УДК 34

Особенности нотариальной деятельности в эпоху цифровизации

Сахаров Роман Петрович – студент магистратуры профиля «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат» Московского гуманитарного университета

Аннотация: В статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся деятельность органов нотариата на современном этапе, в том числе тенденцию развития цифровых новшеств, а также некоторые проблемы развития цифровых технологий в нотариальной деятельности.

Ключевые слова: нотариат, органы нотариата, нотариальная деятельность, цифровизация, электронный нотариат.

В настоящее время в эпоху цифровизации развитие электронных технологий набирает наибольшую популярность и является одним из основных направлений в развитии органов государственного управления, органы нотариата не стали исключением. Действительно, прогресс не стоит на месте, ровно, как и современные технологии, благодаря которым в современном мире возможны действия, ранее недоступные, такие как:

  • дистанционное взаимодействие с лицами, организация переговоров, проведение рабочих и учебных дисциплин;
  • перевод документов на электронные носители;
  • введение в оборот электронных подписей;
  • иные взаимодействия с физическими и юридическими лицами посредством использования сети «Интернет».

С развитием цифровых систем и технологий органы нотариата могут выполнять свои задачи более качественно, доступно и быстро. Первый этап развития цифровизации органов нотариата в Российской Федерации начался в 2014 году и продлился до 2020 года, на протяжении данного периода были выполнен ряд фундаментальных задач, в результате которых:

  • появилась возможность удостоверения электронных документов;
  • была создана система публичных реестров с последующем наделением юридической силы.

В данный период было закреплено понятие «электронный нотариат», раскрывая смысл данного понятия необходимо учесть, что нотариусы в Российской Федерации на территории всей страны стали полноценными участниками межведомственного электронного взаимодействия. Таким образов в указанный период 33% нотариальных действий было совершено и использованием современных цифровых нововведений.

Немалый вклад в развитие цифровых технологий в органах нотариата в 2020 году внесла пандемия, тогда же и появилась Единая информационная система нотариата. В процессе цифровизации органов нотариата предусматривается конвертация и сохранность документов в электронном виде, а также внедрение биометрических разработок для идентификации и установления личности, которое обращается в органы нотариата.

В своем обращении от 27 апреля 2021 года президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик заявил о необходимости электронного взаимодействия органов нотариата с другими государственными органами, такими как Росреестр, Министерство цифрового развития, сообществом банков, органами власти субъектов Российской Федерации, при поддержке Министерства юстиции Российской Федерации [1].

Нельзя не отменить о немаловжном преимуществен цифровизации органов нотариата, связанных с тем, что с развитием цифровых технологий услуги нотариата становятся доступнее в отдаленных и малонаселенных населенных пунктах.

Несмотря на очевидные преимущества перехода на цифровые платформы стоит упомянуть и о возможных недостатках, которые идентифицируются при детальном анализе. Например, органы нотариат одни из последних в правовой системе Российской Федерации осваивают цифровые технологии, связано это с тем, что абсолютное большинство нотариальных действий необходимо совершать очно, а именно необходимо изучение подлинников документов на физическом, бумажном носителе. В то время, когда технологии не стоят на месте и прогресс с неумолимой скоростью рвется вперед, нисколько не отстают и мошенники, в связи с чем с той же реакцией должны быть разработаны в кротчайшие сроки методы и технологии борьбы и защиты с недобросовестными пользователями цифровых ресурсов.

Обратим внимание на саму Единую информационную систему нотариата, данная система позволяет обеспечить цифровое взаимодействие между участниками внутри этой системы, а также за ее пределами. Свободный доступ публикации некоторых видов сведений, содержащихся в Единую информационную систему нотариата, имеет юридическое значение для третьих лиц [2].

В настоящее время практически каждое нотариальное действие совершается с обязательной регистрацией в цифровом электронном реестре. Могут ли быть какие-либо недочеты в на данном этапе? Необходимы строгие соблюдения сроков регистрации, в том случае если нотариус не своевременно зарегистрирует наследственное дело, это с наибольшей вероятностью неблагоприятно отразится на наследниках или несвоевременное внесение сведений об окончании действия доверенности гарантированно нарушит интересы доверителя и других заинтересованных лиц.

Как был создан электронный реестр значительно упростилось поиск завещаний, данные новшества сильно повышают защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации при вступлении в наследства. Согласно статье 34.3 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993
№ 4462-1)
нотариус обязан вносить в Единую информационную систему нотариата все заверенные им завещания. [3] При открытии наследственного дела содержание базы Единой информационной системы нотариата дает возможность для получения нотариусом сведений о составленных завещаниях с указанием нотариусов, которые данные завещания удостоверили. Данные сведения находятся в открытом доступе. Цифровые документы, исходящие от нотариуса, могут быть оформлены в соответствии с требованиями, закрепленными для направления запросов в государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, единую информационную систему нотариата [4].

С введением в действие Единой информационной системы нотариата нотариусы получили доступ к государственным реестрам в результате чего возможно в кротчайшие сроки получить всю необходимую информацию. Обмен данными посредством цифрового взаимодействия с государственными органами стал возможен в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, позволяющая обмениваться данными необходимыми для оказания услуг физическим и юридическим лицам. Примечательно то, что органы нотариата являются единственным негосударственной структурой, которая входит в систему межведомственного электронного взаимодействия.

Подводя итоги стоит отметить, что цифровизации является одним из основных направлений в совершенствовании в экономической сфере, а также в сфере государственного управления. Внедрение современных технологий способствует оптимизации деятельности и улучшению качества работы для органов нотариата, и улучшению условий жизни для физических и юридических лиц.

Список литературы

  1. Современный нотариат в эпоху цифровой трансформации [Электронный ресурс] – URL: https://45.notariat.ru/ru-ru/news/sovremennyj-notariat-v-epohu-cifrovoj-transformacii (дата обращения 01.10.2023).
  2. Настольная книга нотариуса: в 4 т. / Под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп.
    М.: Статут, 2015. Т.1: Организация нотариального дела. 414 с.
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 23.07.2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1581 / (дата обращения: 01.10.2023).
  4. Приказ Минюста России от 17.04.2018 № 69 «О внесении изменений в Правила
    нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции
    Российской Федераци» от 16.04.2014 № 78 (вместе с «Изменениями, вносимыми в Правила
    нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Минюста России от 16.04.2014
    № 78», утв. решением Правления ФНП от 19.02.2018 № 03/18) (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2018 № 50841) // https://rg.ru/2018/04/24/ (дата обращения: 01.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: