УДК 34

Влияние международного права человека на материальные нормы и институты внутригосударственного права

Абайдулин Сабырбек Жумаваевич – студент Сибирского института управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Новиков Валерий Алексеевич – кандидат юридических наук Сибирского института управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: Статья исследует взаимодействие международного права человека и внутригосударственных правовых систем. В частности, акцентируется внимание на том, как международные стандарты в области прав человека влияют на формирование и применение материальных норм и институтов национального права. Анализируются конкретные примеры интеграции международных обязательств в национальное законодательство и практику их реализации на практике. Основное внимание уделяется тем аспектам, которые способствуют успешной адаптации и внедрению международных стандартов в национальные правовые системы.

Ключевые слова: международное право человека, материальные нормы, институты внутригосударственного права, интеграция, национальное законодательство, стандарты прав человека, адаптация, внедрение.

В современном мире, когда границы между государствами становятся все менее заметными, а их взаимодействие нарастает, международное право человека приобретает особую значимость. Оно служит универсальным инструментом регулирования отношений между государствами и их гражданами, обеспечивая основные права и свободы личности независимо от её национальности, расы, вероисповедания или социального статуса.

Рассматривая исторический путь формирования международного права человека, необходимо обратить внимание на то, как мирные и военные периоды в истории влияли на формулировку и признание основных принципов и норм прав человека.

Одним из ключевых моментов в истории стало завершение Второй мировой войны. Ужасы войны и преступления против человечности, совершенные нацистами, потребовали нового подхода к защите прав человека на международном уровне. Это привело к принятию Универсальной декларации прав человека в 1948 году в ООН. Хотя декларация не имела юридически обязательного характера, она стала отправной точкой для создания многих других международных договоров и конвенций, регулирующих права человека.

В контексте Российской Федерации особое значение имеет период распада Советского Союза и начала 1990-х годов. Россия стала активно интегрироваться в международное сообщество и присоединяться к ряду ключевых международных договоров в области прав человека. Примером такой интеграции может служить присоединение России к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод в 1998 году. Этот шаг позволил российским гражданам обращаться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге в случае нарушения их прав на территории России.

Также следует отметить, что внутригосударственное законодательство России претерпело ряд изменений в свете новых международных обязательств. Конституция РФ 1993 года закрепила основные права и свободы человека, многие из которых были взяты из международных документов. Согласно статье 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.

Международное право человека базируется на ряде фундаментальных принципов, которые направлены на защиту и обеспечение индивидуальных и коллективных прав каждого человека. Эти принципы служат основой для многих международных договоров, конвенций и деклараций.

Основным принципом, который лежит в основе всех международных инструментов в области прав человека, является признание и уважение интринсического достоинства каждого человека. Этот принцип подчеркивает, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от любой формы дискриминации.

Международное право также устанавливает, что государства имеют обязанности по отношению к своим гражданам – обязанность уважать, защищать и обеспечивать права человека. Это подразумевает не только воздержание от нарушений, но и активные действия со стороны государства для реализации этих прав.

В контексте Российской Федерации международные принципы прав человека нашли свое отражение в ряде национальных законодательных актов. Так, Конституция Российской Федерации 1993 года является основным документом, закрепляющим права и свободы человека. Статья 17 Конституции РФ утверждает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Также стоит упомянуть Федеральный закон "О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30.03.1998 года № 54-ФЗ. Этот закон подтверждает обязательство России передать международным нормам приоритет перед национальным законодательством в случае их противоречия.

Международное право человека имеет свои корни в ряде универсальных договоров и конвенций, которые были приняты на протяжении многих лет. Универсальная декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году, стала отправной точкой, на основе которой был разработан ряд других международных договоров. Пакты ООН о гражданских и политических правах, а также о экономических, социальных и культурных правах стали краеугольными камнями в структуре универсальных норм прав человека.

Тем не менее, за пределами универсального контекста, многие регионы мира разработали свои собственные механизмы защиты прав человека, адаптированные к их уникальным историческим, культурным и политическим контекстам. В Европе, например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод стала основой для работы Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Российская Федерация присоединилась к этой конвенции в 1998 году, что позволило российским гражданам обращаться в Страсбургский суд по вопросам нарушений прав человека на территории России.

Процедурные аспекты реализации прав человека на международном уровне охватывают широкий спектр механизмов и инструментов. Это включает в себя индивидуальные жалобы в международные суды, периодический обзор государственных докладов о выполнении обязательств в области прав человека, а также специальные процедуры и мандаты. В случае России, после ратификации ряда международных договоров, страна стала регулярно представлять доклады перед соответствующими комитетами ООН, описывая прогресс и проблемы в области прав человека.

Современный мир характеризуется активной динамикой взаимодействия международных и национальных правовых систем. Это взаимодействие стоит в центре процессов глобализации и интеграции и касается многих аспектов жизни общества, включая область прав человека.

Одним из ключевых механизмов, обеспечивающих интеграцию международных норм в национальное законодательство, является ратификация международных договоров. В Российской Федерации, после ратификации международного документа, он становится частью внутреннего правопорядка и приоритетен перед национальным законодательством в случае их противоречия, что закреплено в статье 15 Конституции РФ.

Однако, процесс адаптации международных стандартов не лишен сложностей. Возникают проблемы трансформации общих принципов и норм международного права в конкретные и детализированные нормы национального законодательства. Также стоит учесть различия в правовых традициях, социально-культурных и политических особенностях разных государств.

Особенное значение приобретает практика применения международных стандартов в национальных судах. Российские суды, начиная с Конституционного и заканчивая общими судами, все чаще обращаются к международным нормам и практике их применения. Например, решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге не редко служат руководством для российских судов при рассмотрении аналогичных дел.

Тем не менее, иногда возникают ситуации, когда российские суды не следуют рекомендациям международных органов, что может вызвать конфликт между международными обязательствами России и ее внутренней практикой. Это подчеркивает сложность и многогранность процесса интеграции международного и национального права.

Интеграция международных стандартов прав человека в национальное законодательство Российской Федерации имеет несколько ярких примеров, которые иллюстрируют глубину и широту этого процесса.

Прежде всего, рассмотрим адаптацию права на справедливый суд. Этот принцип закреплен в статье 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Российская Федерация, ратифицировав Европейскую конвенцию в 1998 году, взяла на себя обязательства обеспечить каждому право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом. Этот стандарт нашел свое отражение в практике российских судов, особенно в Конституционном Суде РФ, который неоднократно обращался к положениям Конвенции при рассмотрении дел о нарушениях прав и свобод граждан.

Второй пример — это внедрение стандартов свободы слова и информации. Статья 10 Европейской конвенции гарантирует свободу выражения мнений, что включает свободу обладать своими мнениями и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи. В России эти принципы прочно закреплены в статье 29 Конституции РФ. Однако, на практике возникают различные проблемы, связанные с интерпретацией и применением этих норм, особенно в свете современных вызовов в области интернет-коммуникаций и социальных медиа.

Третий аспект касается защиты прав уязвимых групп. Международное право акцентирует внимание на необходимости особой защиты прав таких групп, как дети, женщины, меньшинства, мигранты и другие. В российском законодательстве многие из этих принципов нашли свое воплощение. Например, Федеральный закон "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации" направлен на защиту жертв домашнего насилия, включая женщин и детей.

Эти примеры демонстрируют, что, несмотря на различные трудности и вызовы, Россия активно интегрирует международные стандарты прав человека в свое национальное законодательство, стремясь обеспечить высокий уровень защиты прав и свобод своих граждан.

Список литературы

  1. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).
  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  3. Федеральный закон «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30.03.1998 N 54-ФЗ (последняя редакция).

Интересная статья? Поделись ей с другими: