УДК 34

Анализ современных правовых механизмов управления налоговыми рисками в «зарплатных» налогах в Российской Федерации

Шаяпова Элина Владленовна – магистрант Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье исследованы основные правовые механизмы управления налоговыми рисками в «зарплатных» налогах, взимаемых на территории Российской Федерации. Автором сформулирован вывод о значении управления рисками в налоге на доходы физических лиц и страховых взносах, а также высказаны предположения о дальнейших направлениях развития данных механизмов.

Ключевые слова: правовые механизмы, налоговые риски, налог на доходы физических лиц, страховые взносы.

Налоговое планирование, оценка и управление налоговыми рисками представляют собой важный аспект функционирования любой организации. На сегодняшний день выплата «белой» заработной платы обходится предпринимателям примерно на 80% дороже, чем выдача заработной платы «в конвертах». В данной ситуации для большинства работодателей серьезной фискальной нагрузкой становится обязанность по уплате соответствующей суммы «зарплатных» налогов в бюджет государства.

В Российской Федерации для налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и страховых взносов (на обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование вследствие временной нетрудоспособности и материнства, взносы на травматизм) используется обобщающее понятие –«зарплатные» налоги. Несмотря на то, что ни законодательного закрепления, ни применения в научных кругах оно не нашло, но на практике большинство юристов и налоговых консультантов используют его.

Первый вид представляет собой прямой налог, исчисляемый в процентах от совокупного дохода физических лиц (полученных в календарном году как в денежной, так и в натуральной форме) за вычетом подтвержденных соответствующими документами расходов. Подоходный налог удерживается из заработной платы работников при фактической выплате. На сегодняшний день ставка составляет 13% (в случае превышения лимита по доходу ставка может расти). А второй вид «зарплатных» налогов представляет собой отчисления работодателем в Социальный фонд России 30% от заработной платы (по общему тарифу).

В действительности не каждая организация-налогоплательщик готова отдать практически половину своего дохода (по общему правилу, 43%) в государственный бюджет. А неуплата налогов влечет за собой привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с этим, ввиду стремления работодателей минимизировать сумму налоговых отчислений, уплачиваемых с заработной платы сотрудников в бюджет государства, особую актуальность приобретает исследование современных правовых механизмов управления налоговыми рисками в «зарплатных» налогах.

Опишем некоторые из них.

В первую очередь, в качестве одного из самых значимых легитимных способов, направленных на снижение налогового бремени по НДФЛ, следует назвать налоговые вычеты.

На сегодняшний день в отечественном налоговом законодательстве отсутствует определение данной правовой категории. Эта проблема неоднократно поднималась в работах многих учёных в частности, Полякова М.А. и Носов А.В. предложили следующую трактовку: «налоговый вычет – это заявленная налогоплательщиком и подтвержденная налоговым органом величина фактически произведенных расходов, позволяющая уменьшить налоговую базу, создавая условия легальной оптимизации налогообложения и сокращения суммы исчисленного налога, подлежащего уплате в бюджет, за налоговый период» [1, с. 67].

Работодателям не обязательно уплачивать с заработной платы сотрудников всю сумму НДФЛ, которую можно снизить за счет налоговых вычетов. Так, Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрен достаточно большой перечень вычетов: стандартный, инвестиционный, социальный, имущественный, профессиональный, вычет при переносе на будущие периоды убытков либо от операций с ценными бумагами или с производными финансовыми инструментами, либо от участия в инвестиционном товариществе [2]. Право на использование данного инструмента, законно уменьшающего налогооблагаемую базу, предоставляется официально трудоустроенным резидентам Российской Федерации.

К примеру, стандартный вычет по НДФЛ в размере 3 000 рублей в месяц могут получить работники, получившие серьезные заболевания или инвалидность в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В свою очередь герои Советского Союза и герои Российской Федерации имеют право на вычет в размере 500 рублей в месяц. При этом законодательством не запрещено использование сразу нескольких вычетов.

Описанный выше механизм управления налоговыми рисками в НДФЛ полезен, прежде всего, для работников, поскольку данная сумма уплачивается именно с его заработной платы. Следовательно, работодатель не имеет прямой заинтересованности в данном механизме, поскольку его применение никак не отражается на «финансовых потерях» организации.

Следующим немаловажным правовым механизмом управления налоговыми рисками в «зарплатных» налогах в Российской Федерации является выплата работникам компенсаций вместо премий. Данный способ предполагает освобождение от уплаты НДФЛ и страховых взносов с некоторых компенсационных выплат, т.к. они не являются доходом от трудовой деятельности. НК РФ к таким выплатам относит: расходы на проезд в общественном транспорте, оплата услуг связи, компенсация процентов по ипотеке, расходы на обучение и др. [2] Аналогичные правила распространяются и на материальную помощь, в частности, выплаты сотрудникам в связи с лечением, бракосочетанием и др.

Преимуществом подобного механизма управления налоговыми рисками в «зарплатных» налогах является многообразие видов данных компенсационных выплат, в связи с чем работодатель вправе заменить часть заработной платы любой из них. Тем не менее работодателям следует закреплять данное право в коллективном договоре и должностных инструкциях во избежание претензий и последующих санкций со стороны налоговых органов.

Иной законный механизм минимизации выплат по НДФЛ и страховым взносам, который, по мнению автора, следует выделить, это использование аутсорсинга, т.е. передача отдельных функций сторонним сотрудникам без официального трудоустройства [3, c. 45]. В соответствие с договором подряда или договором оказания услуг организация платит только вознаграждение за проделанную работу или за конкретный результат, вследствие чего у работодателя нет необходимости удерживать НДФЛ или платить страховые взносы, т.к. это не его сотрудники. Так, на сегодняшний день многие организации привлекают подобным образом юристов, бухгалтеров, маркетологов и др. в целях «экономии» на взносах. 

В качестве еще одного правового механизма управления налоговыми рисками в страховых взносах, распространенного среди хозяйствующих субъектов, стоит отметить создание производственных кооперативов (далее – ПК). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ПК признается добровольное объединение физических лиц для совместной производственной или хозяйственной деятельности [4]. Это юридическое лицо, для создания которого понадобится минимум 5 человек. Отечественным законодательством предусмотрено три вида выплат членам ПК: согласно размеру паевого взноса, согласно личному трудовому и (или) иному участию [5]. Однако, только вторые облагаются страховыми взносами. Таким образом, налоговая нагрузка для организации уменьшается в три раза.

«Ученические договоры» также используются работодателями в целях уменьшения сумм отчислений по «зарплатным» налогам в бюджет государства. Такие соглашения заключаются с новыми сотрудниками, в чьей квалификации работодатели не уверены, на срок необходимый для получения соответствующей квалификации. Законодатель не ограничивает данные сроки, в связи с этим, организация может заключить такой договор с учеником даже на 1 год. При этом, исключается возникновение каких-либо оснований для претензий со стороны налоговых органов. Согласно ст. 204 Трудового кодекса Российской Федерации в этот период ученикам выплачивается стипендия, которая не облагается страховыми взносами [6]. Для применения данного механизма важно соблюдение следующего условия – стипендия ученика не должна быть ниже минимального размера оплаты труда [7].

Тем не менее стоит обозначить, что для минимизации возникновения возможных рисков, связанных с применением данного механизма, работодателю следуют составить соответствующий документ – положение или приказ об ученичестве с указанием всех основных положений – цели, наставника, сроков, формы экзамена и др. Затем сформировать программу и заключить с соискателем ученический договор, в котором детально будут прописаны все условия. В процессе ученичества нужно составить акт сдачи-приема работ, и по истечении срока договора принять экзамен.

Отдельного внимания заслуживают механизмы управления анализируемыми рисками, связанных с применением электронных ресурсов и фокусированием на качестве кадров и имидже организации, которые будут в приоритете при определении дальнейших векторов развития данного института.

К числу подобных механизмов относятся:

  1. Использование возможностей электронной отчетности. Введение электронной системы отчетности позволяет уменьшить возможности для налоговых мошенничеств и обеспечить более прозрачный процесс уплаты налогов. Это также помогает налоговым органам более эффективно анализировать данные и идентифицировать потенциальные налоговые риски.
  2. Регулярное повышение квалификации кадров. Компании должны обеспечить, чтобы их сотрудники, занимающиеся налоговыми вопросами, обладали достаточной квалификацией и знаниями о налоговом законодательстве Российской Федерации. Это поможет свести к минимуму возможные налоговые ошибки и риски.
  3. «Проактивное» сотрудничество с налоговыми органами. Организации имеют возможность предоставлять дополнительные сведения и документацию инспекциям ФНС России для подтверждения правильности уплаты налогов. Это сотрудничество может помочь снизить возможные налоговые риски и предупредить возможные налоговые или аудиторские проверки.
  4. Использование возможностей и ресурсов налогового консалтинга. Компании могут обратиться к профессиональным налоговым специалистам или консультантам для получения консультаций и советов по управлению налоговыми рисками. Это может помочь компаниям разрабатывать и внедрять стратегии, направленные на минимизацию налоговых рисков.

Однако, важно отметить, что каждая организация должна самостоятельно анализировать свои налоговые риски и выбирать наиболее подходящие механизмы управления этими рисками. Также следует иметь в виду, что налоговое законодательство может изменяться, поэтому организации должны регулярно обновлять свои знания и «зарплатную» политику в области управления налоговыми рисками.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что основной целью правовых механизмов управления налоговыми рисками в «зарплатных» налогах в Российской Федерации является не только законное уменьшение налогового бремени работодателей, но и формирование достоверной налогооблагаемой базы с последующим предотвращением потерь бюджета в результате уклонения от уплаты «зарплатных» налогов. В таком случае достигается баланс «частных и публичных интересов», т.к. государство предоставляет возможность законным способом оптимизировать размеры отчислений НДФЛ и страховых взносов в бюджет государство, а также соответствующие условия для достижения указанных выше целей.

Список литературы

  1. Полякова М.А., Носов А.В. Налоговые вычеты: сущность и проблемы их применения // Учет. Анализ. Аудит. 2022. №5. С. 65-75.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // СЗ РФ от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340.
  3. Мароян А. А. Аутсорсинг как инструмент стратегической логистики / А. А. Мароян // Via Scientiarum - Дорога знаний. – 2019. – № 1. – С. 43-47.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // СЗ РФ от 29 января 1996 г. №5 ст. 410.
  5. Федеральный закон от 08.05.1996 №41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 05.04.2021) // СЗ РФ от 13 мая 1996 г. №20 ст. 2321.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ от 07 января 2002 г. № 1 (ч. 1) ст. 3.
  7. Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ от 26 июня 2000 г. №26 ст. 2729.

Интересная статья? Поделись ей с другими: