящих те или иные изменения. Это означает, что благодаря своевременному обнаружению тех или иных недостатков нововведений, грамотной оценке статистических данных и введению необходимых поправок по результатам анализа судебной практики, в дальнейшем законодательство будет совершенствоваться и, в частности, регулирование процедуры внесудебного банкротства физических лиц.

Список литературы

  1. Банкротства физлиц в российских судах: статистика // Право.ру [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/story/215039/ (дата обращения: 25.03.2023).
  2. Закон Российской Федерации «Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  3. Статистический релиз Федресурса // ФЕДРЕСУРС ОНЛАЙН [Электронный Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части внесудебного банкротства гражданина». № 792949-7 // Официальный интернет-портал правовой информации «Система обеспечения законодательной деятельности» 2019 [Электронный ресурс]. URL: //https://sozd.duma.gov.ru (дата обращения: 25.03.2023).
  4. Банкротства в России: I полугодие 2023 года. Статистический релиз Федресурса. ресурс]. URL: fedresurs.ru (дата обращения: 10.07.2023).
  5. Ураева Елизавета Юрьевна ЗАЩИТА ПРАВ КРЕДИТОРОВ ВО ВНЕСУДЕБНОМ БАНКРОТСТВЕ // Вопросы российской юстиции. 2023. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-kreditorov-vo-vnesudebnom-bankrotstve (дата обращения: 15.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: