УДК 34

Мониторинг правоприменения как средство повышения эффективности правоприменения

Шигабутдинова Алина Леонидовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права» Юридического факультета Казанского федерального университета

Ханбикова Иркя Айдаровна – магистрант Юридического факультета  Казанского федерального университета

Аннотация: Эффективность правоприменения является важным показателем его качества. Мониторинг правоприменения является неотъемлемой составляющей правовой системы и важен по нескольким причинам. Значимость мониторинга правоприменения состоит в том, что он является правовым средством, влияющим на качественное действие правовых норм в механизме правового регулирования. Важно правильно оценить роль судебных органов в мониторинге законодательства и правоприменения.  Мерой эффективности правового акта должно быть достижение его цели, для которой он был создан. Эффективность правового мониторинга уменьшают пробелы в его нормативном регулировании.

Ключевые слова: правоприменения, мониторинг, эффективность, законодательства.

Эффективность правоприменения является важным показателем его качества. Причины низкой эффективности правоприменительной деятельности кроются в затянутом судебном производстве, бюрократии, недостатке материальных ресурсов, неправильном толковании правовых норм, недостаточно широкий доступ к квалифицированный правовой помощи, коррупциогенные дефекты законодательства и других факторах. Существуют различные инструменты для повышения эффективности правоприменения, одним из которых является мониторинг правоприменения.

Мониторинг правоприменения является неотъемлемой составляющей правовой системы и важен по нескольким причинам. Во-первых, он помогает понять, соответствует ли применение законов их целям, что позволяет обнаруживать возможные противоречия и проблемы в практике. Во-вторых, мониторинг способствует улучшению качества правосудия и справедливости. Анализ работы судов и других органов позволяет выявлять недостатки и разрабатывать меры для их исправления, а также гарантирует соблюдение принципов независимости и равенства перед законом. В-третьих, мониторинг обеспечивает прозрачность в системе правосудия, выявляет случаи коррупции и следит за соблюдением  прав граждан. Кроме того, он играет важную роль в развитии законодательства, так как его результаты используются для совершенствования законов с учетом  современных вызовов и потребностей общества.

Значимость мониторинга правоприменения состоит в том, что он является правовым средством, влияющим на качественное действие правовых норм в механизме правового регулирования.

Наиболее полное определение понятия правового мониторинга было дано  Н. Н. Черногором: «Правовой мониторинг — это методически обоснованная комплексная си­стематическая деятельность уполномоченных субъектов по наблюдению, анализу, оценке качества правотворческого процесса, юридиче­ских норм и практики их реализации на пред­мет достижения поставленных при их принятии целей, а также по прогнозированию путей со­вершенствования правотворчества и правопри­менения» [4]. Как можно увидеть, в данном определении акцент сделан на участниках процесса, этапах его организации и основных элементах механизма, и как итог четко указывается цель правового мониторинга. Концепции, методология организации и проведения правового мониторинга разработаны в работах Д. Б. Горохова  и Ю. А. Тихомирова. Кстати, Ю.А. Тихомиров одним из первых обнаружил влияние правового мониторинга на становление эффективного правового регулирования.

Опишем участников рассматриваемого процесса. Первичные участники мониторинговой деятельности, к которым относятся  Президент РФ и федеральные и региональные органы исполнительной власти,  подробно описаны в работах Ю.Г. Арзамасова и Я.Е. Наконечного.  В рамках существующей системы мониторинга вторичными субъектами являются органы прокуратуры, которые осуществляют контроль над состоянием правового регулирования, и органы судебной системы, которые регулярно анализируют судебную практику и составляют различные обзоры.

На федеральном уровне субъектов мониторинга в России находятся уполномоченные по правам человека, правам ребенка и предпринимателей, а также Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Центральный банк РФ, Общественная палата РФ и другие государственные корпорации, фонды и организации, созданные в соответствии с федеральным законодательством.

Важно правильно оценить роль судебных органов в мониторинге законодательства и правоприменения. Именно опыт судебной деятельности позволяет выяснить проблемы применения того или иного закона, то есть по сути насколько совершенен закон,  основываясь на своей практике.

Что касается организации правового мониторинга, то можно констатировать, что отсутствие законодательной базы влечет  отсутствие системы, которая бы включала в себя правотворческий процесс и механизмы для повышения эффективности юридической техники. Усложняет правоприменение и то, что в этой области отсутствует единая, закрепленная в законодательстве терминология.

Из Указа Президента РФ от 20.05.2011 № 657 и постановления Правительства РФ от 19.08.2011 № 694 можно сделать вывод, что механизм правового мониторинга применяется ко всем нормативным актам. В процессе мониторинга оцениваются вопросы взаимосвязи нормативных актов, их критерии соответствия (иерархия) и отсутствие избыточной детализации. Мониторинг позволяет обнаружить дефекты в правовых актах, такие как неточности и неопределенности. Важно отметить, что мониторинг также включает анализ практического применения нормы, а не только непосредственное ее прочтение. Это позволяет включить в мониторинг материалы судебной практики и понять, как нормы применяются на практике.

Мерой эффективности правового акта должно быть достижение его цели, для которой он был создан. Однако анализ Методики мониторинга (Приложение к Постановлению Правительства № 694)  показывает отсутствие такого критерия. Для соблюдения этого критерия предлагается внести изменения в Методику и включить показатель соответствия цели, для которой был принят правовой акт, результатам его фактической реализации.

Эффективность правового мониторинга уменьшают пробелы в его нормативном регулировании. Частота подведения итогов правового мониторинга (мониторинга правоприменения) один раз в год не позволяет оперативно реагировать на выявленные проблемы. Это может привести к признанию актов недействительными, прежде чем будут предприняты меры по исправлению недочетов в нормативных документах. все это уменьшает результативность правового мониторинга.

Таким образом, в настоящее время существует необходимость в развитии и усовершенствовании механизмов мониторинга правоприменения. Важно включить всех заинтересованных сторон и субъектов, включая правотворческие органы, государственные и негосударственные организации и институты гражданского общества, чтобы получить разнообразные и объективные данные для полноценного и эффективного мониторинга. Также следует установить более четкие критерии и показатели для оценки эффективности правового мониторинга, включая соответствие целям принятых законов и результатам их фактической реализации. Ограничивают эффективность мониторинга правоприменения также и пробелы в его нормативном регулировании. Необходимо разработать более четкую и оперативную систему подведения итогов мониторинга, чтобы было возможно оперативно реагировать на выявленные проблемы и недочеты в нормативных актах. В целом, мониторинг правоприменения играет важную роль в повышении эффективности правовой системы. Он способствует улучшению качества правосудия, обеспечивает прозрачность и справедливость, а также предоставляет данные для совершенствования законодательства.

Список литературы

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием) от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 04.07.2020 г. № 144.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 (ред. от 25.07.2014) «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 21. Ст. 2930.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осу¬ществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 35. Ст. 5081.
  4. Актуальные проблемы правотворчества: учеб. пособие / Н. Н. Черногор, М. В. Залоило. М.: Институт зако¬нодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: юридическая фирма «Контракт», 2018. 144 с.
  5. Арзамасов Ю.Г. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология / Ю.Г. Арзамасов, Я.Е. Наконечный. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2009. – 160 с.
  6. Горохов Д.Б. Современное нормативное обеспечение мониторинга в сфере права и статус его результатов // Журнал российского права. 2012. № 9. С. 83-97.
  7. Механизм правового мониторинга: науч.-практ. пособие / Д.Б. Горохов и др.; отв. ред. А.В. Павлушкин. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Правовой мониторинг: науч.-практ. пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова, Д.Б. Горохова. М.: Юриспруден-ция, 2009. 416 с.
  8. Тлупова А.В. К вопросу правового мониторинга законодательства в современных реалиях. / А.В, Тлупова, Р.Н. Маремкулова, К.М. Маметова, А.Р. Исаков // Образование и право. – 2022. – № 1. – С. 64-67.
  9. Цолоев Т.С. К вопросу форм правового мониторинга законодательства. / Т.С. Цолоев, А.З. Богатырев, А.В. Тлупова // Образование и право. – 2022. – № 3. – С. 65-68. ИНФРА-М, 2012. 160 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: