УДК 34

Проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг и практика их решения

Комарова Наталья Юрьевна – студент-магистр Московского университета им. С. Ю. Витте

Аннотация: В статье анализируется деятельность многофункциональных центров (МФЦ), предоставляющих государственные и муниципальные услуги населению РФ, исследуются главные цели их создания и изменения организационно-правового статуса, формулируются основные актуальные проблемы работы МФЦ, требующие скорейшего решения. Авторы предлагают пути более эффективного развития системы многофункциональных центров и офисов «Мои Документы», приводят примеры внедрения новых направлений в перечень их услуг.

Ключевые слова: многофункциональный центр, услуги МФЦ, государственные услуги, муниципальные услуги, федеральный закон, местное самоуправление, органы государственной власти.

Появление так называемых многофункциональных центров (МФЦ), предоставляющих муниципальные и государственные услуги, позволило заметно улучшить их организацию и повысить эффективность. Правовое закрепление структуры МФЦ берет свое начало с Распоряжения Правительства РФ № 1789-р от 25.10.2005 «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.» [1].

Последующее поддержание этой системы потребовало планомерного законодательного урегулирования. Основным правовым актом, посвященным структуре МФЦ, является Федеральный закон № 210-ФЗ, определяющий МФЦ как организацию (или автономное учреждение), которая отвечает требованиям, перечисленным в этом законе, организуя предоставление муниципальных и государственных услуг, в том числе, в электронном виде.

В 2007 году сразу в шестнадцати субъектах РФ в пилотном режиме открылись первые российские МФЦ. При поддержке Минэкономразвития РФ там были созданы единые офисы, где одновременно несколько различных ведомств выдавали гражданам требующиеся им документы, справки и выписки [2].

Главная цель формирования системы МФЦ - улучшение качества, повышение доступности и скорости оказания муниципальных и государственных услуг, создание условий для их получения в «единой инстанции», «едином месте обращения», «едином окне», что предполагает реализацию услуги уже после единоразового обращения, поскольку остальное взаимодействие с госорганами работники МФЦ осуществляют сами, заявитель в этом не участвует [3, с. 115-121].

Согласно требованиям, определенным Федеральным законом №210-ФЗ, деятельность вновь возникших МФЦ была организована так, что заявителям не приходилось более оформлять дополнительные справки, документы, согласования для получения услуги, им нужно было лишь подать запрос (лично или с помощью Интернета), а затем прийти в назначенное время, чтобы получить реализованную услугу в виде оформленных документов.

У МФЦ есть свой особый правовой статус, который основывается на приданных им полномочиях и главных принципах деятельности. Функции и задачи этих учреждений, требования к ним также определяются Федеральным законом №210-ФЗ:

  1. Закон определяет сущность МФЦ – это некоммерческая организация, предоставляющая муниципальные и государственные услуги, действия которой не ставят своей целью получение прибыли. Настоящие цели существования таких центров перечислены в их уставах, они опираются на определенные правовые принципы и методы деятельности;

  2. Главный принцип работы МФЦ – «единое окно»;

  3. В ходе предоставления услуг активно используются современные коммуникационные и информационные технологии; взаимодействие как с физическими лицами, так и с организациями возможно также в электронной форме.

Часть 13 ст. 16 Федерального закона №210-ФЗ гласит, что согласно иным правовым актам (муниципальным, субъектов федерации и др.), МФЦ может получить право предоставлять муниципальные либо государственные услуги в наиболее полном виде, в том числе принимать решения об отказе в таких услугах, составлять и подписывать требуемые бумаги по результатам реализации услуг, совершать другие юридически правомерные шаги, являющиеся прямым результатом вышеперечисленных действий. Подобное закрепление рассмотренных законодательных инициатив вызывает множество вопросов, касающихся практики правоприменения.

Сегодня при помощи МФЦ можно получить целый ряд услуг, списки которых утверждены различными нормативными актами:

  • акты Правительства РФ – для госуслуг, которые предоставляются органами внебюджетных госфондов и органами федеральной исполнительной власти;

  • акты субъектов РФ – для госуслуг, которые предоставляются внебюджетными территориальными госфондами и органами госвласти субъекта РФ;

  • муниципальные акты – для муниципальных услуг, которые предоставляются местными органами самоуправления.

Федеральный закон №210-ФЗ определяет также правовую форму организации МФЦ, которые могут существовать исключительно в виде муниципальных либо государственных учреждений: бюджетных, автономных, казенных. Анализируя учредительные документы, мы видим, что подавляющее число МФЦ функционирует в форме автономных учреждений, меньшая часть – в форме казенных и бюджетных учреждений.

Через несколько лет с начала существования МФЦ Федеральный закон №239-ФЗ от 18.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» наделил автономные учреждения полномочиями местных органов самоуправления и органов госвласти исполнять публично-правовые обязательства перед гражданами, которые надлежит исполнить в денежном виде [4].

Определенные проблемы имеются с финансированием работы МФЦ, которые были созданы в виде муниципальных учреждений либо учреждений субъектов РФ. Федеральные требования к помещениям многофункциональных центров достаточно конкретны и строги: к примеру, площадь сектора, где находится стол информирования и где посетители ожидают своей очереди, должна быть не меньше десяти квадратных метров в расчете на 1 окно, при этом 1 окно должно быть рассчитано не более, чем на пять тысяч жителей муниципального образования, где расположено МФЦ [5]. Чтобы полностью выполнить такие условия, нужны, как правило, дополнительные траты из местного бюджета. Помимо того, требуются соответствующие свободные помещения, которые находятся в собственности муниципалитета.

Финансировать текущие расходы многофункциональных центров можно за счет перераспределения ресурсов, сокращая количество мест приема федеральных, муниципальных, региональных органов, которые тоже предоставляют услуги населению. Показательный пример – уменьшение числа приемных офисов Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии РФ с делегированием ее функций в МФЦ.

Другой яркий пример эффективного сокращения числа офисов, предоставляющих услуги в регионах – в Ростовской области МФЦ были переданы полномочия предоставлять услуги по социальной поддержке граждан, в результате чего количество сотрудников приемных офисов органов соцзащиты уменьшилось на 410 человек.

Одновременно для улучшения уровня удобства и комфорта обслуживания многофункциональные центры имеют право вводить платные услуги [3, c. 115-121].

Деятельность МФЦ продолжает совершенствоваться, и одним из важнейших аспектов этого процесса является усиленное внимание, уделяемое профессиональной подготовке сотрудников, участвующих в оказании услуг гражданам и организациям. В контексте развития данного направления реализуется целый комплекс мероприятий:

  • совершенствование профкомпетенции специалистов многофункциональных центров, развитие у них специфических навыков и умений, требующихся для эффективного обслуживания населения в учреждениях, работающих по принципу «единого окна»;

  • совершенствование работы с кадрами, внедрение более результативных методов, способствующих обеспечению структуры МФЦ профессиональными и компетентными сотрудниками;

  • формирование особых площадок, предназначенных для повышения квалификации специалистов и должностных лиц многофункциональных центров.

Взаимодействие с гражданами и организациями в сфере предоставления муниципальных и государственных услуг должно основываться на высокой квалификации, знаниях и навыках соответствующих специалистов. Специфические умения требуются и тогда, когда услуги оказывают в электронном виде.

В 2014 году системе МФЦ было присвоено новое название – «Мои Документы». Новые офисы и центры открывались уже под этим названием, а сегодня данная сеть включает в себя больше тринадцати тысяч центров, предоставляющих услуги, ими охвачено почти 96% российского населения. Именно в многофункциональных центрах реализуется подавляющая часть востребованных социальных услуг, к примеру, регистрация по месту жительства или пребывания, выдача загранпаспортов и паспортов гражданина РФ, регистрация недвижимости, оформление материнского капитала и многие другие. В общей сложности, в офисах «Мои Документы» оказывается около тридцати федеральных и ста пятидесяти муниципальных и региональных услуг, причем их список постепенно пополняется. Как пример вышесказанного, с 2018 года МФЦ имеют право оказания услуг ЗАГС, немного позже - с 2019 года физические лица получили возможность уплачивать через МФЦ налоги и различные официальные платежи, перечисленные в Налоговом кодексе РФ, и, кроме того, жаловаться в письменном виде на неудовлетворительное качество услуг и товаров. Последнее позволяет заявителям обжаловать бездействие либо действия, которые нарушают требования, связанные с безопасностью (санитарной, информационной, пожарной) и с качеством оказания услуг в самых разных областях – торговой, туристической, развлекательной и других.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 46. – Ст. 4720. (не действует в настоящее время).

  2. Портал административной реформы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ar.gov.ru/ru-RU/typicalPage/typical-page/view/18 (дата обращения 09.2022).

  3. Панина О. В. Сущность и назначение многофункциональных центров предоставления государственных услуг // Муниципальная академия. – 2017. – № 1. – С. 115-121.

  4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 239-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4587.

  5. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 (ред. от 14.09.2022) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 2). – Ст. 7932.

Интересная статья? Поделись ей с другими: