УДК 34

Международное сотрудничество России в сфере борьбы с транснациональной преступностью и межгосударственные программы в сфере борьбы с преступностью

Никоноров Виктор Витальевич – слушатель факультета Подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России Академии управления МВД России

Аннотация: В статье проведен анализ участия Российской Федерации в международных организациях, в том числе участие в программах и планах борьбы с организованной преступностью, по линии незаконного оборота наркотиков. Представлено мнение автора о перспективах межгосударственного сотрудничества Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью в таких организациях как СНГ, ШОС, ОДКБ, БРИКС, о Евразийской интеграции.

Ключевые слова: транснациональная организованная преступность, Евразийская интеграция, Содружество Независимых Государств, Шанхайская Организация Сотрудничества, БРИКС.

Транснациональная преступность (далее – ТП) является одной из актуальных проблем, вставшей на пути развития государства и общества. Она порождает негативные факторы, которые существенно оказывают негативное влияние на развитие социально-экономической, политической ситуации в регионе (стране), а также оказывает существенное воздействие на общество и ставит под удар суверенитет государства в целом.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что с экономической точки зрения вес транснациональной организованной преступности в общем мировом масштабе на начало столетия определялся в 3% от планетарного Валового продукта или 9% от мировой торговли.

Начиная с XXI века в борьбе с транснациональной преступностью произошли кардинальные перемены. Приняты обязательные международные соглашения: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция против коррупции, которые по сути является источниками универсальных принципов и мандатов.

В ряде регионов отмечен рост деятельности транснациональных организованных преступных групп (далее – ОПГ).

Перед государствами стоит задача путем взаимодействия и слаженных мероприятий правоохранительных органов (далее – ПО) государств, расположенных в регионе противостоять ТП, которая является вызовом их безопасности. Перед ПО поставлена задача в выявлении и пресечении деятельности ОПГ, транснациональных преступных группировок, действующих на территории, которая попадает или должна попадать под юрисдикцию различных стран, расположенных в том или ином регионе.

В рассматриваемом случае подразумевается, что такие преступные деяния, как например, терроризм, незаконный оборот наркотиков (далее – НОН), отмывание денег, военные преступления, геноцид, торговля людьми, ядерными материалами, преступлениями против человечества, наемничество, преступления против окружающей среды, пиратство и т.д.

В основе межгосударственных взаимоотношений в сфере борьбы с преступностью находятся основополагающие договоры, соглашения, конвенции, принятые на международном уровне.

Несмотря на угрозы совершения преступлений против человечества, актов терроризма и т.д., на практике возникают проблемы с реализацией общепризнанных конвенций. Так, делегацией РФ на 31 Комиссии Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию отмечено, что ряд государств, используя политические соображения, отказывают в сотрудничестве с Российской Федерацией, в рамках экстрадиции и оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам.

С момента начала специальной военной операции на Украине началось постепенное и полной исключение Российской Федерации из числа постоянных участников различных международных организаций по борьбе с преступной деятельностью.

Стоит, к примеру, отметить членство РФ в Совете Европы. Так, начиная с 28.02.1996 г., Россия являлась полноправным и постоянным членом Совета Европы. В указанный период был разработан и принят к реализации План действий по борьбе с организованной преступностью Европейского союза, который предусматривал улучшение международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Однако 15.03.2022 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла единогласное решение об исключении России из данной Организации. В этот же день наше государство официально проинформировало Генерального секретаря Ассамблеи о своем выходе из состава Совета Европы и о своем намерении денонсировать Европейскую Конвенцию по правам человека. Со следующего дня, а именно с 16 марта членство РФ в Совете Европы было прекращено. Как следствие прекращено и действие всех ранее принятых правовых актов, договоров и соглашений, включая и те, которые касаются борьбы с преступностью. В результате это привело к существенному снижению уровня межгосударственного взаимодействия в борьбе с преступностью в отношении стран-участниц Европейского Союза.

Борьба с ОПГ считается одной из основных целей функционирования Совета государств Балтийского моря, однако, 04.03.2022 г. государства-участники Совета распространили заявление о приостановке деятельности России в составе данной организации.

Несколько позже, а именно 07.04.2022 г. принята резолюция о приостановке членства России в Совете по правам человека.

Несмотря на осуждение действий РФ и открытый отказ от сотрудничества в рамках международных организаций, т.е. попытки странами Европы и Запада представить в глазах остального мира Россию, как несуществующего государства, исключенного из международных организаций, не принесло предполагаемых желанных результатов, а лишь усилило партнерство и взаимоотношения, с большинством стран, расположенных на территории бывшего СССР, странами Африканского союза, а помимо этого с современными социалистическими государствами, такими как Китай, Куба, Лаос, Вьетнам. Усиливается Евразийская интеграция, которая имеет положительные перспективы в деле развития сотрудничества между РФ и евразийскими странами в таких сферах, как социально-экономическая и политическая, а также в сфере противодействия ТП: НОН и терроризм.

Помимо этого, невзирая на санкционную политику, которая ведется странами Европы и Запада, закрытие странами Европы как сухопутных, так и воздушных границ с РФ, ограничение экономических взаимоотношений, Россия продолжает активно противостоять ТП в таких межгосударственных организациях, как СНГ, ШОС, Союзное государство России и Белоруссии, организации Договора о коллективной безопасности.

Для благоприятного развития общества в ряде некоторых государств, формируются межправительственные организации, которыми охватывается весь спектр взаимоотношений, в т.ч. политических, экономических, выстроенных на принципах взаимоуважения, добрососедства, и отвечающих требованиям собственных интересов государства.

Межгосударственная организация – ССГ, созданный на основе межгосударственного договора с целью экономической, политической интеграции стран-участниц.

Межправительственные организации, принимая во внимание интересы каждого государства-участника, по мере развития взаимоотношений заключают соглашения, договоры, планы межгосударственного взаимодействия в сфере борьбы с преступностью, а именно с ТП, которые оказывают неблагоприятное воздействие на жизнь в отдельном регионе.

На примере участия России в СНГ. СНГ представляет собой организацию, деятельность которой направлена на регулирование отношений между государствами, которые ранее входили в состав СССР. На сегодняшний день в состав СНГ включены порядка 10 государств-участников (Россия, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Молдова). В течение времени существования СНГ, официально его покинули такие государства, как Грузия и Украина.

На основании решении, принятом главами государств СНГ, от 28.09.2018 г. утверждена Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 гг. (далее – Межгосударственная программа).

Вышеуказанным решением глав СНГ финансирование упомянутой программы реализуется всеми заинтересованными странами-участницами СНГ по договоренности в рамках финансовых средств, которые ежегодно предусматриваются в национальных бюджетах соответствующими уполномоченными на это министерствами и ведомствами.

Принятие Межгосударственной программы обуславливается острой потребностью развития системного и при этом согласованного взаимодействия между странами-участницами СНГ в вопросе противодействия современным вызовам и различным угрозам, активизации усилий уполномоченных органов в упомянутых ранее сферах, а помимо этого оптимизации количества проводимых организационно-практических мероприятий для повышения их качества и эффективности выполнения.

Разработчиком Межгосударственной программы является Бюро по координации борьбы с организованной преступностью (далее – БКБОП) и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ. Следует особо подчеркнуть, что БКБОП сформировано на основании Решения, принятого Советами глав правительств СНГ от 24.09.1993 г.

Исполнителями Межгосударственной программы выступают следующие: страны-участницы СНГ, уполномоченные органы СНГ, Межпарламентская Ассамблея стран-участниц СНГ, а помимо этого и Исполнительный комитет СНГ.

К основным задачам рассматриваемой программы относятся следующие:

  • реализация взаимодействия, а помимо этого подготовка предложений Совету глав государств и Совету глав Правительств СНГ по основным направлениям развития сотрудничества в борьбе с преступностью;
  • развитие межгосударственных правовых основ взаимодействия стран-участниц СНГ;
  • постоянное совершенствование национального законодательства стран-участниц СНГ;
  • проведение комплексных согласованных и (или) совместных оперативно-профилактических мероприятий на постоянной основе;
  • консолидация усилий всех стран-участниц и уполномоченных органов СНГ в сфере борьбы с преступностью, а помимо этого и в области обеспечения безопасности общества в целом;
  • информационное и научное обеспечение взаимодействия между странами-участницами СНГ;
  • взаимодействие между странами-участницами СНГ в вопросах подготовки кадров и повышения их квалификации;
  • активное развитие сотрудничества и взаимодействия с различными международными организациями.

Основная цель Межгосударственной программы состоит в укреплении и расширении сотрудничества в борьбе с преступностью, а помимо этого формирование наиболее эффективного механизма противодействия преступности в страна-участницах СНГ.

В разделе II рассматриваемой программы определены и закреплены актуальные направления, для своевременного предупреждения, выявления и пресечения (далее – ПВП) которых организуются и реализуются различные комплексные мероприятия. К данным актуальным направлениям относятся:

  • противодействие контрабанде, незаконному обороту спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
  • противодействие незаконному изготовлению и обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, а помимо этого продукции военное и двойного назначения;
  • противодействие НОН и психотропных веществ, а помимо этого и их прекурсоров;
  • своевременное ПВП преступных деяний в сфере топливной энергетики;
  • своевременное выявление и пресечение деятельности международных ОПГ в сфере хищения автотранспортных средств;
  • своевременное выявление и пресечение деятельности международных ОПГ на водном, воздушном и железнодорожном транспорте, а помимо этого и на автотранспортных дорогах;
  • ПВП преступных деяний, которые связаны с использованием различных информационных технологий;
  • противодействие отмыванию денежных средств, финансированию терроризма и распространения оружия массового поражения;
  • противодействие в области незаконной миграции;
  • противодействие преступных деяний, которые связаны с похищением людей, а помимо этого торговлей людьми, органами и тканями человека;
  • ПВП преступный деяний, которые связаны с эксплуатацией женщин и детей, а помимо этого производством и распространением порнографической продукции, включая и сеть Интернет;
  • определение реального местонахождения и задержания лиц, которые находятся в межгосударственном и (или) международном розыске, а помимо этого розыск пропавших лиц и установление личности неопознанных трупов;
  • ПВП преступных деяний в области интеллектуальной собственности;
  • ПВП преступных деяний в сфере изготовления или хранения с целью сбыта поддельных денежных знаков и ценных бумаг, а помимо этого неправомерного оборота иных платежных средств;
  • противодействие незаконному обороту драгоценных камней, цветных и черных металлов, а помимо этого лома данных видов металла и их отходов;
  • ПВП преступных деяний в области экологии, браконьерства, а помимо этого обеспечение защиты водных биоресурсов;
  • ПВП преступных деяний совершаемых в отношении культурных ценностей;
  • ПВП различных преступных деяний в сфере коррупции;
  • активное противодействие незаконному обороту ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Такое направление как противодействие незаконному обороту ядерных материалов и радиоактивных веществ не было предусмотрено предшествующей Межгосударственной программой на 2014-2018 гг., принятой в г. Минске Республики Беларусь Решением глав государств участников СНГ от 25.10.2013 г.

Помимо этого стоит особо подчеркнуть, что ШОС изначально создавалась как Организация, деятельность которой направлена на экономическое взаимодействие со всеми странами, которые являются ее непосредственными участницами. Со временем ШОС стала более универсальной, переформатировалась и сегодня она занимается вопросами сотрудничества, как в экономической сфере, так и в сфере борьбы с преступностью, связанной с НОН, психотропных веществ и их прекурсоров.

Отмечается, что антинаркотическое сотрудничество в рамках ШОС реализуется на основании довольно большого перечня документов: Ежегодные декларации глав государств – членов ШОС с 2001 по 2016 гг., Шанхайскую конвенцию, Хартию ШОС, Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств – членов ШОС в борьбе с преступностью, Стратегию развития ШОС до 2025 года, Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии государств – членов ШОС по пограничным вопросам, Антинаркотической стратегии государств – членов ШОС на 2018-2023 годы и Программы действий по выполнению Антинаркотической стратегии государств – членов ШОС на 2018-2023 годы.

В качестве основного документа, при этом выступает Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с НОН, психотропных веществ и их прекурсоров.

Антинаркотическая стратегия стран-участниц ШОС, как и Программа действий по ее выполнению были разработаны и утверждены на период 2018-2023 гг.

Ежегодном в рамках деятельности ШОС организуются и проводятся заседания рабочих групп экспертов Совещания руководителей компетентных органов стран-участник ШОС, которые наделены соответствующими полномочиями в сфере противодействия НОН:

  • по правоохранительной деятельности;
  • по контролю за прекурсорами;
  • по снижению спроса на наркотики;
  • по совершенствованию договорно-правовой базы.

По итоговым результатам упомянутых рабочих групп проводится:

  • совещание старших должностных лиц антинаркотических вдомств стран-участниц ШОС;
  • совещание руководителей компетентных органов государств-членов ШОС, которые наделены соответствующими полномочиями в сфере противодействия НОН.

По линии противодействия НОН и предотвращения актов международного терроризма следует выделить и сотрудничество, реализуемое в рамках БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, КНР, Южная Африка). Данная организация была официально основана в 2006 г. Представленная организация создавалась с целью дать возможность государствам стать частью мировой экономической системы для того, чтобы они могли успешно конкурировать на мировой арене.

В рамках встречи БРИКС, состоявшейся 22.04.2015 г. поступило предложение министров о создании Антинаркотической рабочей группы объединения БРИКС. Сегодня Антинаркотическая рабочая группа успешно функционирует.

В своем выступлении от 14.11.2019 г. в г. Бразилиа (Бразилия) на саммите БРИКС Президент РФ В.В. Путин отметил, что главная цель видится в том, чтобы взаимодействие государств объединения приносило реальную пользу гражданам, содействовало повышению стандартов и качества жизни.

По мнению автора межгосударственные (межправительственные) организации, создающиеся в целях повышения социально-экономического уровня жизни, со временем перепрофилируются также на обеспечения безопасности общества заключают совместные взаимовыгодные соглашения, договоры о борьбе с преступлениями, которые оказывают негативное влияние на развитие общества.

Список литературы

  1. Декларация Совета государств Балтийского моря [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru/document/901820541.
  2. Резолюция СМ/Res (2022)2 о прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы [Электронный ресурс] URL:http://www.coe.int/web/Moscow/-/resolution-cm-res-2022-2-on-the-cessation-of-the-membership-of-the-russion-federation...
  3. Партнерство ЕС/Россия. Совет Сотрудничества. О плане совместных действий по борьбе с организованной преступностью. Брюссель, 29 марта 2000 года [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru/document/901934983.
  4. Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 года. Душанбе, 28 сентября 2028 года [Электронный ресурс] URL:http://e-ecolog.ru/docs/KDgwgrBafEZLEEui..

Интересная статья? Поделись ей с другими: