УДК 346.26

Медиация как способ защиты деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности

Салахова Алсу Маратовна – магистрант Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции.

Аннотация: Каждый предприниматель заботится о деловой репутации своей компании, поскольку от этого зависит ее экономическое благополучие. И каждый субъект предпринимательской деятельности самостоятельно выбирает способ защиты деловой репутации организации. В данном случае речь пойдет о медиации как о способе защиты деловой репутации организации. На наш взгляд процедура медиации в реализации защиты деловой репутации является благоприятным вариантом разрешения спора.

Ключевые слова: деловая репутация, медиация, защита деловой репутации, переговоры, способ разрешения спора.

В настоящее время деловая репутация компании как никогда является важнейшим нематериальным благом, который помогает компании быть конкурентоспособным и востребованным на рынке.

Субъекты предпринимательской деятельности стараются поддерживать сложившуюся деловую репутацию, однако имеются факторы, которые могут привести к спаду, а то и вовсе к потере деловой репутации. Под факторами имеется ввиду недобросовестная конкуренция, злоупотребление полномочиями сотрудников или конкурентов, распространение порочащих сведений, низкокачественная продукция. Из вышеизложенного понятно, что между компаниями назревает спор, который необходимо разрешить. Именно здесь следует задуматься и выбрать преимущественный способ защиты деловой репутации своей организации.

Защитить деловую репутацию можно как в юрисдикционной форме, так и в неюрисдикционной форме. Относительно юрисдикционной формы защиты достаточно понятно, так как речь идет о судебном порядке рассмотрения спора, путем обращения с заявлением в суд. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности [1; ст. 152]. Также в рамках данной формы возможна защита деловой репутации в административном порядке, обратившись в антимонопольный орган. Так, антимонопольный орган осуществляет полномочия о прекращении недобросовестной конкуренции [2; ч. 1, ст. 23].

К неюрисдикционной форме следует отнести самозащиту, примирительные процедуры, медиация. Остановимся на процедуре медиации.

В настоящее время в России все большее внимание уделяется возможностям медиации при разрешении предпринимательских споров [3; С. 23]. Процесс медиации представляет собой альтернативное урегулирование споров путем мирных переговоров, в котором медиатор является лицом управляющим переговорами между спорящими сторонами, чтобы последние пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению. К преимуществам медиации следует отнести тот факт, что данный процесс значительно экономит время, деньги, а самое главное сохраняется конфиденциальность спора, что благоприятно повлияет на деловую репутацию сторон. Соответственно при процедуре медиации сохраняются доброжелательные деловые отношения между сторонами, что практически невозможно после рассмотрения спора в судебном порядке.

В условиях глобализации и соответствующего ускорения динамики различных бизнес-процессов в хозяйственной деятельности частных субъектов актуальным является вопрос о выборе наиболее оптимального и наименее затратного как по временным, так и по финансовым ресурсам способа защиты своих прав и законных интересов [4; С.106]. Однако субъекты предпринимательской деятельности часто игнорируют и относятся к процедуре медиации с недоверием. На наш взгляд такое явление вызвано прежде всего неосведомленностью владельцами компаний о существовании медиации в целом, то есть привыкли разрешать споры привычным способом – путем подачи иска в суд, а также психологическими аспектами данного вопроса.

Компании стараются следить за тенденциями по вопросу развития своего бизнеса, в связи с этим ищут обновленные, экономичные способы получения прибыли без возникновения неблагоприятных последствий. Именно сейчас хозяйствующим субъектам необходимо по-новому взглянуть на процедуру медиации, альтернативу судам, и сделать так, чтобы такая процедура стала обыденной при разрешении тех или иных споров между предпринимателями. Медиация – быстрый способ решения конфликта с возможностью скрыть от посторонних его наличие, что свою очередь является выгодным и рациональным ведением бизнеса. Для поднятия интереса у предпринимателей и юридических лиц к процедуре медиации, в частности по спорам о защите деловой репутации, следует различными способами расширять масштабы информирования заинтересованных лиц о положительных чертах медиации, повышать уровень правовой грамотности хозяйствующих субъектов, стимулировать приоритетный выбор медиации в качестве способа разрешения конфликта [5; С. 156].

Обобщая вышеизложенное, можем прийти к выводу, что при возникновении споров уже на начальном этапе стоит проанализировать всевозможные способы защиты, от которой не пострадает деловая репутация. Можем полагать, что медиация является эффективным способом защиты деловой репутации организации. В результате медиации стороны смогут договориться и выйти из своей проблемы, а не продолжать судебные разбирательства, а затем попытаться реализовать вынесенное решение в исполнительном производстве. Процедура медиации имеет свои преимущественные аспекты при защите деловой репутации компании, но это не означает, что всем субъектам предпринимательской деятельности подходит при разрешении спорных ситуаций. Однако, будет преимуществом для компании, если она будет обладать информацией об альтернативном способе защиты – медиации и о ее положительных применениях на практике.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О защите конкуренции" Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».
  3. Дамбаева И.В., Курманбаев М.М. Медиация как способ защиты деловой репутации // Universum: Экономика и юриспруденция. – 2016. № 12(33). – С. 22-24.
  4. Гринь Е.А. Процедура медиации в спорах, связанных с интеллектуальной собственностью: проблемы и перспективы // Аграрное и земельное право. – 2019. – №8 (176). – С. 106-107.
  5. Дронова М.А. Медиация как способ защиты деловой репутации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Актуальные вопросы права, экономики и управления. – 2021. – С. 153–156.

Интересная статья? Поделись ей с другими: