УДК 34

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Газизов Рустем Миннизарович – студент магистратуры юридического факультета Московского университета им. С. Ю. Витте

Аннотация: Актуальность настоящего исследования заключается в том, что на сегодняшний день появляются новые конституционные положения, регулирующие систему публичной власти, взаимодействие органов самоуправления местного значения с органами власти государства. Для политического развития государства требуется совершенствовать институт местного самоуправления. В состав процесса по конструированию эффективной системы для  осуществления управления на местном уровне входит деятельность социально-экономической, общественно-правовой, политической направленности, которая всесторонне охватывает разные сферы жизни общества, чье развитие предоставляет возможности для обеспечения нормального функционирования субъектов Российской Федерации и государства в целом. Цель работы заключается в системном анализе конституционных норм, а также в определении места, которое занимает местное самоуправление в единой системе публичной власти. По этой причине проводилось исследование этапов, связанных со становлением самоуправления местного значения в качестве элемента действующей системы публичной власти, и конституционных норм, закрепляющих природу и статус различных уровней государственной власти. Автором были предложены доктринальные понятия, касающиеся роли местного самоуправления в единой системе публичной власти.

Ключевые слова: самоуправление, органы местного самоуправления, публичная власть, МСУ, полномочия органов местного самоуправления, полномочия публичной власти, полномочия власти.

В соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление – одна из форм власти, осуществляемой народом, которая основывается на демократических принципах и решает задачи местного уровня. Структура самоуправления на местах включает как различные формы прямого гражданского волеизъявления, так и местные властные органы, функционирующие в рамках муниципалитетов. Система местного самоуправления позволяет местному населению принимать участие в непосредственном решении проблем и вопросов, которые затрагивают его интересы и жизнеобеспечение [3].

В нашей стране выстроена единообразная система местного самоуправления, с четко обозначенными функциями и ролью в общественной и политической жизни, учитывающая культурные и исторические традиции каждой конкретной территориальной единицы. Такие традиции формируют особенности функционирования местных властных структур в различных муниципальных образованиях, поскольку, несмотря на единые принципы существования, население отдельных муниципальных образований может самоопределяться в вопросах методов и форм местного управления [4].

Различные аспекты организации местного самоуправления регулирует как Конституция РФ, так и ряд других нормативных актов. Основная их направленность – обеспечить активное участие граждан в принятии важных решений, влияющих на качество их жизни на местах, что способствует развитию демократических принципов управления на всех властных уровнях.

Положения Конституции закрепляют понятие единой структуры публичной власти, гарантируя государственную ответственность за организацию и функционирование органов управления на местах [8].

Ст. 72 Конституции устанавливает предметы совместной ответственности Федерации и ее субъектов в разных сферах социальной и политической жизни. Среди них: защита прав и свобод личности, вопросы образования, природопользование, вопросы здравоохранения [4].

Согласно конституционному порядку, государство не имеет возможности полностью снять с себя ответственность за деятельность органов местного управления, которые должны выполнять ряд задач государственного значения. Российская Федерация и ее субъекты, в соответствии с принципами единой публичной властной системы, налаживают сотрудничество, согласуя и координируя свои действия при урегулировании вопросов местного уровня. Это означает, что они оказывают влияние на организационные и деятельностные аспекты существования разных форм местного самоуправления, помогая обеспечивать разрешение злободневных местных проблем и поддерживать установленные на государственном уровне социальные стандарты жизнеобеспечения населения.

Конституционное политическое устройство, основанное на понятии единой публичной власти, максимально перспективно в плане эффективной организации и взаимодействия разных властных уровней – регионального, федерального, муниципального. Подобное положение вещей формирует потенциал для постоянного улучшения и совершенствования института самоуправления на местах, способствует соблюдению интересов граждан при взаимодействии органов госвласти и местных органов самоуправления [9].

Глава 8 Конституции РФ, которая была существенно обновлена в новой редакции 2020 года, устанавливает правила взаимодействия местного самоуправления с органами госвласти. Изменения в главе 8 направлены на усовершенствование практической реализации самоуправления на местах и расширение потенциала этой формы власти. Ст. 131 Конституции РФ в новой редакции гласит, что федеральное законодательство служит источником организации самоуправления на отдельных территориях, определяет степень участия госорганов в формировании местных органов власти, уточняет территориальные границы и специфику городского самоуправления. Кроме того, федеральное законодательство упорядочивает влияние государства на различные аспекты функционирования местного самоуправления [4].

Мы видим, что федеральному закону отдается важнейшая роль регулятора взаимоотношений между органами государственной публичной власти и органами самоуправления на местах. Это, в свою очередь, повышает значение и компетенции местного самоуправления, требуя от занятых в нем граждан повышенного уровня ответственности и профессионального отношения к делу [10].

Передача местным органам управления ряда государственных функций позволяет максимально полно и системно разрешать проблемы местного уровня, расширять полномочия и осуществлять их, используя бюджетные средства. Такой механизм дает возможность эффективно развивать разные стороны существования муниципального образования и укреплять значение муниципалитетов в социальной жизни населения.

Ст. 132 Конституции РФ посвящена изменениям в распределении властных полномочий между местной и государственной властью. Такое перераспределение происходит на основе либо федеральных, либо региональных законов, открывая перспективы нахождения взаимовыгодных условий распределения финансовых и материальных средств [4].

Исходя из рассмотренных выше положений, роль муниципалитетов сегодня укрепляют два основных механизма: передача функций госвласти местным органам самоуправления и изменения в распределении властных полномочий между местной и государственной властью. Эти нововведения дают возможность максимально эффективно регулировать вопросы местного уровня, расширяя компетенции и полномочия на основе поддержки от вышестоящих властных уровней [6].

Ст. 133 Конституции РФ дает гарантию местному самоуправлению, что затраты, возникшие по итогам исполнения местными органами самоуправления переданных функций в процессе взаимодействия с органами госвласти, будут компенсированы [4]. Таким образом, конституционные положения служат гарантом финансовой компенсации дополнительных расходов, возникающих у муниципалитетов во время реализации публичных функций, исполняемых совместно с органами государственной власти.

Подобная уверенность в компенсации затрат призвана стимулировать взаимоответственность государства и муниципалитетов в ходе практической реализации совместной публичной деятельности. Эти структуры с обеих сторон должны брать на себя ответственность за качественное исполнение всех необходимых функций и за взаимные материальные обязательства [1].

Такие принципы взаимоотношений не только укрепляют позиции местного самоуправления, но и способствуют более справедливому перераспределению финансово-материального бремени между муниципалитетом и государством [7].

Таким образом, финансовые и правовые основы функционирования, организации, значение и права местных органов самоуправления закрепляют

как Конституция РФ, так и федеральные законы. Для защиты прав местного самоуправления имеется целая система гарантий, включающая механизмы, призванные обеспечить реализацию местных интересов. Государство обязуется поддерживать благоприятные условия для всестороннего развития самоуправления на местах, осуществляя правовую защиту его деятельности.

Это достаточно сложные задачи, которые требуют приложения усилий как субъектов РФ, так и органов госвласти, их непрерывного сотрудничества, совместных действий и скоординированности разных властных уровней [6].

Эффективная деятельность местного самоуправления и всемерная защита его прав очень важны для процессов развития демократии на государственном уровне, а также реализации потребностей и поддержки интересов населения – на местном. Именно поэтому данная задача продолжает оставаться актуальной для развития благоприятного политического поля в нашей стране.

Недавно введенные в Конституцию РФ изменения направлены на дальнейшее укрепление института самоуправления на местах. Это полноценная структурная часть публичной власти, которая находится ближе всего к гражданскому обществу, обладая высокой степенью самостоятельности в принятии решений на местном уровне. К тому же местное самоуправление – важнейший элемент демократического государственного устройства, дающий возможность гражданам напрямую влиять на принятие решений по поводу местного жизнеустройства и участвовать в их реализации. Деятельность местных органов самоуправления охватывает задачи определенного уровня: социальная политика на местах, формирование развитой инфраструктуры, благоустройство и иные аспекты общественной жизни.

Дальнейшие конституционные изменения могут быть внесены лишь с целью укрепления роли и расширения полномочий самоуправления на местах, увеличения его влияния на реализацию различных задач в интересах граждан, а, кроме того, чтобы улучшить координацию между вышестоящими и местными властными органами.

Главная цель местного самоуправления - обеспечить участие местного населения в управлении для более полной реализации его интересов и социальных потребностей. Это основной путь для развития демократического фундамента государственности и формирования гражданского общества.

Мы считаем, что есть необходимость несколько видоизменить статью 2 Закона №131-ФЗ [5], определяющую понятие «органы местного самоуправления», изложив ее в следующей редакции: «органы местного самоуправления – это негосударственные органы публичного управления муниципального образования, формируемые с участием органов государственной власти и государственных должностных лиц непосредственно населением и (или) представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в интересах государства и населения соответствующей территории».

Помимо того, поскольку в Конституцию РФ были внесены изменения, касающиеся концепции взаимодействия уровней власти, мы полагаем, что и там требуется отредактировать формулировку, определяющую сущность местного самоуправления, изложив ее следующим образом: «местное самоуправление в Российской Федерации – форма публичной власти, обеспечивающая во взаимодействии с другими формами публичной власти в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

Тем не менее, уже принятые конституционные изменения объективно направлены на всестороннее укрепление, усиление и дальнейшее совершенствование института местного самоуправления, с целью максимально эффективного и полного удовлетворения интересов и потребностей местного населения.

Предложенные в этой статье редакции законов могли бы стать продолжением работы над формированием устойчивой модели межуровневого властного взаимодействия с сохранением компетенционной и организационной самостоятельности местного самоуправления.

Список литературы

  1. Баженова О. И. Реализация преобразованной конституционной модели местного самоуправления в России: первые шаги // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 12. С. 30-40.
  2. Властеотношения, субъекты, объекты и содержание. URL: https://studfile.net/preview/7367517/page:8/ (дата обращения 15.04.2023).
  3. Встреча с рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/62776 (дата обращения 25.03.2023).
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398; 2020. № 11, ст. 1416.
  5. Мухлынина М. М. Система публичной власти и вопросы местного самоуправления в свете поправки 2020 года к Конституции Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2020. № 2. С. 30-33.
  6. Нудненко Л. А. Некоторые проблемы совершенствования правового регулирования территориальной основы местного самоуправления // Муниципальное имущество: экономика, политика, право. 2021. № 3. С. 19-24.
  7. Пешин Н. Л. Конституционная реформа местного самоуправления: новая (старая) модель соотношения государственной и муниципальной формы публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 10-15.
  8. Рыбников Я. А., Шафигулина С. Р. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования // Инновационная наука в глобализующемся мире. 2020. № 1 (7). С. 50-54.
  9. Рыков А. Н. Соотношение государственного и муниципального интересов как интересов, возникающих в сфере публичной власти // Право. Журнал ВШЭ. 2017. № 3. С. 7-8.
  10. Советов И. К. Публичная власть в России по Конституции 2020 года // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). C. 43-52.
  11. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
  12. Чертков А. Публичная власть в обновленной Конституции // Адвокатская газета. URL: https://www. advgazeta.ru/mneniya/publichnaya-vlast-v-obnovlennoy-konstitutsii (дата обращения 25.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: